Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стр. 10
областной драматический театр. Он по-отечески любил Трубая — главного режиссера старейшего в России Сызранского драматического театра, называл его самым талантливым из своих учеников и жалел, что тот не остался работать у него в театре. Дроздова и Трубая тоже не стало. Трубай скончался в 47, Дроздов в 60 лет, Черменев в 51 год. А. А. Гончаров был горд, когда его ученика А. Говорухо назначили главным режиссером Московского драматического театра им. А. С. Пушкина. И было чем гордиться. Первый спектакль Говорухо в должности главного " Невольницы" по пьесе А. Н. Островского был талантлив, звонок и глубок. Об этом спектакле Андрей Александрович написал в своей книге " Режиссерские тетради": " Я особенно радуюсь, когда вижу стремление к современному воплощению классики в своих учениках, как увидел это в спектакле А. Говорухо... Говорухо поставил " Невольниц" интересно. Этот первый профессиональный спектакль молодого режиссера имел свои просчеты и достоинства, был временами настырен в приемах и акцентах, слишком громок, иногда режиссеру изменяло чувство меры, но мысль, проблема, избранная постановщиком, прозвучали сильно, значимо и в согласии с Островским. Режиссер провел в спектакле тему несвободного человека, обесцвеченного, уменьшенного в масштабе рабской, хотя и богатой, сытой жизни" 1. Разумеется, в назначении Говорухо главным режиссером немалую роль сыграл Гончаров. Андрей Александрович с удовольствием помогал талантливым людям. Так он помог перебраться из Ленинграда в Москву Петру Фоменко, когда у того возникли неприятности в Театре комедии им. Акимова. Андрей Александрович пригласил его старшим преподавателем кафедры режиссуры ГИТИСа. Вначале Фоменко работал с О. Я. Ремезом, затем набрал свой курс, выпустил замечательный дипломный спектакль " Борис Годунов" по трагедии А. С. Пушкина. Вскоре Гончаров пригласил его в свой театр ставить " Плоды просвещения" Л. Н. Толстого. Работая в ГИТИСе, Фоменко стал доцентом, заслуженным деятелем искусств России, народным артистом России, профессором, лауреатом Государственной премии. После смерти Андрея Александровича Петр Наумович заменил его на 1 Гончаров А. А. Режиссерские тетради. М 1980. С. 142. Стр.11 посту руководителя кафедры1. На курсе, руководимом Петром Фоменко, стал работать его ученик Сергей Женовач, которого Гончаров любовно называл " внучком". Об этом мне рассказывал сам Сергей Васильевич. Теперь Женовач стал профессором и руководителем кафедры режиссуры. Он любил своего ученика Някрошюса, хотя тот, казалось бы, отходит от его принципов. Но Гончаров полностью принял его " И дольше века длится день (Буранный полустанок)". Особенно ему нравился метафорический язык спектакля: все эти мешочки с песком, бурдюки, кожаные сбруи, домотканые, на литовский лад, коврики, одежды и т.д. Между тем, Э. Някрошюс в своих выступлениях и статьях называет А. А. Гончарова своим учителем и наставником. И это правильно. Многое, что касается трактовки русской классики, он взял у Андрея Александровича, особенно когда ищет " страдания израненной души". Учеба не есть буквальная фиксация опыта учителя, иллюстрация его идей и открытий. Ученичество — процесс многосложный. Необходимо уловить идею, дух и стержень исканий учителя и, творчески переработав, взять их на вооружение. К примеру, один из известных и талантливых учеников Гончарова, популярнейший артист И. Костолевский, работавший с Бергманом, П. Штайном, другими выдающимися режиссерами, конечно же, не буквально следует тому, чему его учили. Просто он научился учиться и у других. И это главное, что он взял у своего учителя и чему последовал: " Научить нельзя, можно научиться". Гончаров дружил с Петром Монастырским, талантливым режиссером и организатором, который почти 45 лет руководил Самарским академическим театром драмы, одним из лучших областных театров страны. У Монастырского я начинал режиссерскую работу, ставил свои более-менее удачные спектакли. Я ощущал к себе определенное внимание с его стороны. Думаю, не без вмешательства А. А. Гончарова. Я тоже старался в своем творчестве и педагогической деятельности реализовать квинтэссенцию, сердцевину, дух исканий А. А. Гончарова, дух его идей, стержень методологии. Они выражены в понятиях: " присвоить и соотнести", " человеку, о человеке, через человека", " я не актер, я — действующее лицо", 1 П. Фоменко заведовал кафедрой режиссуры РАТИ-ГИТИСа с 2002 по 2005 год.
|