Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссерское построение массовых праздников






В основе режиссуры массового праздника лежит работа над сценарием.

Сценарий - это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой.

Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, художника, организатора.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема-это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных режиссером.

Идея-это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею.

Поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над, сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе он не сможет выполнить нужное действие, сделать яркими образы своих героев, другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника, - это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражать в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей. Конфликт нельзя понимать однозначно и прямолинейно. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящий через всё действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие.

Итак, выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет. Теперь речь должна идти о композиции будущего сценария.

Еще Аристотель выражал подобное требование и к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, так и конец. Это и его главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод, в действие которого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Основное действие - эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией - завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.
Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрального действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрального сценарного произведения.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или нечеткость отставляют ощущение незавершенности всего массового праздника. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным для проявления активности участников массового представления, праздника.

 

Билет №15. 1. Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

—выявление уровня специальной подготовки детей в опреде­ленном виде деятельности;

—выявление и поддержка творчески одаренных детей;

—стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

—поддержка творчески работающих педагогов дополнительно­го образования;

—организационная и моральная поддержка данного вида твор­чества.

Формы конкурсных мероприятий:

• соревнование (турнир),

• фестиваль,

• олимпиада,

• выставка-конкурс,

• конкурс детских работ (в определенном виде творческой дея­тельности),

• конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов),

• смотр-конкурс,

• тематический конкурс или фестиваль,

• конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, федеральный, региональный, городской, окруж­ной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рам­ках одного детского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного меро­приятия:

1-й этап — создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, опре­деление его организаторов;

2-й этап — разработка положения о конкурсном мероприятии

3-й этап — рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия и, если возможно, публикация в СМИ;

4-й этап — организация и проведение организационных и методи­ческих мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т.д.) для педагогов — будущих участников конкурсного мероприятия;

5-й этап — сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;

6-й этап — составление плана проведения конкурсного меропри­ятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т.д.), формирование состава жюри;

7-й этап — организация контактов с участниками конкурса и ре­шение организационных вопросов;

8-й этап — организация и проведение основных конкурсных ме­роприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);

9-й этап — подведение итогов конкурса, определение победите­лей конкурсного мероприятия;

10-й этап — организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т.д.), награждение победителей;

11-й этап — организация и проведение методических меропри­ятий для педагогов — участников конкурсного мероприятия (ана­лиз итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения кон­курсного мероприятия:

—на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участ­ника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий»;

—для привлечения внимания к конкурсному мероприятию не­обходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу распространить пригласительные билеты (обязательно нужно от­править пригласительные билеты всем членам инициативной груп­пы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям ор­ганов образования и местной администрации);

—место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

—подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в специально отведенный для этого день, а вруче­ние призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;

в дипломах победителей конкурсного мероприятия обяза­тельно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и на­звание образовательного учреждения и детского творческого объ­единения, а также фамилию и инициалы педагога.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал