![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Договор оптовой купли-продажи
Договор оптовой купли-продажи товаров является наиболее удобной формой организации хозяйственных отношений поставщиков и оптовых покупателей. В отличие от договора розничной купли-продажи этот договор заключается между предпринимателями в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности (любой формы, в т. ч. индивид. предприниматели). В договоре оптовой купли-продажи предусматривается: · количество товаров, · ассортимент товаров, · сроки поставки товаров, · порядок поставки, · качество и комплектность товаров, · имущественную ответственность сторон. Среди условий договора купли-продажи выделяют существенные и дополнительные условия. Существенным условием договора оптовой купли-продажи является его предмет. Условие о предмете договора считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товаров. Договор оптовой купли-продажи может быть заключен на куплю-продажу товара: — который имеется в момент заключения договора; — который будет произведен или приобретен продавцом в будущем. В число существенных условий могут быть также включены: - порядок предоставления заявок на текущий завоз товаров; -ответственность оптовых предприятий за невыполнение обязательств на доставку в магазины товаров и др.
Дополнительные условия необязательно предусматривать в договоре, но их наличие существенно влияет на права и обязанности сторон и порядок их исполнения. К ним относятся: ¾ порядок личной отборки товаров у поставщика; ¾ порядок расчетов; ¾ цены; ¾ порядок разрешения споров и др.
Основная обязанность продавца — передать оптовому покупателю товар, предусмотренный договором в ассортименте и количестве. Товар, подлежащий передаче, должен быть подробно описан в договоре. В нем следует указать сведения о видах, моделях, цвете, размерах и других признаках товаров. Ø При несоответствии ассортимента покупатель вправе по своему выбору: а) принять товары, соответствующие условиям об ассортименте и отказаться от остальных товаров; б) отказаться вообще от всех переданных товаров; в) потребовать замены товаров, не соответствующие ассортименту; г) принять все переданные товары. Ø Существенным условием договора является условие о количестве товара. Оно может быть определено в договоре в соответствующих единицах измерения, в денежном выражении или согласован порядок его определения. Если товар передан в меньшем количестве, чем по договору, покупатель вправе ¾ потребовать передать ему недостающее количество; ¾ отказаться от переданного товара и его оплаты; ¾ потребовать возврата уплаченной суммы. Если товар передан в большем количестве продавцом, покупатель ¾ обязан известить об этом продавца и ¾ вправе принять весь товар и оплатить по общей цене для всех товаров. Ø Приемка товаров по количеству производится по таким сопроводительным документам, как: счет-фактура, спецификация, опись, накладные, упаковочные ярлыки и т. д. При обнаружении недостачи товаров (продукции) получатель обязан: ¾ приостановить дальнейшую приемку и вызвать для участия в продолжении приемки и составлении акта представителя одногороднего отправителя. ¾ представитель иногороднего поставщика вызывается в случаях, предусмотренных специальными правилами либо договором. Составляется акт о недостаче при неявке представителя отправителя либо когда вызов представителя является необязательным. Акт о недостаче составляется с участием незаинтересованного предприятия или представителя общественности предприятия-получателя. Ø Приемка товаров (продукции) по качеству производится по сопроводительным документам, удостоверяющим качество поставленных товаров: ¾ сертификат соответствия, ¾ удостоверение о качестве, ¾ технический паспорт и т. д. Акт о скрытых недостатках должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, но не позднее 4 месяцев со дня поступления товаров на склад покупателя. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору. Обязательной сертификации товары, которые могут грозить безопасности жизни и здоровья потребителей, окружающей среды. Производитель обязан обеспечивать соответствие этих товаров требованиям сертификата, маркировать их знаком соответствия. Ø Знак соответствия — знак, который подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям В РФ подлежат обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок: — алкогольные напитки; — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; — аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности. Реализация этих товаров без наличия знаков соответствия, защищенных от подделок, запрещена на территории Российской Федерации. В России утвержден только общий знак соответствия системы ГОСТ. Маркирование этим знаком соответствия служит одним из способов подтверждения соответствия товара. Ø Наряду со знаками соответствия в ряде стран применяются и знаки качества. В отличие от знаков соответствия, они могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими органами, не входящими в национальную систему сертификации. Ø Высокое качество товаров обеспечивают и фирменные знаки. Они делятся на обыкновенные (разрабатываются владельцем) и престижные (присваиваются фирмам за особые заслуги перед государством: знак лауреата конкурса «100 лучших товаров России», знак лауреата конкурса «Российская марка» и др.). Товарные знаки имеют 3 обозначения: - фирменное имя; - фирменный знак; - торговый знак (имя, знак или их сочетание, зарегистрированные в международном реестре и защищенные юридически) Ø Одновременно с вышеназванными применяются знаки сопровождения (предупредительные знаки) - предназначены для обеспечения безопасности нитреоителя, окружающей среды. Они информируют потребителей об опасных свойствах веществ, материалов или действий по предупреждению опасности Важным условием договора оптовой купли-продажи является срок передачи товара. В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрено три варианта определения момента исполнения обязательства продавца передать товар: а) момент вручения товара покупателю, если договором предусмотрена б) момент предоставления товара в распоряжение покупателя в месте в) момент сдачи товара перевозчику или организация связи для доставки Важным моментом коммерческой работы по оптовой продаже является установление оптовой цены на товар. Ценообразование включает в себя следующие этапы: Ø Исследование типа рынка Ø Постановка задач ценообразования Ø Определение спроса на товар Ø Определение издержек Ø Анализ цен конкурентов Ø Выбор метода ценообразования Ø Выбор рыночной стратегии ценообразования Ø Установление окончательной цены
Одним из важных элементов коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров является четкий контроль за выполнением договора оптовой купли-продажи товаров. Он предусматривает: —учет и контроль за сроками поступления товаров от поставщиков; —контроль за качеством отгружаемых товаров. На основании материалов контроля предъявляются штрафные санкции за нарушение договорных обязательств: Ø неустойка (единовременный платеж в случае просрочки исполнения договора); Ø штраф (в сумме или процентном отношении к сумме долга - в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора); Ø пеня (в процентах за каждый день просрочки); В качестве способов обеспечения исполнения обязательств в оптовом обороте используются: Ø залог (гарантия - гарант берет на себя обязанность исполнения обязательства) Ø задаток (выдается в счет причитающихся платежей). Существует еще один способ оформления исполнения обязательств — зачет взаимных требований: удовлетворение требований одной стороны происходит путем погашения ее требования встречным требованием другой стороны, вытекающим из другого обязательства. Вопросы по теме: 1. Назовите и охарактеризуйте этапы коммерческой работы по оптовым продажам. 2. В чем отличие организации хозяйственных связей с оптовыми покупателями сегодня (в условиях рыночных отношений) от административных методов управления? 3. Какой договор лежит в основе организации хозяйственных связей с оптовыми покупателями? 4. Назовите особенности заключения договоров при совершении разных видов закупки (повторной закупки без изменений, с изменениями, закупки для решения новых задач). 5. Какое условие является существенным при заключении договора оптовой купли-продажи? 6. Назовите действия покупателя при нарушении условий договора - если ассортимент поставленных товаров не соответствует оговоренному в договоре ассортименту; - если товар передан в меньшем количестве; - если товар передан в большем количестве; - при обнаружении недостачи; 7. По каким документам производится приемка товаров по качеству? 8. Какие товары подлежат обязательной сертификации? Приведите примеры. 9. Каким знаком должны маркироваться эти товары? 10.Для чего предназначены знаки сопровождения? Приведите примеры. 11. Назовите варианты сроков передачи товара. 12.Перечислите этапы ценообразования. Охарактеризуйте каждый из них. 13. Назовите основные виды санкций за нарушение договорных обязательств
|