Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Институционализм и неоинституционализм начала XX в.






План проведения семинарского занятия

1. Институционализм в экономической науке.

Форма рассмотрения: дискуссия, цель которой - определить условия развития предмета экономической науки в данный период времени с помощью вопросов для обсуждения.

2. Экономические взгляды Т. Веблена.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

3. Статистический институционализм У.К. Митчелла.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

4. Правовой институционализм Дж.Р. Коммонса.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

5. Обновленный институционализм Дж.К. Гэлбрейта.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

6. Вклад неоинституционализма в развитие экономической теории. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

Фамилии ученых-экономистов: Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Коммонс, Джон Кеннет Гэлбрейт, Джеймс Бьюкенен, Франсуа Перру, Гуннар Мюрдаль.

Вопросы для обсуждения

1. Сформулируйте понятия «институция» и «институт»?

2. Назовите временные (исторические) рамки развития институционализма.

3. С именами каких учёных связано развитие институционализма?

4. Какие основные методологические подходы объединяют представителей этого направления?

5. Какие историко-экономические предпосылки обусловили возникновение институционализма?

6. Как Вы понимаете междисциплинарный подход институционалистов?

7. Почему институционализм считают альтернативой неоклассической теории?

8. Сформулируйте методологические особенности институционализма.

9. Назовите основные течения институционализма и укажите их особенности.

10. Назовите схожие и специфические методологические принципы институционализма и исторической школы Германии.

11. О каких отрицательных последствиях частной собственности говорит Т. Веблен?

12. В чём суть закона «демонстративного расточительства» Т. Веблена?

13. Раскройте технократическую концепцию Т. Веблена.

14. Что такое «институты» в трактовке американских авторов, в том числе Т. Веблена?

15. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом: «институты — основа экономического поведения».

16. Изложите основные идеи Т. Веблена в его работе «Теория праздного класса».

17. Каковы предпосылки и сценарий реформ Т. Веблена?

18. Раскройте суть понятий институты, эффект Веблена.

19. Покажите роль сделки в экономической теории Дж. Р. Коммонза.

20. В чем «новизна» трактовки категории «стоимость» у Дж. Коммонса?

21. Изложите особенности идей Дж. Коммонса по поводу реформирования экономики правительством, подконтрольным общественному мнению.

22. Какие этапы в эволюции «капитализма» обозначил Дж. Коммонс?

23. Условия, предпосылки и необходимость возникновения теорий несвободной конкуренции.

24. Монополистическая конкуренция как составная часть конкурентной рыночной системы.

25. Отличие и общие черты теории несовершенной конкуренции и теории монополистической конкуренции.

26. Каково значение превращения свободной конкуренции в финансовую стадию по теории Дж. Коммонса?

27. Что является двигателем экономической деятельности согласно теории У.К. Митчелла?

28. Покажите отношение У.К. Митчелла к государственному регулированию.

29. В чем состоит личный вклад У. Митчелла в институциональное направление экономической мысли?

30. Концепция «измерения без теории» У. Митчелла.

31. В чем состоит основная идея труда У. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»?

32. Изложите особенности идей Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла по поводу реформирования экономики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал