Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Релятивизм, психологизм, историзм в социогум познании и проблема истины
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности чел познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. Психологизм всегда стремился воспроизвести того, кто мыслит (в логике), либо того, кто пишет, читает (в литературоведении), либо того, кто движется, как молекула, в историческом хаосе (в истории), либо того, кто является инициатором или изобретателем идеи или поступка, ставшего примером для подражания (в социологии), либо того, кто вспоминает представления и действия, выводимые из ощущений по закону ассоциации (в психологии), либо того, чьим естественным, подчеркнуто индивидуальным признаком является язык (в лингвистике), и так далее. Сама форма центрального для психологизма вопроса - «кто-вопроса» - задавала область поиска возможных ответов для психологистически ориентированных наук. Последовательно проведенный психологизм сводит понимание к представлению. Понять поэму - значит представить себе автора, понять историю - значит представить себе конкретных действующих лиц в истории. И литературовед и историк должны заняться определением психологии своих героев, приближением их к читателям и к тем, кто изучает историю. Методология исследования, условия понимания в разных науках, с точки зрения психологизма, одни и те же. Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –есть реальное отражение объекта. В этом понимании роль субъекта в получении истины оказывается двусмысленной. Способен ли субъект получить истину? Ответ: сущ-ет принцип тождества бытия и мышления, чел разум и есть посредник между объектом и истиной и именно с пом разума возможно познание истины. Постепенно с развитием естествознания неклассич представления об истине начинают подвергаться сомнению. Неклассич рациональность признает то, что объект зависит от ср-в познават деят-ти, то, что знания об объекте зависят от ценности и цели деят-ти. То, что может существовать некое мн-во концептуальных систем, в рамках кот будут сущ-ть не только свои истины, но и свои критерии истинности. Идеи находят отклик в общ-ве (способны изменить его). Истина исторична. Установление границ истинности для той или иной теории не может происходить в рамках самой теории. Множественность истин в рамках разл концепций обеспечивают их существование в разных условиях. Неклассич понимание истинности основывается не на принципе соответствия, а на принципе прагматизма. Попытки установления единства истины являются тоталитарными (насильственными методами) и связаны с идеологией. В норм ситуации разные концепции должны сосуществовать исходя из потребностей общ-ва и сфер применения.
|