![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 7.4. Инновационные подразделения
Система управления нововведениями должна быть направлены на стимулирование инноваций, ускорение разработки и внедрения новой продукции. Организационно это реализуется путем создания подразделений развития новой продукции. 1. Специализированные подразделения - советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики — создаются преимущественно в крупных фирмах, выпускающих наукоемкую продукцию. Задачей таких подразделений является определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение конкретных предложений в Совет директоров АО для принятия решений. 2. Центральные службы развития новых продуктов, осуществляющие координацию инновационной деятельности, обеспечивают комплексный подход к ней, в том числе: а) разработку единой технической политики; б) контроль и координацию инновационной деятельности, проводимой в различных производственных отделениях (цехах, участках); в) то же в других центральных службах. 3. Отделения новых продуктов — это самостоятельные подразделения, осуществляющие координацию инновационной деятельности в рамках фирмы в целом, согласование целей и направлений технического развития, разработку планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания новых продуктов. 4. Проектно-целевые группы по проведению научных исследований, разработке и производству новой продукции — это самостоятельные хозяйственные подразделения для комплексного осуществления инновационного процессa от идеи до серийного производства конкретного вида изделия или проекта. Они создаются на среднем уровне управленческой иерархии и подчиняются непосредственно высшему руководству фирмы. Такие группы могут создаваться ив составе одной из центральных служб маркетинга, НИОКР, инженерно-конструкторской, планирования. Они создаются на разные сроки: от 2-3 до 10 лет и более. 5. Центры развития — это новая форма организации инновационного процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности, которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объемов продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций. 6. Отделы НИОКР в производственных подразделениях в новой системе управления нововведениями стати играть более весомую роль, чем прежде. Они не только занимаются разработками, но и быстро доводят их до стадии освоения, производства и сбыта. 7. Венчурные подразделения организуются в крупных компаниях на основе сформированных собственных фондов «рискового капитала». В середине 80-х гг. XX в. в США из 509 компаний, специализирующихся на рисковых капиталовложениях, принадлежали непосредственно крупным фирмам. Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы. Они представляют собой небольшие автономно управляемые и специализированные производства, которые затем поглощаются крупными, или с ними устанавливают долгосрочные межфирменные связи. 8. Специализированные централизованные фонды стимулирования нововведений создаются за счет прибыли компаний и используются для ускорения внедрения новой продукции в серийное производство. Они способствуют увязке инновационных проектов и общей стратегии фирмы. 9. Фонды стимулирования нововведений создаются для поддержки НИОКР прикладного характера, связанных с потребностями производственных отделений. Такие фонды позволяют отделениям более активно включать научно-технические программы в их планы развития. 10. Консультационные или аналитические группы создаются в крупных компаниях (например в «Мицубиси») в составе исследователей, управляющих, представителей функциональных подразделений. В их функции входят: а) прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию; б) выбор перспективных идей; в) определение тематики исследований; г) координация работы ученых и инженеров, работающих в производственных отделениях в рамках специальных проектов. Эти группы выступают в качестве консультантов по широкому кругу вопросов научно-производсвенной деятельности фирмы. 11. Бригадное новаторство и временные творческие коллективы представляют собой необходимый элемент организации инновационного процесса. Возросший темп нововведений привел к сокращению как времени проектирования, так и жизненного цикла продукции. Поэтому, чтобы создать новые изделия для удовлетворения будущих потребностей, разработчики должны развивать инновационное искусство, которое превратит новаторство из случайных озарений в повседневную практику. 12. Бутлегерство представляет собой подпольное, контрабандное изобретательство, тайную работу над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работников.
|