Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности государственно-правового режима в РФ.






Конституция 1993 года, характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический (государственный) режим.

1. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

3. Каждые 4 года в России проходят выборы главы государства – Президента РФ; выборы депутатов Государственной Думы – нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция РФ была принята на референдуме – всеобщем голосовании – в 1993 году.

4. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

5. В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе.

6. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

7. Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

8. В России существует местное самоуправление.

9. Важнейший признак демократии как государственного режима – учёт мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

10. Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

11. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

 

 

21, 51 Пути формирования правового государства в современной России.

1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих преобразований – принцип разделения властей. Конечно, ещё много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определённых традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти.

2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

3. В правовом государстве человек, его права и свободы – высшая ценность. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирования новой по существу правовой системы.

5. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

6. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе (правовой нигилизм граждан и чиновников)..

После распада СССР принцип «правового государства» получил общее признание, были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (Конституционный Суд, арбитражные суды). В 1991 году была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства впервые в истории отечественного конституциализма получила прямое закрепление в Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. Согласно Конституции Россия – Российская Федерация является демократическим, республиканским, федеративным, правовым государством (ст. 1).

В новой Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три компонента правовой государственности: 1) гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); 2) нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция правового закона); 3) институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, по Конституции (ч. 1 ст. 3), является её многонациональный народ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию, а сама российская Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4).

Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют прежде всего положения Конституции РФ о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2), о разделении властей (ст. 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права (ст. 15).

Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в РФ равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. (ст. 8, 9).

Основные федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в конституционных положениях о равноправии субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ, о едином гражданстве РФ, её государственной целостности и единстве системы государственной власти, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

Идеологические и политические характеристики конституционного строя включают в себя признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перед законом (ст. 13).

Новая Конституция РФ в своей регламентации основных положений постсоветского строя опирается на естественноправовые идеи о прирождённых неотчуждаемых правах и свободах человека, что и определяет в конечном счёте правовой характер основного закона.

Существенное значение для утверждения в стране демократического государственно-правового строя имеет конституционное положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются, по Конституции (ст. 15), составной частью её правовой системы. Если при этом международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В качестве одной из основ нового конституционного строя Конституция (ст. 2) провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». При этом Конституция исходит из прирождённого и неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека. В духе этих естественноправовых идей в Конституции (ч. 2 ст. 17) утверждается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

В Конституции (гл. 2) закреплён широкий круг личных, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, соответствующий современным международным стандартам и высокому уровню конституционных требований в этой сфере в развитых демократических странах.

В Конституции (ч. 1 ст. 17) закреплено: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Поскольку конституционный перечень не является исчерпывающим, в Конституции РФ (ч. 1 ст. 55) отмечается: «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Конституция (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

При этом в Конституции (ст. 56) подчёркивается, что и в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные в ряде статей Конституции. Речь, в частности, идёт о таких правах, как право каждого на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и свободу вероисповедания, на жилище, на судебную защиту его прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, и о некоторых других правах и свободах.

Помимо общесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституции указаны и другие институты и должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение этих прав и свобод (Президент, Правительство, Конституционный Суд, Уполномоченный по правам человека).

Важное значение в этом плане имеют и международные формы защиты прав и свобод человека. Так, Конституция (ч. 3 ст. 46) признаёт право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (Европейский Суд по правам человека).

В Конституции содержится также и ряд специальных норм, конкретизирующих общеправовое значение прав и свобод человека и гражданина для других компонентов правового государства. Существенное положение об этом содержится в ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Если данная статья в позитивной форме содержит требование правового закона, правового характера (соответствия праву) деятельности всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, то в другой статье Конституции (ч. 2 ст. 55) содержится прямой запрет антиправового (правонарушающего) закона: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Важная в этом плане норма содержится и в ч. 3 ст. 15 Конституции: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Так, Конституция (ч. 2 ст. 46) закрепляет такую важную форму судебно-правового контроля общих судов, как обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений и должностных лиц. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 120), суд при рассмотрении конкретных дел проверяет соответствие подзаконных актов закону и, если при этом будет установлено несоответствие между ними, решение должно быть принято в соответствии с законом. Кроме того, суды, по Конституции (ч. 4 ст. 125), вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности применённого или подлежащего применению в конкретном деле закона, нарушающего конституционные права и свободы граждан.

Присущая новой российской Конституции концепция правопонимания включает в себя в целом и правовое понимание государства, и соответственно правовую организацию государственной власти. В организационно-властном плане это нашло своё выражение в конституционном закреплении определённой системы разделения властей в рамках общей концепции российской правовой государственности.

Сам принцип разделения властей сформулирован в Конституции (ст. 10) следующим образом: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но в полной мере оно правовым ещё не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах.

В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики (среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур.

В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества, однако, в настоящее время, общество распалось на очень богатых и бедных.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д.

В правовой сфере формирование правовой системы далеко не закончено. Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры.

Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государство должно сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения. Трудности на этом пути обусловлены в значительной мере тем, что в России ценности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор ещё сильны надежды на помощь со стороны государства.

Современное российское государство по своему типу является переходным (от тоталитаризма к правовому государству). Оно несёт на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т.д.).

Однако появились и укрепляются демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей и т.д.

 

52. Советское государство: возникновение, природа и этапы развития, кризис и распад.

