Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, которые учитываются при образовании административно-территориальных единиц.
1. Естественно-географические условия (реки, леса, горы и т.д.). 2. Экономическая деятельность на данной территории (промышленный или сельскохозяйственный район, обособленность экономической деятельности). 3. Численность населения (для образования некоторых административно-территориальных единиц необходимо, чтобы на их территории проживало не менее установленного числа граждан). 4. Необходимость максимального приближения органов власти и управления к населению (органы власти должны быть доступны населению, находиться недалеко от места проживания большинства граждан соответствующей административно-территориальной единицы). С учётом названных выше факторов административно-территориальные единицы делятся на городские (город, посёлок) и сельские (сельсовет), а также территории, объединяющие городские и сельские единицы (район). Кроме того, крупные города с целью удобства управления городом делятся на районы в городе> Более подробно вопросы административно-территориального устройства решаются самими субъектами федерации с учётом общих положений, устанавливаемых федеральными органами власти и с учётом воли самого населения путём проведения социологических опросов и местных референдумов.
44, 45, 48 Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ. Государственно-правовой (политический) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной (политической) власти. Признаки государственно-правового (политического) режима. 1. Показывает степень участия народа в механизмах формирования государственной власти, а также сами способы такого формирования. 2. Показывает соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности. 3. Показывает характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации государственной власти непосредственно народом. 4. Показывает положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата. 5. Показывает место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти. 6. Показывает доминирование определённых методов (убеждения, поощрения, принуждения) при осуществлении государственной власти. 7. Показывает политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.). 8. Показывает меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
Демократический государственно-правовой режим – это такой режим, при котором высшей ценностью провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; закрепляется обеспечивается выборность и сменяемость органов государственной власти; закрепляется и обеспечивается политический плюрализм, гласность, свободные СМИ; государственная власть способствует развитию гражданского общества. Признаки демократического государственно-правового режима. 1. Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. 2. Решения государственной властью принимаются большинством с учётом интересов меньшинства. 3. Выборность и сменяемость органов государственной власти. 4. Народ – единственный источник власти. 5. Контроль населения за принятием политических решений. 6. Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; всей полнотой власти в государстве не обладает ни один орган. 7. При осуществлении государственного управления доминируют методы убеждения, поощрения и компромисса. 8. Силовые структуры находятся под демократическим контролем общества. 9. Свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций. 10. Политический плюрализм – свободное выражение интересов всех социальных групп общества (а его показатели – деятельность различных политических партий и общественных организаций). 11. Гласность; средства массовой информации свободны от цензуры. 12. Наличие гражданского общества. Авторитарный государственно-правовой режим – это специфический механизм осуществления государственной власти, где полнота государственной власти сосредоточивается в руках узкого круга лиц (властной элиты), действующих от имени государства в государственных интересах (в целях обеспечения государственной целесообразности) и сочетающих жёсткие императивные методы регуляции в сфере идеологии и политики с диспозитивными методами воздействия в области экономики.
Признаки авторитарного государственно-правового режима. 1. Это государство, в котором власть не имеет непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом. 2. Государственная власть произвольно осуществляется ограниченным количеством органов и лиц. 3. Прямо используются управленческий административный аппарат, вооружённые силы и карательные учреждения. 4. Права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе. 5. Существует формальное требование соблюдения законов. 6. Сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты). 7. Бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти. 8. Юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения. 9. Введение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой. При помощи первой регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных. 10. Допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.). 11. Определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества. 12. Жёсткий государственный диктат в идейно-политической сфере, недопущение политической оппозиции. 13. Активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов воздействие (административный и судебный произвол, политический террор).
Тоталитарный государственно-правовой режим – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической духовной), которая полностью поглощает гражданское общество.
Признаки тоталитарного государственно-правового режима. 1. Управление в обществе строится на началах всевластия административного аппарата или отдельных его лиц. 2. Это всевластие не определяется законом. 3. Из жизни общества исключается независимое правосудие. 4. Права и свободы игнорируются. 5. Общество находится под тотальным контролем административного аппарата, а также вооружённых сил и карательных учреждений. 6. Беспрепятственно подавляется личность. 7. Внеэкономическое принуждение к труду. 8. Политическое, экономическое, военное и идеологическое господство тоталитарной бюрократии (номенклатуры, партократии). 9. Политизированная иерархическая социальная структура (положение человека в обществе определяется его местом в структуре власти, отношением к власти). 10. Венчающая пирамиду тоталитарной бюрократии харизматическая фигура вождя, сосредоточивающего в своих руках верховную политическую, экономическую, военную и идеологическую власть. 11. Псевдодемократизм, имитация «народовластия» и заботы о благосостоянии народа (рабочих, трудящихся). 12. Мощные следящая и карательная система, способные обеспечить тотальный контроль; периодический массовый террор; псевдоправосудие как элемент карательной системы; фиктивность законодательства. 13. Милитаризованная экономика, подчинение внутренней политики интересам военно-промышленного комплекса, агрессивная внешняя политика. 14. Принудительная идеология, открытое отступление от которой карается как тяжкое преступление; мощный аппарат идеологического воздействия. 15. Нагнетание путём репрессий атмосферы страха, что обеспечивает тотальное повиновение; насаждение в обществе образа врага, что позволяет убедить часть населения в необходимости тотального контроля, репрессий, уничтожения некоторых социальных групп («врагов народа»).
|