Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вторые узы и мученическая смерть в Риме. Пастырские послания.
Хотя ни в книге Деяний Апостольских, ни в посланиях Св. Апостола Павла нет прямых указаний на его освобождение из первых уз и четвертом путешествии его, но есть в посланиях Св. Павла, так сказать, молитвенные указания на это, подтверждаемые преданием. Мы уже видели, что Св. Павел в своем послании к Филиппийцам, написанном из 1-х уз, в Риме, писал, что пользуется в Риме свободой проповеди о Христе и что за учение о Христе ему не грозит опасности, а между тем за это учение он терпит узы. Потом, во всех своих посланиях из уз он высказывает уверенность, что он освободится из уз и опять увидится с своими возлюбленными Церквами (Филип. 2, 24; Фил. 22). Потом, из послания к Титу видно, что Св. Павел основал Церковь на остр. Крите, епископом которой поставил Тита. В деяниях же Апостольских не находится подтверждения тому, что Св. Павел проповедовал Евангелие о Христе в Крите ранее Римских уз. Из послания к Тимофею мы узнаем, что он поставлен был Св. Павлом Епископом Ефесской Церкви (1 Тим. 1, 3). Опять доказательств на это в Деяниях нет. Напротив, из посланий Св. Павла из узнаем, что Тимофей почти во все время узничества в Риме был с ним (Колос. 1, 12, 19; Филим. 1) и даже разделял с ними узы его (Евр. 13, 23). Наконец, предание Церкви утверждает, что Св. Павел посетил Испанию, вторично был в узах в Риме и принял здесь мученическую кончину *). Таким образом, на основании этих, хотя и не положительных доказательств, мы не впадем в большую историческую ошибку, если, согласно с преданием Церкви, допустим освобождение Св. Павла из 1-х уз его в Риме. В послании к Римлянам Св. Павел выразил намерение посетить Испанию с словом Евангелия (Рим. 15, 24). В послании к Филиппийцам (2, 24) с уверенностью пишет, что он придет к ним. В послании к Филимону пишет, чтобы ему тот приготовил помещение (ст. 22). В послании к Евреям пишет, что надеется увидеться с ними (гл. 12, 23). Из послания к Титу видно, что он был в Крите, а из послания к Тимофею, что он был в Ефесе. Как и в каком порядке Св. Павел выполнил план своего 4-го путешествия – не известно. Можно предполагать, что он, после своего освобождения из уз, сел на корабль и отправился в Испанию. Но долго ли он там был и как шло дело его благовествования, ничего неизвестно. Из Испании, вероятно, он на корабле приплыл на о. Крит, где и остановился на некоторое время для благовествования Евангелия и утверждения Церквей, как видно из послания к Титу. Остров Крит (Кандия) был одним из цветущих и богатых островов Средиземного моря. Он густо населен был Греками и Евреями, которые с древнего времени, в период Сиро-Египетского гнета на Иудею, рассеялись по лучшим островам Средиземного моря **). В общем, остров Крит приобрел себе славу между Греками и Римлянами своим государственным устройством и мудрыми законами. Когда же Римляне лишили самостоятельности этот остров, то на нем начались возмущения (ср. Тит. 3, 1). В частности, нравственное состояние жителей острова во время посещения его Св. Павлом далеко не заслуживало похвалы. Греческое его наследие отличалось развратом, обманом – ложью, зверским нравом и бесчестностью (Тим. 1, 12). Иудеи вносили в эту общую порчу нравственности и свою долю. Пристрастные сами к учению восточной эгоистической мудрости, они проповедовали ее и другим, чем развращали целые дома из постыдной корысти (Тит. 1, 10-11). Прибывши на остров Крит, Св. Павел вместе с Титом очень многих обратил к вере Христовой по всем городам острова. Но сам Св. Павел или не имел возможности, или времени организовать по городам Церкви с Епископами и Пресвиторами. Чтобы учение Христово, так видимо охотно принятое Критянами, прочно утвердилось между ними, пересоздало их распущенную нравственность, воспитанную на своеволии, необходим был строгий надзор за ними, энергичный руководитель, который бы авторитетно, нещадно и неусыпно бичевал их малейшие уклонения от чистоты веры. Такого руководителя с апостольскою властью Св. Павел и поставил в Крите в лице Тита, а сам отправился посетить Малоазийские Церкви. Познакомимся поближе с высокою личностью Тита и его характером. В книге Деяний Апостольских об нем совсем не говорится. Сведения о нем сообщает сам Св. Павел в своих посланиях к Галатам, во 2-м к Коринфянам, к Титу и во 2-м к Тимофею. Из этих посланий мы узнаем, что Тит обращен был ко Христу Ап. Павлом (Тит. 1, 4) из язычников - еллинов, и уже на Соборе Иерусалимском был представителем Церкви из язычников (Гал. 2, 1. 3). Далее, из 2-го послания к Коринфянам мы ближе знакомимся с характером и деятельностью Тита. Св. Павел питал к Титу по преимуществу горячую любовь; он беспокоился, когда при нем не было Тита (2 Кор. VII, 6) и поручал ему такие важные дела в христианстве, которые требовали большого благоразумия, пламенной веры и энергии духа. Так, ему он поручил отнести свое послание к Коринфянам и своими убеждениями возвратить непокорных к чистоте веры и послушанию Св. Павлу. Насколько была важна в глазах Апостола эта миссия Тита в Коринф, с посланием, Св. Павел сам высказывает в своем послании (2 Кор. 7, 5), что он, до возвращения Тита, не имел покоя духу и ожидал его с нетерпением. Мы видим, что и Тит также имел беспокойство духа и сильно огорчен был поведением Коринфян (2 Кор. 7, 7.13). Но своим убеждением, своей энергией он произвел на Коринфян такое впечатление, что они приняли его со страхом и трепетом (2 Кор. – 7, 15), возбудил в них раскаяние, плачь о своих заблуждениях (2 Кор. 7, 7) и возвратил их к послушанию Св. Павлу, что наполнило его душу радостью и успокоило его пламенный дух, о чем и сам Св. Павел видимо беспокоился (2 Кор. 7, 18). Другая миссия Тита была к тем же Коринфянам для сбора милостыни в пользу бедных христиан Иерусалимской Церкви. Коринфяне мало были на деле расположены жертвовать в пользу бедных. Чтобы возбудить в них усердие и ревность Апостол опять посылает к ним Тита (2 Кор. 8, 6), как деятельного и ревностного в деле благотворения (2 Кор. 8, 17). Тит, действительно, всей душой, без малейших корыстных расчетов, предан был этому делу, как свидетельствовал о нем сам Св. Павел (2 Кор. 12, 18). Таким образом, Тит был, как сам Св. Павел говорит о нем, товарищ его и сотрудник в Коринфской Церкви (2 Кор. 8, 23). Поэтому-то Св. Павел и поручил ему, как товарищу своему, полную заботу о Критской Церкви, давши ему Апостольские полномочия. А сам отправился в Миры Ликийские, отсюда, вероятно, в Колоссы, как обещал Филимону (ст. 22) и другие Малазийские Церкви, на пути к Иерусалиму, где он надеялся лично укрепить веру христиан, как обещал в своем послании к Евреям. В Никополе Киликийском остановился, чтобы здесь провести зиму – 65 года. Отсюда, вероятно, посылает свое послание к Титу, как начальное в числе пастырских посланий его. Св. Церковь последние по времени послания Св. Павла к Титу и Тимофею называет пастырскими потому, что они написаны к пастырям и содержат наставления о добром пастырствовании. И в прочих посланиях говорится о пастырях и пастырстве, но не главным образом, а наряду с другими предметами, здесь же пастырство – главный предмет посланий. Все они указывают, каков должен быть пастырь, как его избирать, как он должен жить, учить и править обществом христианским, и как стоять за истину против проникающих в это общество лжеучителей. И в пастырских посланиях излагается христианское учение догматическое и нравственное, но только исключительно с той стороны, как то, и другое следует пастырю преподавать пасомым. *) Так, Климент, Епископ Римский, ученик Св. Павла, утверждает, что Св. Павыел прошел с проповедью до крайнего запада, чем, очевидно, была Испания по отношению к Риму. Многие отцы (Евсевий, Афанасий Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст, Иероним, Феодорит и др.) утверждают положительно, что Св. Павел путешествовал в Испанию и потерпел мученическую кончину в Риме. **) Из Фаррара. Жизнь и труды Св. Ап. Павла.
|