Тоталитарное государство начинает складываться, начиная с 25 октября 1917 года, когда II Всероссийским съездом был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. Развитие нового государства началось с утверждения Республики Советов. Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свёртывание свободной деятельности местных Советов. В сущности, с января 1918 года не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятая в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила.

Создатели Конституции отбросили почти все выработанные к тому времени принципы представительной системы. Ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции, подчинении государства праву и т.д. не было и речи. Необузданная исполнительная власть – самое страшное, что внести большевики в новое государство. При полном отрицании прав и свобод человека эта власть, сразу ставшая самой главной, не стеснённая судебным контролем, рождала чудовищные злоупотребления. На основе негласных указаний расстреливались сотни людей, тысячи были арестованы, выселены из домов, вынуждены эмигрировать.

Глава 13 Конституции установила откровенную дискриминацию, предоставив право избирать и быть избранным только тем, кто «добывает средства к жизни производительным и общественным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наёмному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.

Большевики быстро разделались с политическими партиями, они были запрещены, а их лидеры репрессированы или расстреляны. Советы оказались в руках большевиков, а точнее – под руководством партийного аппарата. Произошли сращивание партийной и государственной власти и её полная централизация. На съездах партии и на пленумах ЦК открыто обсуждались и решались коренные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан. Все назначения в государственный аппарат, как и во все общественные организации, прессу и т.д. осуществлялись только через партийные решения; партийный аппарат тем самым становился главным механизмом выдвижения политического руководства страны на всех уровнях, люди «со стороны» в расчёт не принимались.

 

В 1922 году образуется СССР, в 1924 году принимается союзная Конституция.

Диктат партии постоянно нарастал, создавал удушающую атмосферу запрета свободной мысли и действий людей.

Сталинский режим личной власти сложился в ленинских государственно-правовых формах, установленных Конституциями 1918 года (РСФСР) и 1924 года (СССР). Но Сталин, провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временем пришёл к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция 1936 года, действительно очень демократическая для своего времени.

Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, как бы гарантировав людей от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу. Это была абсолютно формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля за карательными органами в стране не существовало.

Подавление личной свободы граждан строилось на законах, т.е. носило организованный характер. Вот некоторые примеры и формы этой политики:

- уничтожение и выселение миллионов крестьян в ходе коллективизации под видом «борьбы с кулачеством»;

- включение в УК РСФСР (и других республик) статей, которые под видом борьбы с «контрреволюционной агитацией и пропагандой» и «преступными сообществами» ликвидировали свободу слова, печати, собраний, митингов и демонстраций;

- всеобщая паспортизация населения с изъятием из неё жителей села, что исключало возможность для крестьян свободно менять место жительства и устанавливало милицейский контроль за каждым городским жителем;

- введение прописки в крупных городах, которая лишила людей возможности по собственному выбору определять своё место жительства;

- запрещение браков с иностранными гражданами и свободного выезда из страны;

- принудительное переселение целых народов (крымских татар, чеченцев и ингушей и др.), скомпрометировавших себя «тотальным коллаборационизмом» с оккупантами в годы войны;

- принудительная депортация населения из прибалтийских республик под видом борьбы с «контрреволюционными элементами» и др.

Основные черты сталинского тоталитарного режима.

1. Неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в руках диктатора, который осуществлял её через принудительно-репрессивный аппарат, милитаризованный чиновничье-бюрократический аппарат.

2. Власть реализовывалась методами насилия, массового жестокого террора, произвола и беззакония. Личность оказалась ничем и никем не защищённой.

3. Официальные конституционные органы государства – система Советов – проводили в жизнь указания диктатора и директивы партийной номенклатуры. Территориально-государственная власть осуществлялась по принципу строгого сверхцентрализма.

4. Произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще (тотально) контролировалось административно-карательным аппаратом. Политическая власть распространилась на экономику, на всё народное хозяйство.

5. В стране существовала одна строго централизованная партия, верхушка которой стояла над государством и обществом.

6. Массовые репрессии.

 

Модификация государства в годы правления Хрущёва и Брежнева не затронули его сути. Обновление государственно-правовых институтов, начавшееся после XX съезда КПСС (1956 г. – осуждение сталинского режима), несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет прав человека, его права и свободы. В стране действовали «правовые механизмы», которые начисто перечёркивали свободу слова, печати, вероисповедания, политической деятельности, многие личные права граждан. Репрессии, вплоть до массовых расстрелов (1962 г. в Новочеркасске), ссылки и высылки по-прежнему применялись для расправы над инакомыслием и свободолюбием.

В 1977 году была принята Конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, созданную ещё Сталиным, и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. В Конституцию, красочно расписывающую достижения «развитого социализма», была включена пресловутая ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни.

Исчерпав все свои идеологические ресурсы, социалистическая демократия так и не смогла уйти от тоталитаризма, дать народу права и свободы, которые давно имели граждане «загнивающего» капитализма.

С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка). Этот процесс был связан с именем М.С. Горбачёва. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством – отмена ст. 6 Конституции СССР.

Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезд народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР).Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М.С. Горбачёва.

Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 года был провозглашён суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 года впервые всенародно избран Президент РСФСР – Б.Н. Ельцин. Августовский путч (19-21) 1991 года, организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, но он дал толчок суверенизации всех республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошёл распад СССР на пятнадцать независимых государств. Двенадцать из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал