Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. 1-3.Уполномочивая Тита властью Апостольскою над Критскою Церковью, Св






1-3. Уполномочивая Тита властью Апостольскою над Критскою Церковью, Св. Павел в приветствии подробно указывает не свою власть и право на такое полномочие. Он раб Божий, поставлен Иисусом Христом в Апостолы для того, чтобы предназначенные Богом к избранию уверовали чрез его проповедь в Господа Иисуса Христа, познали истину спасения, - что нужно делать и как жить по истине, чтобы быть благочестивыми и получить жизнь вечную, обещанную верующим и живущим по вере в предвечном совете (прежде веков времен), это обетование – слово – Евангелие возвещается теперь устами Апостолов и его Св. Павла по повелению Спасителя нашего – Бога – Господа Иисуса Христа (Тим. 2, 13).

4. Эту свою Апостольскую власть Св. Павел передает Титу, как своему истинному сыну по духу и по вере и молит Господа – пастыреначальника даровать ему для управления Церковью – благодатные силы и милость, как такому, которому трудно избежать ответственности пред Богом (ибо души всех взыщутся от его рук, как Епископа), мир, как поставленному в необходимость быть в столкновениях и вести непрерывною борьбу и с своими, и с чужими, и с внутренними, и с внешними, и с видимыми, и с невидимыми. Все эти дары, необходимые для пастыря, исходят от Св. Троицы.

II. Начало послания. (1, 5).

5. Св. Павел вместе с Титом распространил веру Христову по всему Криту, но многого не успел докончить, и главное, организовать Церкви Христовы по всем городам. Чтобы докончить это дело он оставляет в Крите своим наместником Тита и заповедует ему как исправить (доделать) в Крите то, что начато Св. Павлом, но не доведено до конца; и главное, между недоконченным Св. Павлом, - поставить – рукоположить по всем городам пресвитеров, - потому что без них ни учение, ни таинства, ни другие все порядки в Церкви должным образом не могут быть исполняемы. Под пресвитерами городов Отцы толковники разумеют епископов, как старейшин над иереями. И доселе на Востоке держится обычай, чтобы всякий город, по возможности, имел своего Епископа. «Не хотел, говорит Св. Златоуст, Апостол, чтобы весь остров подчинен был одному лицу, но, чтобы каждый имел часть в своем ведении и наблюдении, ибо таким образом и для него самого облегчится труд, и над подчиненными будет больше наблюдения, если учитель не будет развлекаться, предстоятельствуя над множеством Церквей, но будет заниматься только одною и ее устроять». Как все это исправить и доделать, Св. Павел все это сам обдумал и подробно устно передал Титу, как руководительное для него правило или инструкцию.

III. Правила в руководство Титу, а в лице его и всем устроителям Церквей:

1) Относительно поставления Епископов (1, 6-9).

Здесь Св. Апостол определяет, каков должен избираемы во епископы: а) по семейным и гражданским добродетелям (ст. 6), б) какими должен отличаться нравственными качествами (ст. 7.8) и в) насколько должен быть учителен (ст. 9).

а) Какого семьянина и гражданина можно считать достойным епископства (ст. 6).

6. При избрании Епископов, как я говорил, повелел тебе, избирай из таких, кто не порочен и пр. Тит должен тщательно узнать и испытать нравственные качества избираемого. Служение епископское есть образ служения Христова, Он – Епископ – служитель Божий, устроитель Церкви Божией и словом, и примером – жизнью. Поэтому Он сам в нравственной жизни своей должен быть непорочен – безукоризнен (ср. 1 Тим. 3, 2), - «если никто не может укорить его в дурной жизни» (Феод.), не в то только время, как его избрать и определять, но быть таким, чтобы совесть его не угрызала ни за какой грех со времени крещения. Ибо как предстателю Церкви укорить согрешающего, когда он тайно в сердце сознает, что сам позволял себе то, в чем обличает другого? (Иерон.) Он должен быть высок духом на столько, чтобы не увлекаться слабостями плоти даже в супружестве: он должен быть муж одной жены – не второбрачный, и «супружество само по себе настолько честно, что при нем можно восходить даже на священный престол» (Св. Злат.). Но женатый Епископ должен особенно тщательно заботиться о религиозно-нравственном воспитании своих детей. Нужно, говорит, чтобы дети избираемого в епископы были верующие, не подлежали укору в блуде или в непокорности и строптивости. Иметь одну жену и быть непорочным зависит от воли человека, а что дети бывают неисправны, это не всегда бывает по вине родителей (Быт. 25, 1 Цар. 8). Почему можно думать, что Апостол разумеет здесь такие случаи, когда дети неисправны по вине родителей, - по неуменью их исправить как должно, или по нерадению о том. «Если кто считает воспитание детей делом второстепенным, заботясь только об имуществе и не имея об них надлежащего попечения, то таковый не достоин священства. Если он не мог воспитать своих детей, то достоин великого осуждения за леность; а если не старался, то достоин великого осуждения за недостаток любви. По сему кто не радит о своих детях, тот как может пещтись о чужих» (Св. Злат.).

б) Каков должен быть Епископ по нраву? (ст. 7, 8).

7. Ибо епископ, как домостроитель Божией Церкви, должен быть и сам высоким примером для пасомых; поэтому он должен быть: не себе угождающим, - не ставить свой произвол, выше всего, не обращая внимания на справедливые желания и нужды управляемых; «таковой, если будет поступать во всем только по произволу, сделает свое управление насильственным – деспотическим» (Св. Злат.). Не гневлив. – Гневливый всегда раздражается, и при малом неосторожном слове, или какой погрешности, приходит в раздражение. Ничего нет безобразнее ярящегося наставника, с грозным видом, с трясущимися губами, с наморщенным лбом, и с лицом то бледнеющим, то краснеющим, с неистовым криком. Таковой влечет погрешающих не к добру, а своею свирепостью низвергает в еще большее зло (Иерон.). «Как может, говорит Св. Златоуст, учить других обуздывать эту страсть тот, кто не поучил этому самого себя? «Епископу не подобает быть пьяницей – собственно, шумливым как от вина, бранчливым и ругательным, придирающимся и обращающимся с оскорбительными словами». Ибо ничто, говорит Св. Златоуст, так не возбуждает презрения, как оскорбление, которое наносит более бесчестия самому оскорбляющему, лишая его должного уважения; ибо оскорбляемый делается более дерзким и презирает оскорбляющего. «Епископу не следует так же быть, «убийцей» - ни телесно, ни душевно, «ни руками не наносящим побоев и ран, ни словами горькими и ожесточенными не разящим душ», (Феод.), не бьющим совести немощных братий. Епископ должен быть «не скверностяжательным». Этим запрещается ему не только дурными средствами приобретать себе состояние, но вообще всякое искание и желание прибылей считается позорным в лице Епископа: «он должен быть совершенно нестяжателен» (Св. Злат.). – Указавши чем не должен быть Епископ, Св. Павел указывает далее, чем он должен быть.

8. Страннолюбие. Св. Павел везде заповедует целым Церквам; для чего устроялись общие странноприимницы, попечение о которых лежало на Епископе. Но что бы он вернее и охотнее исполнял это, надо прежде избрания удостовериться, имеет ли он расположение к тому; почему Св. Павел и выставляет первым качеством избираемого во епископы страннолюбие его. Епископ должен быть «братолюбцем» - ревнителем всякого рода добрых дел. На нем лежит попечение о бедных и больных, вдовах и сиротах. Нужное для этого доставляет паства; но надо, чтобы у епископа или пресвитера лежало сердце к такого рода делам; тогда и паства больше будет усердствовать. Епископ должен быть целомудрен чист от плотских грехов, возможных и при супружеской жизни. Епископ должен быть – праведный – безукоризненно справедливым ко всем, воздавая каждому должное по закону справедливости. Епископ должен быть – преподобен – свят, - украшен всякими душевными и телесными добродетелями и всецелою преданностью Богу. Епископ должен быть воздержателен от всех видов страстей – беспристрастным. Таков должен быть епископ по своей жизни.

в) Каков должен быть епископ по учительству (ст. 9).

9. Епископ должен не только сам хорошо усвоить, но и держаться – дорожить, как жизнью, словом истины, которое изошло от Бога – Богом возвещено. Но как узнать, что оно таково у избираемого во епископы? Когда он держится слова – учения, которое не сам придумал, но которое принял чрез научение. Спаситель говорит, что Он научен Отцом (Иоан. 8, 28). Апостолы научены Господом Спасителем, верующие все научены Апостолами. Научение это в начале составляло норму Христианского ведения и свидетельство верности его: кто держался сего научения, тот держался «верного словесе». И это-то Апостол поставляет в законе епископу: не вдавайся в философии; держи, что и как принял; и как принял, так и преподавай. Если епископ будет поступать по этому закону, то он будет силен, - слово его, как от Бога исшедшее, будет победоносно, - убедительно для тех, которые ищут здравого – истинного учения, а для противящихся истине – будет служить надежным обличением. Этим правилом епископ и должен пользоваться, чтобы учить других. Учительность – его прямая и главная обязанность. «Если у епископа, говорит Златоуст, только жизнь свята, то живя так, он себя только пользует, но если он и учителен, то и себя и других созидает». «Кто не силен ни с врагами бороться и пленять всякий разум в послушание Христово, ни своих научает убеждать, утверждать, тот лжеепископ есть» (Иерон.).

1) Слав.: «преподобен».

2) Слав.: «воздержателен».

10. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков 1), особенно из обрезанных,

11. каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти 2).

12. Из них же самих один стихотворец 3) сказал: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые.

13. Свидетельство это, справедливо. По сей причине обличай их строго 4), дабы они были здравы в вере,

14. не внимая Иудейским басням и постановлениям людей 5), отвращающихся от истины.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал