Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 3






1. Создание ситуации успеха в деятельности творческого объединения.

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в коллективе.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики педагога, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков - реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педаго­га с детьми. Благоприятный психологический климат - это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дру­желюбия, деликатности - создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности.

Благоприятный психологический климат обеспечивается сово­купностью операций, соответствующих следующим правилам:

- установление личных контактов;

- подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;

- этическое благородство, заключающееся в бескорыст­ной помощи, открытости и радости за другого;

- предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;

- внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

2. Групповая деятельность может рассматриваться не толь­ко, как внеклассное мероприятие, но и как урок. Содержа­ние групповой деятельности на уроке определяется знанием, которое предлагается детям для рассмотрения. Организуя урочную деятельность по усвоению знаний, педагог может исходить из двух позиций по отношению к детям.

Во-первых, педагог относится к ученикам, как к пассив­ным участникам образовательного процесса, наблюдателям, в задачу которых входит восприятие материала. При такой позиции учитель - субъект деятельности на уроке, учащиеся выполняют роль объекта.

Во-вторых, рассмотрение группы детей как совокупность субъекта деятельности, организуемой на уроке. Если в пер­вом варианте учитель, как правило, использует приказ, ука­зание, распоряжение в качестве строгих требований к детям, то во втором случае он больше обращается к просьбе, совету, рекомендации и тем самым способствует развитию самосоз­нания своих учеников.

Повышение результата групповой деятельности способ­ствуют такие операции, как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед предстоящей деятельно­стью, предоставление каждому ребенку возможности индивидуально проявить себя.

3. Создание ситуации успеха. Специфика детс­кого возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому ус­пеху. Неудачник в школе и дома - это потенциальный не­удачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправ­дано создание для школьника ситуации успеха. Технологи­чески это достигается рядом операций: подбадривающие сло­ва и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, пове­дение которых осложнено целым рядом причин.

Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное пе­реживание, неудовлетворение собой в ходе и результате со­вершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при пере­ходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка.

Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется при наличии определенных условий, без которых она превращается в жесткое орудие манипуляции ребенком.

Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности, когда одаренному ребенку в течение какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно такое безразли­чие к себе становится тормозом для развития его личности.

Во-вторых, завышенная самооценка ведет к пренебрежи­тельному отношению к окружающим. Это приводит к отторжению ребенка от коллектива. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не поможет ему. Единственное, что должен сделать педагог - это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих достижений и неудач.

Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в учащемся способность стать субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие

Алгоритм создания ситуации успеха в учебной деятельности детского творческого объединения


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал