![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономические и технические аспекты проектирования электроприводов промышленных установок в энергосберегающих режимах
В составе критериев, используемых в процессе проектирования, обязательно присутствуют критерии экономические. Любое техническое решение будет неубедительным, неполным, а иногда и просто неверным, если в процессе разработки на всех ее стадиях не проявлено должного внимания к экономической стороне вопроса. Экономические оценки, как и оценки функциональных свойств и надежности, должны сопровождать техническую разработку, начиная с постановки задачи. Осмыслив и сформулировав технические требования и условия, разработчик должен ясно и полно определить, на какие вопросы экономического характера он должен уметь отвечать. Каждая имеющая смысл техническая разработка преследует, как неоднократно отмечалось, вполне конкретные цели – технические и экономические. В подавляющем большинстве случаев она имеет аналоги, характеризующие технический и экономический уровень, который достигнут, или может быть достигнут, известными средствами. Если конечным итогом разработки является технический эффект, т. е. повышение каких-либо свойств или показателей по сравнению с достигнутыми, то на каждом этапе его получения разработчик должен стремиться к наиболее экономичным решениям, а в конце должен уметь определить, какова цена достигнутого эффекта. В связи с тем, что энергетические аспекты выбора технического решения играют все возрастающую роль, так как один и тот же алгоритм функционирования, одни и те же технические показатели можно реализовать при существенно различных затратах энергии, т.е. при различных ее потерях, одним из основных задач проектирования являются вопросы энергосбережения и оценка технических решений по энергетическим критериям. Подход к разработке энегосберегающих режимов различных типов электроприводов рассмотрен в разделах учебного пособия. Кроме этого, как ранее отмечалось, исключительная важность надежности, как обязательного свойства любого устройства или системы, необходимыми аспектами проектирования являются вопросы надежности. Обсуждая отдельные технические решения, мы постоянно отмечали это их качество, однако, без строгих оценок и без строгого определения самого понятия «надежность». Надежностью в строгом - математическом смысле принято называть вероятность того, что при работе в заданных условиях устройство или система будет удовлетворительно выполнять заданные функции в течение установленного промежутка времени. Рассмотрим возможные этапы выполнения проектирования систем автоматизированного электропривода применительно для объектов, изучаемых по курсам электроэнергетических специальностей. Постановка задачи проектирования. Этапы проектирования Почти каждому инженеру, связанному с электроэнергетикой и, в частности, электроприводом, приходится решать различные задачи проектирования. Обычно они имеют примерно следующие формулировки: взамен устаревшего электрооборудования, электропривода данной установки разработать современный, с лучшими техническими и экономическими показателями; взамен нерегулируемого электропривода агрегата применить регулируемый - энергосберегающий; разработать электропривод, которым можно заменить импортный, не обеспеченный запасными элементами; разработать электропривод какой - либо уникальной установки - испытательного стенда, специальной электроустановки, к примеру транспортера и т.п. Более сложные задачи проектирования - создание новых типов комплектных электроприводов или различных электротехнологических оборудований, разработка серийных образцов электроустановок с электроприводом и т. п. - решаются обычно специализированными организациями с участием технологов, механиков, электриков, приводчиков, специалистов из других областей, а перечисленные выше внешне простые задачи - обычно удел электрика цеха или инженера, работающего в КБ предприятия, заводской электролаборатории. Такие же задачи решаются обычно в курсовых и дипломных проектах студентов, специализирующихся по электроэнергетике и электрическому приводу /1/. Приведенные задачи, как и все задачи проектирования, довольно сложны, поскольку могут бытьрешены различными, в общем случае совсем не равными способами, а выбор одного решения, которое и будет затем реализовываться, должен быть сделан на основе ряда критериев при учете системы конкретных ограничений. Решение таких задач проектирования - творческий процесс, в основе которого лежат, конечно, знания об объекте и условиях его функционирования, умение получать количественные оценки свойств объекта и т. п., но который невозможен без интуиции, эвристического мышления, изобретательности, без общей инженерной (а часто и не только инженерной) культуры. Рассмотрим основные этапы этого творческого процесса и приведем примеры из предмета электропривода. Этапы проектирования. Формулировка задачи. Первый - и обязательный этап проектирования - это формулировка задачи, т. е. точное указание того, что есть, чем это не устраивает и в каком смысле должно стать лучше после реализации проекта. На этом этапе не нужны детали, нужны лишь самые главные (определить это иногда совсем не просто) черты объекта до и после проектирования. Если этот этап выполнен плохо, очень велика опасность, что весь дальнейший труд будет потрачен впустую. Приведем примеры. Очень часто в электроприводе, задача проектирования формулируется так: разработать электропривод, например, тележки мостового крана грузоподъемностью а т, со скоростью передвижения b м/с, и ускорением с м/с2, при питании от трехфазной промышленной сети 380 В, 50 Гц. При такой формулировке, скорее всего, проектировать ничего не надо, а нужно найти в каталоге подходящее уже имеющееся решение и заказать соответствующее оборудование (эту задачу, кстати, часто лучше решают опытные работники отделов снабжения). Разработчики часто всерьез проектируют подобное оборудование, тратят время, средства, а затем, что еще хуже, начинают его производить. И если такое положение дел еще как-то терпимо применительно к единичным не очень ответственным изделиям (издержки не очень велики), то оно становится совершенно недопустимым при массовом производстве таких разработок - появляются новые, ничем не лучше прежних полупроводниковые приборы, телевизоры, лифты, комбайны... В рассматриваемом примере может, правда, оказаться, что либо а, либо б, либо с не соответствуют стандартному (имеющемуся) решению, и тогда может возникнуть такая, например, задача проектирования: существующие электроприводы тележки мостового крана грузоподъемностью, а т не обеспечивают нужной в данном кране скорости передвижения; разработать электропривод, который будет ее обеспечивать. Это уже задача, она заслуживает внимания инженера [21]. Возможна такая формулировка предыдущей задачи: серийно выпускаемые электроприводы тележек мостовых кранов не позволяют при разрешенных по паспортным данным ускорениях и скоростях контролировать (ограничивать), раскачивание груза, что снижает фактическую производительность кранов. Разработать электропривод, обеспечивающий при тех же ускорениях и скоростях движения уменьшение амплитуд раскачивания груза, по крайней мере, на порядок. Нетрудно видеть, что если проект удастся, будет создана новая техника. Еще одна формулировка. Опыт эксплуатации серийного электропривода тележек ответственных мостовых кранов показал его недостаточную надежность - средняя наработка на отказ составила Т ч. Разработать электропривод, имеющий среднюю наработку на отказ не менее 10 Т. Легко видеть, что труд проектировщика не пропадает даром. Анализ задачи. Второй этап проектирования - анализ задачи, т. е. выявление всех существенных качественных и количественных признаков создаваемого объекта в исходном (до проектирования) и конечном (после проектирования) состояниях, определение ограничений и назначение критериев. Для уже упоминавшегося объекта проектирования - электропривода тележки мостового крана, который должен приобрести новое качество, нужно обосновать все главные количественные характеристики - уровни скорости, диапазоны нагрузок, высоты подвеса грузов (ковша), возможные (желательные) времена циклов, допустимое раскачивание и т. п. Нужно определить и сформулировать ограничения -технические (новый привод должен разместиться на тележке, не должен создавать недопустимых помех соседнему электронному оборудованию, должен обеспечивать безопасную работу персонала и т. п.), экономические (наличие ресурсов на модернизацию, возможность приобрести оборудование, работа в энергосберегающих режимах) и т. п. Наконец, нужно назвать критерии, по которым будут оцениваться допустимые решения, т. е. определить, что хорошо и что плохо, более того расположить критерии в определенной иерархической последовательности - от самого главного к менее главным. Среди них будут чисто технические - такие, например, как показатели качества движения в различных условиях; технико-экономические - надежность, массогабаритные показатели, удельный расход энергии; чисто экономические - срок окупаемости, прибыль за счет нового технического решения и т. п. Необходимо провести полный учет конкретной технической ситуации. Поиск возможных решений - это третий этап проектирования. Здесь в первую очередь необходимы знания. Но кроме знаний нужно, или, во всяком случае, очень желательно, нестандартное мышление, умение избегать как консерватизма, так и поспешности. Очень полезны аналоги, разумеется, при критическом к ним отношении, посещение выставок, чтение литературы, консультации и т. п. Даже в простом случае уместно предложить несколько (много) решений, которые в принципе соответствуют задаче. В нашем случае, по-видимому, могут рассматриваться и приводы постоянного тока, выполненные как управляемый источник ЭДС - двигатель, источник тока - двигатель, и приводы переменного тока в различных структурах. Когда предлагается много решений, разумеется, не заведомо негодных, меньше шансов пропустить хорошее. Выбор решения из множества возможных на основе сформулированных выше критериев и с учетом ограничений. Это четвертый, очень ответственный этап. Здесь опять не нужны избыточные детали, кроме тех, что позволяют целенаправленно, по критериям, сравнивать решения. Здесь очень важны верные крупные оценки. Например, в упоминавшемся объекте - электроприводе тележки крана - при примерно одинаковой управляемости, т. е. возможности иметь одинаковые показатели по техническому критерию, асинхронный короткозамкнутый двигатель будет легче двигателя постоянного тока в 2, 5 - 3 раза и дешевле в 3 - 4 раза, но стандартный преобразователь частоты тяжелее и дороже управляемого выпрямителя в 4 - 5 раз. Можно рассматривать специальные преобразователи, не забывая об ограничениях по стоимости, надежности, энергопотреблению и т. д. В теории проектирования вводится понятие нехудших решений, т. е. решений, попадающих в некоторую допустимую область по совокупности признаков, и формулируются алгоритмы их поиска. Поскольку мы лишь обозначаем этапы проектирования, не будем развивать дальше эти интересные вопросы. Детальная разработка выбранного технического решения. Это пятый этап - этап окончательного выбора оборудования, расчета характеристик, составления алгоритмов управления, конструктивной компоновки узлов, оценки основных показателей и т. п. Пятый этап выполняется всегда - и в серьезных, и в учебных проектах, однако если ему не предшествуют первые четыре или если они выполнены некачественно, нетворчески, итоги могут быть неудовлетворительными. Подчеркнем, что, как и всякий творческий процесс, конкретное проектирование, даже при очень жестких ограничениях во времени, не развивается по равномерно восходящей линии - неизбежны возвраты, повторы и т. п. B хороших проектах первые четыре этапа занимают не менее 50 % всего времени - при этом создается или, точнее, может создаваться действительно новое и действительно хорошее, лучшее, чем было, решение.
|