Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Институционализм и неоинституционализм начала XX в.
План проведения семинарского занятия 1. Институционализм в экономической науке. Форма рассмотрения: дискуссия, цель которой - определить условия развития предмета экономической науки в данный период времени с помощью вопросов для обсуждения. 2. Экономические взгляды Т. Веблена. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 3. Статистический институционализм У.К. Митчелла. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 4. Правовой институционализм Дж.Р. Коммонса. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 5. Обновленный институционализм Дж.К. Гэлбрейта. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 6. Вклад неоинституционализма в развитие экономической теории. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий Фамилии ученых-экономистов: Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Коммонс, Джон Кеннет Гэлбрейт, Джеймс Бьюкенен, Франсуа Перру, Гуннар Мюрдаль. Вопросы для обсуждения 1. Сформулируйте понятия «институция» и «институт»? 2. Назовите временные (исторические) рамки развития институционализма. 3. С именами каких учёных связано развитие институционализма? 4. Какие основные методологические подходы объединяют представителей этого направления? 5. Какие историко-экономические предпосылки обусловили возникновение институционализма? 6. Как Вы понимаете междисциплинарный подход институционалистов? 7. Почему институционализм считают альтернативой неоклассической теории? 8. Сформулируйте методологические особенности институционализма. 9. Назовите основные течения институционализма и укажите их особенности. 10. Назовите схожие и специфические методологические принципы институционализма и исторической школы Германии. 11. О каких отрицательных последствиях частной собственности говорит Т. Веблен? 12. В чём суть закона «демонстративного расточительства» Т. Веблена? 13. Раскройте технократическую концепцию Т. Веблена. 14. Что такое «институты» в трактовке американских авторов, в том числе Т. Веблена? 15. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом: «институты — основа экономического поведения». 16. Изложите основные идеи Т. Веблена в его работе «Теория праздного класса». 17. Каковы предпосылки и сценарий реформ Т. Веблена? 18. Раскройте суть понятий институты, эффект Веблена. 19. Покажите роль сделки в экономической теории Дж. Р. Коммонза. 20. В чем «новизна» трактовки категории «стоимость» у Дж. Коммонса? 21. Изложите особенности идей Дж. Коммонса по поводу реформирования экономики правительством, подконтрольным общественному мнению. 22. Какие этапы в эволюции «капитализма» обозначил Дж. Коммонс? 23. Условия, предпосылки и необходимость возникновения теорий несвободной конкуренции. 24. Монополистическая конкуренция как составная часть конкурентной рыночной системы. 25. Отличие и общие черты теории несовершенной конкуренции и теории монополистической конкуренции. 26. Каково значение превращения свободной конкуренции в финансовую стадию по теории Дж. Коммонса? 27. Что является двигателем экономической деятельности согласно теории У.К. Митчелла? 28. Покажите отношение У.К. Митчелла к государственному регулированию. 29. В чем состоит личный вклад У. Митчелла в институциональное направление экономической мысли? 30. Концепция «измерения без теории» У. Митчелла. 31. В чем состоит основная идея труда У. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»? 32. Изложите особенности идей Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла по поводу реформирования экономики.
|