Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промышленная и коммунально-складская зоны города






 

«Строительными нормами и правилами планировки и застройки городов» установлено, что все промышленные предприятия и связанные с ними транспортные, энергетические, складские и другие объекты следует размещать на территории промышленных районов. Кроме того, устанавливается, что для группы предприятий, располагаемых на одной или смежных площадках, как для вновь строящихся, так и для расширяемых и реконструируемых, строительство которых намечено одновременно или с разрывом во времени начала строительства не более трех лет, должны проектироваться и строиться общие объекты вспомогательных производств и хозяйств, склады, инженерные сооружения, железные дороги и автомобильные дороги, сети энергоснабжения, водоснабжения, канализации и другие объекты. В промышленном районе (промышленной зоне) города промышленные предприятия и связанные с ними объекты размещаются на основе территориального объединения (а в отдельных случаях и производственного кооперирования) основных и вспомогательных производств, энергетических и транспортных устройств, складского хозяйства, водоснабжения, канализации, связи и других инженерных сооружений, а также объектов культурно-бытового обслуживания, работающих независимо от их ведомственной принадлежности. На территории городского промышленного района может размещаться одна или несколько групп промышленных предприятий или промышленных узлов.

В городе в зависимости от его величины и вида промышленности могут предусматриваться один или несколько промышленных районов (промышленных зон). Проектирование предприятий в виде промышленных районов вместо проектирования разрозненных промышленных площадок отдельных фабрик и заводов имеет следующие преимущества: использование общей сырьевой базы; совместное использование железнодорожного транспорта, энергетических сооружений, сетей водоснабжения и канализации и других технических и вспомогательных устройств; использование общей для всех предприятий и зданий города строительной базы; наличие общей санитарно-защитной зеленой зоны между промышленными и жилыми районами; благоустройство промышленного района в целом с озеленением, правильным санитарным зонированием и отсутствием чересполосицы промышленных и жилых территорий; наличие спланированных городских подъездов и главных скоростных магистралей, связывающих город с промышленностью, а также предзаводских площадей с развязкой различных видов транспорта. Таким образом, на территории промышленного района размещается большой комплекс промышленных и вспомогательных зданий и сооружений, энергетических, транспортных и инженерных сооружений, а также предусматриваются необходимые резервные территории и места для отвалов и отходов производства. Строительные нормы и правила предусматривают необходимость размещения в промышленном районе предприятий с огнеопасным и взрывоопасным производством только с подветренной стороны по отношению к другим предприятиям с устройством разрывов и запретных зон в соответствии с нормами.

Тепловые электростанции располагаются на территории промышленных районов что возможности ближе к центру тепловых и энергетических нагрузок с учетом возможного приближения их к железнодорожным путям и источникам водоснабжения. При выборе мощностей ТЭЦ должна учитываться возможность теплофикации других районов города. Участки для окладов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей выбираются с таким расчетом, чтобы при аварии резервуаров растекание жидкостей не угрожало другим предприятиям, а также жилой застройке. Для создания на промышленных предприятиях наиболее благоприятных условий для труда, отдыха, культурного и профессионального развития трудящихся предусматривается комплексная сеть учреждений обслуживания. Обычно часть этих учреждений располагается на территории предприятий с максимальным приближением к местам труда, а другие учреждения, выполняя функции районного значения, — вне территории предприятий. Составной частью современного промышленного района являются общественные центры, в которых сосредоточиваются учреждения административного, культурно-бытового и научно-технического обслуживания общерайонного значения. Общественные центры промышленных районов имеют радиус обслуживания в пределах 1, 5—2 км; в крупных промышленных районах может быть несколько таких центров. В отдельных случаях при надлежащих санитарно-гигиенических условиях на территории общественного центра размещают спортивные учреждения. В связи с ростом роли науки в производстве непосредственно при предприятиях возникают комплексы научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро и учебных заведений, которые образуют научно-технические центры промышленных районов. На территории промышленного района и отдельных предприятий возможно устройство предзаводских площадей, размеры и планировка которых обусловливаются следующими требованиями: принятием потоков рабочих и служащих, прибывающих на различных видах транспорторганизацией подхода для большого количества рабочих к административно-бытовыми общественным зданиям, проходным, предприятиям общественного питания, научно-исследовательским, учебно-техническим и другим вспомогательным зданиям; выделением места стоянки личного транспорта (велосипеды, мотоциклы, автомашины); организацией места для отдыха рабочих (скверы, цветники, фонтаны), места для установления досок почета, для монументальной пропаганды (скульптура, стенды) и информации (стенды для газет, бюллетеней, объявлений). Территория промышленного района города обычно делится по функциональному назначению и использованию на следующие зоны: санитарно-защитную; административных, технических и обслуживающих учреждений; производственную (занимаемую промышленными предприятиями и производственными объектами); энергетическую; складскую; транспортных устройств. Территории, занимаемые промышленными предприятиями и связанными с ними производственными и вспомогательными учреждениями и объектами, составляют обычно 50—60% общей территории промышленного района. Остальную часть занимают дороги, транспортные сооружения и устройства (7— 10%), общественные и научно-технические центры и предзаводские площади (3—5%), прочие территории, включая резервные и озелененные (30—35%). Основными задачами в организации промышленных районов городов является обеспечение наиболее благоприятных условий для производства, удобных связей с другими частями города и прежде всего с местами расселения трудящихся, а также обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий в городе. При всем этом должна соблюдаться экономия заводских территорий.
Надо отметить, что кооперирование производств и вспомогательных устройств повышает уровень культуры труда на заводах, значительно сокращает расходы на строительство и издержки производства в процессе эксплуатации зданий, оборудования и транспорта. Кооперирование вспомогательных и обслуживающих хозяйств может проводиться по всем видам производственного обслуживания. Переход к групповому размещению предприятий в промышленных районах экономически эффективен. Кроме транспортной сети для пассажирского транспорта, промышленный район должен иметь хорошие транспортные грузовые магистрали для обслуживания производства сырьем, полуфабрикатами и для вывоза готовой продукции с заводов, железнодорожные вводы с сортировочными станциями, автомобильные дороги, а также, где это целесообразно, связь с водными путями. Размещение грузовых магистралей не должно препятствовать дальнейшему развитию селитебных и промышленных территорий города, а также нарушать санитарно-гигиенические условия проживающего населения.

Санитарно-защитная зона промышленного предприятия это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер СЗЗ определяется в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V).

СанПиН устанавливают следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

· промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м;

· промышленные объекты и производства второго класса — 500 м;

· промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м;

· промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м;

· промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I—III классов опасности, и предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на­сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

В пределах селитебной территории городских и сельских поселений допускается размещать промышленные предприятия, не выделяющие вредные вещества, с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, превышающего установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей. При этом расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м.

На территории научной и научно-производственной зоны следует размещать учреждения науки и научного обслуживания, опытные производства и связанные с ними высшие и средние учебные заведения, учреждения и предприятия обслуживания, а также инженерные и транспортные коммуникации и сооружения.

На территориях коммунально-складских зон (районов) следует разменять предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.

Систему складских комплексов, не связанных с непосредственным повседневным обслуживанием населения, следует формировать за пределами крупных и крупнейших городов, приближая их к узлам внешнего, преимущественно железнодорожного транспорта.

За пределами территории городов и их зеленых зон, в обособленных складских районах пригородной зоны с соблюдением санитарных, противопожарных и специальных норм следует предусматривать рассредоточенное размещение складов государственных резервов, складов нефти и нефтепродуктов первой группы, перевалочныхбаз нефти и нефтепродуктов, складов сжиженных газов, складов взрывчатых материалов и базисных складов сильнодействующих ядовитых веществ, базисных складов продовольствия, фуража и промышленного сырья, лесоперевалочных баз базисных складов лесных и строительных материалов.

Размеры земельных участков складов, предназначенных для обслуживания поселений, допускается принимать из расчета 2 м2 на одного человека в крупнейших и крупных городах с учетом строительства многоэтажных складов и 2, 5 м2 ‑ в остальных поселениях.

В городах-курортах размеры коммунально-складских зон для обслуживания лечащихся и отдыхающих следует принимать из расчета 6 м2 на одного лечащегося или отдыхающего, а в случае размещения в этих зонах оранжерейно-тепличного хозяйства - 8 м2.

