Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции развития образования в современном мире






Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Превращение знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования. Трансформация, расширение понятия образования. Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Гуманизация образования. Ориентация на опережающее и непрерывное образование. Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Интеграция образования. Стандартизация образования. Демократизация образования. Информатизация и компьютеризация образования. Фундаментализация образования. Технологизация образования. Образование в условиях глобализации.

 

Основная литература

Старикова, Людмила Дмитриевна. История педагогики и философия образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. " Профессиональное обучение (по отраслям)" / Л. Д. Старикова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 435 с.

Дополнительная литература

Гретченко, А.И. Болонский процесс [Текст]: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. – М.: КноРус, 2009. – 425 с.

Косяков, Г.В. Современные проблемы науки и образования [Текст] / Г. В. Косяков. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 80 с.

Международное образование. Вопросы реализации идей Болонского процесса [Текст]: сб. ст. / Омск. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. С. Бринев [и др.]. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 160 с.

Рахкошкин, А.А. Открытость образовательного процесса [Текст]: (на примере западноевропейской педагогики) / А. А. Рахкошкин. – Великий Новгород: [б. и.], 2005. – 139 с.

Смолин, Олег Николаевич. Образование- для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство [Текст]: научное издание / О. Н. Смолин. - М.: Проспект, 2006. - 411 с.

 

 

Основные понятия (тезаурус)

АКСИОЛОГИЯ - философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества.

ВОСПИТАНИЕ - специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — 1) комплексное, системное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения обострившихся мировых проблем (экологическая, демографическая проблемы, преодоление экономической и культурной отсталости, освоение околоземного пространства, решение мирового энергетического, сырьевого, продовольственного и других кризисов), а также других проблем, включая соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности; 2)процесс унификации экономических, социальных, политических, культурных и др. связей и отношений в планетарном масштабе.

ГУМАНИЗМ (от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный) - воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — отношение человека к окружающему миру, существующее в форме преобразования и подчинения его; целенаправленная осмысленная активность, в ходе которой происходит развитие как человека, так и человеческого общества.

ДИСКУРС (франц. discours, англ. discourse - речь; рассуждение) – организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины (" философский дискурс", " научный дискурс") или присущая обсуждению той или иной проблемы (" дискурс глобализации").

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.

МЕТОД - способ построения и обоснования системы знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

МЕТОДОЛОГИЯ – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - cистема взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения.

МОДЕРНИЗАЦИЯ — I) процесс социальных изменений и реформ в обществе; 2) процесс изменения менее развитого общества («догоняющее развитие»), в ходе которого оно приобретает характеристики, свойственные более развитому обществу, т. е. модернизация в, этом смысле является сознательной установкой государства на проведение качественных преобразований в обществе с учетом опыта передовых стран («догоняющее

развитие»).

НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) ОБРАЗОВАНИЯ - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения.

НАУКА - 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности - сумма полученных знаний; 2. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности; 3. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – более или менее фиксируемый период быстрого и существенного продвижения науки в познании природы, общества и самого познания, вызванного появлением новых материальных или интеллектуальных средств исследования, формированием новых методов, новым пониманием предметов исследования, интенсификацией исследовательской работы.

ОБРАЗОВАНИЕ - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.

ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей;

ПАРАДИГМА - признанные всеми достижения, которые определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ - ряд философских концепций, сформировавшихся в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма. Постпозитивизм объединяет философские концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда и др. В постпозитивизме утверждается невозможность выработки однозначного, формально-логического критерия отграничения научного знания от ненаучного.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — тип мышления (и соответствующего ему продукта — рационального знания), обладающего следующими необходимыми свойствами: 1) языковая выразимость (дискурсивность); 2) определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3) системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями,

характеризующих некоторую предметную область), 4) обоснованность (существование логических связей) между суждениями); 5) открытость для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления; 6) рефлексивность (самоуправляемость процесса мышления); 7) способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт. В современной философии выделяют различные типы рациональности (например, классическая и неклассическая, научная и ненаучная) в зависимости от общих представлений о разуме, а также выбранных критериев оценки познавательной активности человека.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio - обращение назад) - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание.. Термин " рефлектировать " означает обращать сознание на самого

себя, размышлять над своим психическим состоянием.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений (независимо от организационно-правовых форм, типов и видов), органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

СЦИЕНТИЗМ - философско-мировоззренческая позиция, согласно которой наука является центральным компонентом культуры и ее высшим достижением. Предполагается, что наука может дать ответы на все вопросы бытия человека и устройства мира. В сциентизме рациональность отождествляется только с научной рациональностью в ее классической форме.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпимость) - качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной и т. д.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - Термин «философия образования» характеризуется смысловой многозначностью, определяемой аспектами исследования, задачами анализа и статусом данной проблемной области, что позволяет выделять: философию образования как научную педагогику или теорию образования(научно-педагогический аспект); философию образования как методологию педагогической науки (методолого-педагогический аспект); философию образования как осмысление процесса образования и его соответствия родовой сущности человека (рефлексивно-философский аспект); философию образования как инструмент анализа педагогической действительности (инструментально-педагогический аспект).

ХОЛИЗМ (от греч. holos - целый) - методологический принцип, согласно которому целое (" фактор целостности ") доминирует над частями, определяя характер и направление развития последних.

ЦЕННОСТЬ - 1. Понятие, которое характеризует " предельные", безусловные основания человеческого бытия. 2.Значение определенных предметов, явлений. процессов для человека, социальных групп, общества в целом.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - 1. Ступень развития, следующая за варварством. 2. Общество (совокупность родственных обществ), характеризуемое комплексным характером разделения труда, рационализацией производства, обмена и потребления, институционализацией религиозных, этических и других социальных ценностей. 3. «Тело» современного общества в отличие от культуры - его «души» (О.Шпенглер).

 

Организация самостоятельной работы студентов.

1. Изучение теоретического материала дисциплины:

Конспект лекций

Терминологический словарь

Работа с первоисточниками

Работа с учебными изданиями

Работа с научными изданиями

Работа с интернет-источниками

2. Подготовка докладов, сообщений на конференциях, выступлений на семинарских занятиях, выполнение письменных работ (эссе) по дискуссионным проблемам курса.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

А) основная литература (учебники и учебные пособия)

Денисов, Сергей Федорович. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие. Ч. 2. Наука - религия - философия - искусство / С. Ф. Денисов; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Амфора, 2010. - 276 с. Допол. 3экз

История и философия науки: Учеб. пособие по клас. универ. образованию / ред. С. А. Лебедев. - М.: Академ. проект: Альма Матер, 2007. - 607 с.

Старикова, Людмила Дмитриевна. История педагогики и философия образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. " Профессиональное обучение (по отраслям)" / Л. Д. Старикова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 435 с.

Степин, Вячеслав Семенович. Философия науки: общие проблемы: учеб. для системы послевузовского проф. образования / В. С. Степин. - М.: Гардарики, 2007. - 383 с допол.

Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Отв. ред. Т.П. Матяш. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 442 с.

 

Б) дополнительная литература:

 

Гретченко, А.И. Болонский процесс [Текст]: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. – М.: КноРус, 2009. – 425 с.

Косяков, Г.В. Современные проблемы науки и образования [Текст] / Г. В. Косяков. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 80 с.

Международное образование. Вопросы реализации идей Болонского процесса [Текст]: сб. ст. / Омск. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. С. Бринев [и др.]. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 160 с.

Образование человека. Философия образования [Текст]: семинар / ред., сост. М. Н. Кожевникова. - СПб.: Участие: Лема, 2011. - 313 с.

139 с.

Смолин, Олег Николаевич. Образование- для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство [Текст]: научное издание / О. Н. Смолин. - М.: Проспект, 2006. - 411 с.

 

 

В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Библиотека сайта philosophy.ru

https://www.philosophy.ru

2. Библиотека философского факультета МГУ

https://philos.msu.ru/

3. Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика

https://ihtik.lib.ru/index.html

4. Электронная библиотека по философии

https://filosof.historic.ru

5. Библиотека философского факультета ОмГПУ

https://philos.omsk.edu/libery/index/a.htm

6. https://yanko.lib.ru/gum.html

7. Виртуальная библиотека Михаила Эпштейна

https://www.emory.edu/INTERNET/virt_bibl.html

8. Открытая русская электронная библиотека

https://orel.rsl.ru/.

9. Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы

https://www.i-u.ru/biblio/default.aspx? group=0

10. Философская библиотека Новосибирского государственного университета

https://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

11. Библиотека Гумер

https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php? mode=author

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал