Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Натуралист и антинатурал исслед программы в социологии, историч, эконом и юрид науках, психологии, филологии, культурологи.
Исслед программа – максимально общее представление о целях, задачах, методах решения поставленных задач (методологии). В гумм науках выделяют 2 исслед программы: 1) натуралистическая; 2) антинатуралист (культуроцентрическая). Каждая из этих программ в свою очередь предусм целый веер различных методологий, парадигм. В рамках одной и той же науки могут одновременно сосуществовать 2 направления исследования, что характерно для отеч гумм науки. Натуралист исслед программа исходит из того, что гумм науки не обладают никакой принципиальной спецификой в сравнении с точными и ест и науками. Предмет ум познания может рассм-ся с позиции естествознания и соответственно в гумм сфере необходимо и допустимо применение методов ест наук. Это означает, что в рамках натуралист программы гум науки признаются в силу объективных причин второстепенными в сравнении с точными и ест науками, а задача ученого придать гум наукам статус научности в строгом смысле. Когда гум науки проникают в мат предмет исслед-я, это означает, что гум науки поднимаются и развиваются и постепенно сравниваются по значимости с точными и ест науками. Впервые натурализм был сформулирован в позитивизме. В натурал программе отрицается либо специфика предмета гумм наук, либо наличие методологии специфич гумм сферы. Натуралист программа основным методом и для естествознания и для гумм наук признает объяснение. Гемпель: пытался найти в истории процедуру объяснения, в историческом познании, выявлял специфику историч законов. Натуралист программу исслед-я гумм наук ассоциируют с редукционизмом (сведением высших форм к низшим). В 20 в натуралист программа получила свое новое развитие в связи с развитием структурно-функцион подхода.. Структ-функцион подход предложен для анализа природных явлений, был перенесен на сферу обществ явлений (выделение опред стр-р в социуме, выявление функцион роли тех или иных элементов в сист общ-ва), что позволило объяснить многие явления в общ-ве. Широкое распр-е структурно-функцион подхода привело к противоположным тенденциям, многие явления оказывались вне рамок подхода. Это позволило говорить о кризисе натуралист исслед программы. Антинатуралист исслед программа - в ней центр место занимает противопоставление мира природы и мира культуры. Антинатурализм базируется на том утверждении, что по мере историч развития общ-ва, природное ирает меньшую роль в сравнении с культурным или социальным, ослабляется зависимость ч-ка от природы и само природное в человеке скрывается за соц-культ регламентациями. (поэтому это культуроцентрическая программа). Культура как некая система собственно человеческих символов, может быть адекватно познана через мир специфического человеч бытия. Человечество отходит от законов природы и выстраивает символич мир. Поэтому в естественнонаучном антинатурализме невозможно исключить смысл, ценности, оценки из сферы гум-науч деят-ти. Центральным ядром антинатуралист исслед программы явл герменевтика. Нельзя говорить, что антинатурализм существует только в рамках герменевтич концепции: -феноментологич подход, философские основания которого лежат в учении Гуссерля. Феноменологич парадигма исследований во 2-й половине 20 в получила распространение в психологии, социологии, политологии (Шюц, Бертер, Лукман). -коммуникативная парадигма (возникает во 2-й половине 20в) -структуролизм (одной стороной он примыкает к натуралист исслед программе). Первоначально возник как новое направление в лингвистике в связи с учением Соссюра. Он предложил разделить язык на 2 части: язык как сист знаков; речь как индивид деят-ть. Возникает оппозиция (противостояние) Леви-Стросс предлагает всю чел культуру рассм-ть через призму бинарных оппозиций. И сам механизм функц-я чел культуры состоит в том, что каждая культура – это некий механизм самопорождающихся новых символов. Натурализм и антинатурализм существуют и конкурируют в отеч гумм науках и поныне.
|