Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема разделения соц и гум наук (по предмету, методу, по исслед программам)
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология, науки об искусстве, история, культурология. Первые называют социальными в узком смысле. Вторые – гуманитарными науками. Есть точка зрения, кот вообще не предполагает возможности сущ-я гумм наук. Аргумент состоит в том, что только в науках, подобных наукам о природе, производится конструирование предмета исслед-я из существующего объекта с пом научной процедуры. В гумм науках предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом и речь может идти только о гуманистике, но не о специализир деят-ти по пр-ву гумм научного знания. В этой (.) зрения игнорируется наличие собственных науч процедур получения гумм научного знания, кот включ в себя: следование методам соответствующей науч дисциплины, задающей стандарты и нормы науч деят-ти; постулат субъективной интерпретации, согласно кот соотносятся науч описания изучаемой реальности и субъективные мотивы деят-ти людей; постулат адекватности, требующий, чтобы науч утверждение гумм наук было понятно тому, относительно кого оно высказано. Это отличает гумм науки от соц, в кот науч утверждение отнесено к сущности и не явл понятным для людей, которых оно описывает. Имеется и др (.) зр, согласно кот включенность субъекта в объект наук об обществе делает все науки этого цикла гуманит, ориентир на ч-ка. Аргументом явл то, что предмет соц познания – мир человека, а не вещь. Все соц науки изуч деят-ть ч-ка, а поэтому их можно отнести к гумм. Натуралистич исслед программа свидетельствует о том, что в соц группе наук могут применяться те методы, кот сходны с методами естествознания. Культуроцентристская исслед программа более ярко подчеркивает противоположную научность знаний об общ-ве. По вопросу о разделении соц и гумм наук существует неск (.) зр: · Разделение наук по предмету: соц науки изучают общие соц закономерности, структуру общ-ва и его законы, гумм науки – чел мир · Разделение наук по методу: соц науки – это те, в кот исп-ся метод объяснения, гумм науки пользуются методом понимания · Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфич объект диктует специфич методы · Разделение наук в соответствии с исслед программами. Те из наук об обществе, которые похожи на науки и природе по методам, например социология, получают название соц наук, те, которые ближе к истории, являются науками о культуре – гуманитарных наук (Риккерт). Следуя методу разделения согласно исслед программам, к соц наукам надо отнести те, кот использ натуралист программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывающего в форме понятия. Гумм науками будут назыв-ся те, кот применяют антинатуралист исслед программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противоречия посредством раскрытия субъектных хар-к объекта и использованием «понимающей» методологии. При этом осущ-ся такое же объективное конструирование предмета исслед-я, как и в соц знании, но оно ограничено структурами повседневности. Именно исслед программа опред в конечном счете разделение наук на соц и гумм, поскольку, объективации, натурализации, социологизации могут быть подвергнуты исслед-я таких объектов, как человек, культура, история, равно как культурцентристская стратегия, учет субъективных хар-к возможен и при рассм-ии соц сфер. Такой традицион-гум способ видения предмета исслед-я, как понимание, проник в естествознание, характеризуя его гуманитаризацию, т.к. функция понимания в этом случае состоит в том, чтобы сохранить бытийный смысл вводимых теор конструктов при всех аналит разъяснениях действительности. Приближение естествознания к жизни и его гуманитаризация связаны с одновременным применением как культуроцентристской, так и натуралистич стратегий, с совместной работой соц и гумм наук. Гумм научн знание может быть получено о любом объекте путем методически заостряемого интереса к его субъектной природе и жизненно-смысловому содержанию, соц знание может быть получено о любом объекте путем намеренно-методически подчеркиваемой его объективности и признания в нем закономерностей.
|