В городах общая площадь коллективных хранилищ сельскохозяйственных продуктов определяется из расчета 4-5 м2 на одну семью. Число семей, пользующихся хранилищами, устанавливается заданием на проектирование.

 

ПЛАНИРОВКА ОБЩЕГОРОДСКОГО ЦЕНТРА И СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА

В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать в пригородной зоне.

Число, состав и размещение общественных центров принимаются с учетом величины города, его роли в системе расселения и функционально-планировочной организации территории. В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.

В общегородском центре в зависимости от его размеров и планировочной организации следует формировать системы взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), составляющих ядро общегородского центра.

В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды.

Кварталы административных учреждений, имеющих федеральное, региональное, общегородское или районное значение, обычно размещаются на специальных территориях. Как правило эти кварталы и отдельные здания располагаются в центральной части города, в комплексе со зданиями основных культурных учреждений и зданиями торговых предприятий. Они образуют общественный центр города с одной или несколькими площадями, соединенными между собой главной улицей.

Размер территорий общегородского и специализированных центров городов и общественных центров поселков и сельских населенных пунктов следует определять с учетом их значения в системе расселения; при определении размера территории общественных центров следует исходить из интенсивности ее использования. В крупнейших и крупных городах подземное пространство под общегородскими центрами следует использовать для размещения транспортных сооружений в увязке с наземными зданиями, а также отдельных учреждений и предприятий обслуживания.

В центре жилого района должны быть размещены основные организации, обслуживающие прилегающие микрорайоны. Практика показывает, что учреждения районного значения необходимо размещать в пределах пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 – 20 мин., это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует считать не более 800 – 1000 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориальную величину жилого района.На основе практике градостроительства и расчетов по обслуживанию населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района:

1. здание общественных организаций;

2. кинотеатр;

3. спортивные сооружения (стадион, спортзал, бассейн); *

4. клуб (или Дворец культуры);

5. дом детского творчества;

6. библиотека;

7. ресторан, кафе

8. универсам;

9. почта – телеграф, АТС;

10. банковские учреждения

11. поликлиника, аптека;

12. предприятия бытового обслуживания;

13. больница, диспансер, роддом; *

14. магазины

При объединении районных учреждений создается возможность строительства крупных зданий, обеспечивающих более экономичную их эксплуатацию. Там, например, может быть создан торговый центр в виде единого здания, включающий предприятия бытового обслуживания, почту – телеграф, аптеку, банки и т.п.

Практика показывает, что микрорайон должен включать следующие учреждения по обслуживанию населения:

1. клуб;

2. спортплощадки;

3. детские сады, ясли и площадки;

4. школу;

5. поликлинику;

6. сквер (сад) для отдыха жителей;

7. кафе (столовую)

8. продуктовые магазины;

9. предприятия бытового обслуживания;

Обслуживающие учреждения, жилые здания и места отдыха сообщаются между собой и с городскими улицами системой проездов. Иногда подъезды к зданиям заменяются пешеходными дорожками.

Общественные центры города и жилых районов следует размещать в наиболее красивых местах – на возвышенностях, берегах рек, ис­пользуя природные особенности территории. Желательно, чтобы общественные учреждения размещались концентрированно. Рядом с общественными центрами следует размещать парки и физкультурные сооружения.При объединении районных учреждений создается возможность строительства круп­ных зданий, обеспечивающих более эконо­мичную их эксплуатацию. Так, например, может быть создан торговый центр в виде единого здания, включающего предприятия бытового обслуживания, почту–телеграф, аптеку, кредитныеучреждения, и т. п.

Вместо единого общественно-торгового центра в жилом районе их может быть два: культурно-просветительный и торговый. Отдельно размещают спортивный центр в парке-саду жилого района. Общественно-торговый центр микрорайонного значения обычно приближают к районной магистрали, чтобы одновременно он мог обслуживать население двух смежных микрорайонов и даже более. Общественно-торговый центр микрорайона следует размещать на самостоятельном участке с учетом движения населения от остановочных площадок общественного транспорта к жилым домам. Участок должен быть удобно связан торцовой или боковой стороной с магистральной или жилой улицей для подвоза товаров и т. п.

Учреждения культурно-бытового назначения призваны удовлетворить все запросы населения в сфере быта и отдыха. Система обслуживания включает следующие основные группы учреждений: административно-общественную, лечебно-физкультурную, культурно-просветительную, зрелищную, торгово-бытовую и массового отдыха.

Они должны охватывать селитебные территории, зону приложения труда и зону отдыха. Эти учреждения являются центрами тяготения, поэтому очень важно правильно решить вопрос их размещения

Все учреждения обслуживания населения имеют разную периодичность посещения. В зависимости от нее в градостроительстве принципиально принята ступенчатая система обслуживания ими населения разделены на три ступени с установлением дли каждой из них расстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшие удобства для населения.

Учреждения повседневного пользования. К ним относятся детские ясли-сады, общеобразовательные школы, поликлиники, магазины, столовые, кафе, приемные пункты бытового обслуживания, жилищно-эксплуатационные организации РЭУ и дру­гие учреждения, посещаемые населением особенно часто, удовлетворяющие его потребности в предметах первой необходимости.

Эти учреждения должны располагаться в каждом микрорайоне или в группе микрорайонов, не разделенных магистраль­ными улицами.

Радиус обслуживания населения нормируется.

Учреждения и предприятия обслуживания Радиус обслуживания, м
Детские дошкольные учреждения1*:  
в городах  
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке  
Общеобразовательные школы1 (500 для начальных классов)
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий  
Физкультурно-спортивные центры жилых районов  
Поликлиники и их филиалы в городах2  
Раздаточные пункты молочной кухни  
То же, при одно- и двухэтажной застройке  
Аптеки в городах  
То же, при одно- и двухэтажной застройке  
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: в городах при застройке:  
многоэтажной  
одно-, двухэтажной  
в сельских поселениях  
Отделения связи и филиалы сберегательного банка  
1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование. 2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта). Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%. 2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

Учреждения периодического пользования. К ним относятся кинотеатры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клубы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или ГОРОДСКОЙ район. Эгимн учреждениями жители пользуются систематически. Они располагаются в районном общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат време­ни на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.

Учреждения эпизодического пользования. К ним относятся административно-деловые комплексы, музеи, театры, выставки, концертные залы, картинные галереи, большие магазины, больницы, рестораны. Учреждения пользования располагаются в составе общегородского центра, а частично - в пригородной зоне. Они обслуживают население всею города с расчетом максимальных затрат вре­мени на общественном транспорте 20... 3D мим

При проектировании системы обслуживания в городе необходимо учитывать особенности демографической структуры, бюджета времени населения, социальную, возрастную и профессиональную структуру, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное размещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позволяет населению широко использовать предприятия сферы общественного обслуживания.

Стандартное обслуживание включает универсамы, комплексные пункты питания, магазины заказов. Специализирован­ное (избирательное) обслуживание) осуществляется в торговых центрах городского значения и удовлетворяет разнообразные запросы и вкусы людей. Торговые центры включают крупные универмаги, специализированные магазины, рестораны, дома отдыха, ателье высшего разряда, салоны красоты и т. д. Транспорт­ная доступность определена в пределах 20...30 мин.

Для больших городов радиусы доступности могут быть увеличены при условии, что центры, осуществляющие повседневное (стандартное) обслуживание, удобно расположены по пути следования от остановок транспорта к жилым до­мам. Связь транспортных коммуникаций и торговых центров создает большое удобство пользования ими, поэтому прогрессивным явлением считается создание общественно-транспорт­ных центров.

В перспективе намечается создание в городах многофункциональных общественно-торговых комплексов в единой системе с транспортными узлами и зданиями учреждений, гостиниц и др.

Четкое разделение пешеходных и транспортных путей сообщении может быть достигнуто при широком использовании подземного пространства.

При планировке и застройке общественных центров след предусматривать кооперацию учреждений и применять много­уровневые объёмно-пространственные решения, что возводит сохранить отведенные для них территория.

Рациональное размещение сетей обслуживания в городе повышает степень общего благоустройства города и способствует улучшению условий жизни людей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал