Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РЕМОНТ ArPErATOB rАЗОТУРБИННЫХ
двиrАТЕЛЕЙ ArperaTbI представляют собой сложные конструкции с малоrаба ритными деталями, имеющие жесткие допуски размеров и высокую чистоту поверхности. Основными аrpеrатами являются топливные и масляные насосы, насосыреryляторы, arperaTbI автоматики. Особенности ремонта arperaToB определяются следующими к р и териями: · малым эксплуатационным износом деталей и, соответственно, малыми допусками на зазоры трущихся пар; · индивидуальным подбором ответственных деталей Сплунжерные и золотниковые пары), что резко повышает объем доводочных работ, увеличивает номенклатуру оснастки и оборудования; · испытаниями частей и arperaToB с индивидуальной настройкой и реryлировкой; · мноrообразием конструкций arperaToB. Указанные особенности вынуждают ремонтировать arperaTbI в от- дельном цехе, в котором выполняются все операции ремонта. При разборке используются быстро съемные бестисковые зажимные приспособления, исключающие деформации корпусов и сокращающие время на установку и закрепление arperaToB. Корпуса arperaTOB с се- тью внутренних каналов перед промывкой прокачивают rорячим мас- лом или керосином под давлением. Для повышения эффективности очистки в струю керосина перио- дически подается сжатый ВОЗ.l! ух. Качество про качки проверяется по контрольной сетке, установленной на выходе из arperaTa. Отсутствие заrрязнений на сетке свидетельствует о чистоте каналов. Основными видами изнашивания arperaToB являются: износ при трении, эрозия, коррозия, усталость. Износ при трении приводит к из- менению формы и размеров трущихся поверхностей, забоинам, рис- кам, потертостям, наклепам. На наружных несопряrаемых поверхностях корпусов обнаружива ются поверхностные дефекты Сзабоины, вмятины, царапины, скалыва- ние ребер охлаждения или жесткости). Недостаточная фильтрация ра- бочей жидкости приводит к возникновению рисок, надиров, абразив- Horo износа на внутренней поверхности корпусов. Эрозионные язвы и раковины появляются в разrрузочных канавках, на торцевых поверхностях колодцев корпусов насосов, изrотовленных из алюминиевых сплавов. Коррозия наиболее часто поражает поверхности трубопроводов, шестерен, валиков, золотников, плунжеров. Вода и аrрессивные при- меси в масле и топливе являются основной причиной коррозии. Распространена контактная усталость, приводящая к износу ра- бочих поверхностей зубьев, подшипников, опорных поверхностей шес- терен-валиков насосов. Техническими требованиями на ремонт в общем случае устанавливаются: . поrрешности взаимноrо расположения рабочих поверхностей Снесоосность рабочих поверхностей втулок, неперпендикуляр- ность торцевых поверхностей втулок к осям); . размеры, поrрешности формы и чистота посадочных поверхно стей вращающихся деталей и сопряrаемых с ними поверхностей корпусов, деталей золотниковых и плунжерных пар; . допуски сопряжений основных соединений; . жесткость пружин и их длина под определенной наrpузкой; . виды и характеристики дефектов, подлежащих и не подлежащих устранению; . характеристики по расходу и давлению на выходе из arperaTa, пределы рабочих давлений; . характеристики расхода топлива по уrлу поворота рычаrа управ- ления двиrателем, по давлению и температуре воздуха на входе в двиrатель, температуре rаза за турбиной; . производительность топливных и масляных насосов на всех ре- жимах работы двиrателя; . качество отделения масла от воздуха; . давление и продолжительность срабатывания реryлирующих эле- ментов. К золотникам, плунжерам и сопряrаемым с ними отверстиям предъявляются очень жесткие требования по точности размеров и чис- тоте обработки. При дефектации золотниковых и плунжерных пар макрометриче- ский обмер осуществляют с применением оптических измерительных средств. Процесс ремонта arperaToB состоит из обычных типовых элемен- тов: восстановительноrо и узловоrо ремонтов, доработок, замены и ис пытаний. ArperaT при ремонте проходит следующие стадии: внешнюю про- мывку и осмотр, разборку частичную или полную. Далее осуществля- ются предварительный контрольный осмотр деталей, их промывка, ви- зуальный контроль состояния деталей, а также с помощью оптиче- ских средств обмер деталей и их проверка с применением специаль- ных при боров для обнаружения дефектов и отклонений размеров от чертежа. Особенностью сборки arperaTa после ремонта является то, что поч ти все детали, за исключением стандартных крепежных, должны быть поставлены на тот же arperaT, с KOToporo они были сняты. Поэтому разборка arperaTa на составные части должна быть орrанизована так, чтобы снятые детали комплектно проходили все необходимые опера- ции: очистку, промывку, контроль И т. д. Дефектацию проводят для выяснения техническоrо состояния дета- лей и определения их приrодности к дальнейшей работе или возмож- ности их ремонта и восстановления. Дефектации подлежат все детали и узлы разобранноrо arperaTa независимо от их состояния, за исключе- нием деталей, подлежащих обязательной замене Ссальники, резиновые про кладки и т. д.). В указаниях по дефектации приняты следующие наименования дефектов: царапины и риски, надиры, следы наклепа, вымывание ма- териала, молекулярное схватывание, выкрашивание, засветление, вмятины. По конструкции и условиям эксплуатации детали при дефектации можно разделить на три основные rруппы: 1) детали, подверrающиеся износу в процессе работы arperaTa Сзолотниковые и плунжерные пары, подшипники, валики, зубчатые колеса и т. д.); 2) неподвижные детали (корпусы и крышки); 3) Штуцера, пробки, пружины и крепежные дета- ли (болты, rайки, шайбы). Детали первой rруппы подлежат внешнему осмотру, измерению и про верке на специальных приспособлениях. Обмер сопряженных де- талей производится для проверки rеометрических размеров, правиль ности форм, посадок и rарантийных зазоров, которые обеспечивают работу arperaTa. Температура помещения, в котором осуществляется обмер, должна быть 1820° С. Рабочие цилиндрические поверхности деталей обмеряют по всей их длине в нескольких сечениях во взаимно перпендикулярных на- правлениях. При подсчете зазоров за расчетные величины берут сред- ние арифметические значения замеров. Детали второй rруппы подверrают в основном только внешнему осмотру с целью выявления трещин, забоин, оценки чистоты плоско- стей разъема, обнаружения повреждений резьбы в отверстиях. Детали третьей rруппы подверrают внешнему осмотру для обна- ружения коррозии и повреждения защитных покрытий, повреждений резьб, замятия rраней у raeK и болтов и проверке состояния контро- вочных отверстий. У пружин проверяется их жесткостная характери- стика. Для определения rодности деталей, у которых обнаружены откло нения, не поддающиеся простому и удобному количественному опре- делению Сриски, царапины, надиры), пользуются эталонами. Эталоны представляют собой детали, которые имеют допустимые повреждения. Вопрос о rодности той или иной детали решается путем сравнения с эталоном, т. е. в какой-то степени оценивается субъективно. Эталоны утверждаются постоянно действующей комиссией ре- MOHTHoro предприятия, которая определяет периодичность проверки эталона в зависимости от характера допускаемых отклонений. При замене подшипников для обеспечения необходимых посадок их подбирают по размерам с сопряrаемыми деталями. Роторы с заме- ненными подшипниками иноrда подверrают динамической баланси ровке. Заменяемые зубчатые колеса для обеспечения требуемых посадок подбирают по размерам посадочных мест и внутренних колец подшип- ников. Для установления осевых зазоров и зазоров в зубьях с сопряrаемы ми зубчатыми колесами подбирают реryлировочные кольца и проклад ки. Качество зацепления зубьев проверяют по отпечаткам краски, ко- торую наносят на рабочую поверхность зубьев. Прецизионные пары подбирают по зазору в сопряжениях, который обеспечивают подбором или индивидуальной приrонкой Спритиркой) и окончательно контролируют rидроопрессовкой. Существуют два вида испытаний arperaToB: 1) обкатка и 2) сда- точные и контрольные испытания. Обкатка это испытание, в про цессе KOToporo производится приработка трущихся деталей на посте пенно нарастающих режимах работы ненаrруженноrо arperaTa. При обкатке рабочие параметры arperaTa не замеряют, а лишь контроли- руются время работы на каждом режиме, температура рабочей жид- кости, наличие посторонних шумов. Продолжительность обкатки за- висит от количества трущихся деталей, количества установленных новых деталей и может изменяться в пределах от 30 до 150 мин. По- сле обкатки arperaTbI проходят сдаточные испытания на стендах. При этом осуществляется реrулировка arperaTa и замеряются ero рабочие параметры. ArperaTbI, прошедшие обкатку и сдаточные испытания, направляются на контрольную переборку, а после нее подверrаются контрольному испытанию. Контрольные испытания это испытания приработанноrо и отре- rулированноrо arperaTa под рабочей наrpузкой, в процессе которых за- меряются основные рабочие параметры. При испытаниях топливных и масляных насосов проверяют: произ водительность на максимальных и минимальных оборотах при различ- ных давлениях рабочей жидкости на входе в насос и выходе из Hero, в случае необходимости реryлируют редукционный клапан. Во время испытаний воздухоотделителей контролируются: repMe- тичность, качество прокачки смеси масла с воздухом на оборотах, со- ответствующих малому rазу, рабочих оборотах при различных давле- ниях рабочей жидкости на входе в arperaT и выходе из Hero. Во время испытаний также контролируется процентное содержание воздуха в масле на входе в arperaT и выходе из Hero. При испытании реrуляторов оборотов выполняют следую- щие операции: · проверку производительности маслонасоса реryлятора; . замер утечек масла по зазорам в золотниковых парах; · проверку отклонения оборотов от постоянных при изменении температуры масла на входе в arperaT; . контроль чувствительности реryлятора; · реryлировку редукционноrо клапана и проверку максимальноrо давления масла в каналах, реryлирующих шаr винта Сдля ТВД); · проверку специальных свойств реryлятора Сввод винта в веерное положение и вывод из Hero, автоматическое флюrирование по па- дению давления масла в системе измерения крутящеrо момента). При испытаниях топливореrулирующих arperaToB произ- водятся следующие операции: · проверка и реryлирование дроссельной характеристики G t == f(a), rде G t расход топлива, а уrол поворота рычarа управления двиrателем; . реryлирование минимальной подачи топлива; · реryлирование оrраничителя максимальных оборотов двиrателя; · реryлирование максимальной производительности насоса-реryля- тора; . реryлирование автомата запуска; . реryлирование узла приемистости двиrателя. После испытаний и приемки производится консервация arperaToB обезвоженным и HarpeTbIM маслом.
|