Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей






Метод обучения представляет собой способ организации совме­стной деятельности педагога и учащихся, направленной на реше­ние образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным кри­териям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру позна­вательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Методы обучения, традиционно используе­мые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном исполь­зуются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практичес­кая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного — наблюдение, устный конт­роль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выпол­нение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере до­полнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организа­ции учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый ма­териал всем учащимся одинаково, а для практической деятельнос­ти предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной груп­пы): при такой организации учебного процесса для каждого ребен­ка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творчес­кий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебно­го процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста­вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятель­ность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практи­ческие умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатыва­ют технологию его выполнения, оформляют необходимую доку­ментацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Принципы обучения — основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогиче­ской концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности — в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления твор­ческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой — учебный процесс необхо­димо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обуче­ния, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преоб­разовывать окружающую действительность, вырабатывая соб­ственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности — содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (по­рядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из
которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внеш­ние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

Принцип доступности — содержание и изучение учебного матери­ала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и фи­зических перегрузок

Принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно макси­мально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в вос­приятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать воз­можность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, исполь­зовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности — результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами про­цесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют воз­можность самостоятельно планировать и организовывать свою де­ятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения.

Принцип прочности — полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

—в процессе обучения ребенок проявлял познавательную ак­тивность;

—проводились в необходимом количестве и последовательнос­ти специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

—в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

—систематически проводится контроль (проверка и оценка) ре­зультатов обучения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал