Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет №9. Особенности воспитательной деятельности руководителя детского творческого объединения.
Воспитание правомерно рассматривается как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка). Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование — не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) реально осуществляются: а) профессиональное воспитание, б) социальное воспитание. Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование у ребенка: —этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления ее результатов; —культуры организации своей деятельности; —уважительного отношения к профессиональной деятельности других; — адекватности восприятия профессиональной оценки своей —знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять; —понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность). Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: — чувства причастности к коллективу, коллективной ответственности; —умения взаимодействовать с другими членами коллектива; —толерантности; —желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности; —стремления к самореализации социально адекватными способами; —стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида). Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности. Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие — индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них. Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединении Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса, ведь ребенок приходит на занятия прежде всего для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач: — помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
—выявляет и развивает общие и специальные способности учащегося, его потенциальные возможности; —формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; —способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»; —развивает в ребенке психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий; —формирует у учащегося способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы; —создает условия для развития творческих способностей учащегося. Педагогу необходимо отслеживать и организационные вопросы: насколько регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо позвонить к нему домой и уточнить причины неявки), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. От этих на первый взгляд мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя. Методика работы с детским коллективом
Назовем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива. Начинать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга. Именно организация знакомства может стать отправной точкой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Не ограничиваясь обычной перекличкой детей, следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая и педагога) расскажет всем немного о себе. Также с первых занятий нужно начать разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут осознанно ими соблюдаться без напоминаний педагога. Тогда же может быть достигнута договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации. Это тоже будет способствовать формированию у каждого ответственности не только за собственную деятельность, но и других. Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом поможет традиционный ритуал — прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением эмблемы детского объединения, познакомят с его летописью и самыми успешными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива выучит девиз и гимн детского коллектива. Все названные атрибуты детского коллектива — результат коллективного творчества детей и педагога. Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, помогающий педагогу в организационных вопросах: проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону). Постепенно можно ввести систему временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такое поручение (несложное для исполнения) поможет каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, так как оно будет выполняться для всех. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т.д. Еще одним проверенным на практике способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм работы, выходящей за рамки основного учебного процесса. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это день рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Главное, чтобы в самом этом мероприятии, включая процесс его подготовки, нашлось хотя бы маленькое, но субъективно важное дело для каждого без исключения. Следующий этап работы по формированию детского коллектива — выборы относительно постоянного детского актива (совета, старостата, детского парламента и др.), который в значительной степени определит жизнедеятельность творческого объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определении тематики и форм не только массовых дел досугово-развиваю-щего характера, но и учебной работы (подготовка выставочных работ, конкурсных выступлений, тематических проектов в рамках темы учебного года и т.д.). Чтобы выборы актива не воспринимались членами детского коллектива только как желание педагога, необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе которой педагог и ребята вместе обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только после решения всех вопросов можно проводить выборы, «подкрепить» работу актива специальным документом — положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью. Очень сплачивают детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь все дети «на виду», от каждого из них зависит состояние всего коллектива, а вкладом каждого определяется общий успех. При организации детской группы в ходе таких мероприятий можно использовать приемы, которые были приведены выше, ведь работа с коллективом не зависит от места и сроков его деятельности.
|