Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стр. 20
изображенную в пьесе, тем полнее может быть раскрыто действие в будущем спектакле. Материал для создания спектакля деятели театра черпают из самой жизни. " Подлинное творческое " Я", — говорил А. Д. Попов, — это всегда и прежде всего страстность, одухотворенность, самостоятельный взгляд на жизнь" 1. Только исходя из своего собственного знания жизни режиссер и актеры могут определенным образом раскрыть пьесу, найти нужное сценическое решение. Необходимо, чтобы образы и идеи пьесы жили в душе и сознании актеров и режиссера, обогащенные их собственным опытом, извлеченным из самой действительности. Гончаров. Роль режиссера в современном театре велика и ответственна, ибо театр служит современности и откликается на все ее важнейшие проблемы. Режиссер должен быть вдохновителем их воплощения на сцене, должен найти такие художественные средства, которые бы помогли поднять и осветить животрепещущие вопросы жизни, ибо эпицентр зрительских интересов лежит в сфере больших гражданских проблем, насущных вопросов сегодняшнего дня. И театр на эти вопросы должен помочь найти ответ. Позиция активного вторжения в жизнь обязательно связана с поисками современной образности. Образный строй сегодняшнего театра должен определяться максимальным количеством новой художественной информации в единицу времени во имя идеи спектакля. Мастер призывает помнить о трех наиболее важных качествах режиссера, сформулированных Вл. И. Немировичем-Данченко. Первое качество — способность быть толкователем пьесы и ролей, уметь показывать " как играть". Второе качество — умение раскрыть актеру все то, что осуществляется им на сцене, то есть следить за тем, как в актере отражаются идеи автора и режиссера, куда клонит его фантазия и до каких пределов можно настаивать па той или иной задаче. Говоря о втором качестве, напоминал Гончаров, Немирович-Данченко сравнивал режиссера с зеркалом, отражаются индивидуальные грани каждого артиста. И, наконец, третья обязанность режиссера— быть организатором всего спектакля. 1. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. М., 1959. С. 40. Стр. 21 Гончаров. От режиссера зависят и целостность, и яркость спектакля, и заразительная сила идей, и законченность формы целого. Конечная цель режиссуры — умение творчески объединить и направить усилия всех участников спектакля на выявление единого идейно-художественного замысла. Выразить целое, главную идею спектакля, " зерно" замысла через каждого исполнителя — вот задача психологической режиссуры. Определяя режиссуру как искусство человековедения, Андрей Александрович считал неприемлемым и вредным разделение на режиссеров-постановщиков и режиссеров-педагогов. (Первые занимаются внешней стороной спектакля: зрелищностью, эффективностью пространственных решений; вторые — разработкой внутренней партитуры актера). Если режиссер ограничивает усилия поисками внешней формы, если он не раскрывает мир человека, внутренние душевные процессы или, наоборот, занят только раскрытием душевного мира, вне яркого внешнего выражения, вне выпуклой формы, он не может заниматься театральным искусством. Душа режиссерского дела— прежде всего в великой любви к людям, к жизни. Эта профессия требует самостоятельного взгляда на жизнь, высокого сознания общественного долга. Гончаров. У режиссера-художника должны быть свои темы, свои идеи, и зритель вправе спросить его: " А почему эта проблема тебя волнует? Почему взял для постановки именно эту пьесу, что ты хочешь сказать людям? Театр — это разговор человека с человеком о человеке 1. Образные видения и мысли режиссера, оттолкнувшись от " зерна" замысла, начинают обретать конкретную художественную форму только в процессе репетиций. Между замыслом режиссера и спектаклем лежит период соавторства режиссера с актерским коллективом, художником, композитором, всеми людьми, работающими над спектаклем. Поставить спектакль — значит решить уравнение со многими неизвестными. Форма этого решения, единство " что" и " как" и их образный строй есть замысел режиссера. Вопросы замысла как образного воплощения сверхзадачи спектакля приобретают 1. Записано мной (М. К.) на уроках режиссуры проф. А. А. Гончарова в ГИТИСе в1982г.
|