Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стр. 111
прививалось ощущение событийной, действенной основы театрального искусства, чуткость к собственно сценическим выразительным средствам. Педагог говорил, что, осуществляя работу над сценической реализацией инсценировки, студенты должны сосредоточиться на детальном изучении рассказа и творчества автора, глубинном и подробном разборе достоинств и недостатков инсценируемого материала. Этот анализ включает в себя следующие этапы: 1. Определение темы произведения, ее актуальность для настоящего момента. Гражданская устремленность в воплощении темы. Изучение материала, помогающего раскрыть содержание рассказа (научные исследования, критические статьи, выезд на место, где происходит действие, посещение дома-музея автора, использование личных наблюдений и т.д.). 2. Определение идеи произведения. Характер мировоззрения автора. 3. Определение основных событий и взаимоотношений героев инсценировки. Выявление действия и контр действия, т.е. конфликта, реализуемого в сквозном действии. 4. Определение глубинной сущности поведения и взаимоотношений героев, занятых в событиях. 5. Поиск сценической атмосферы, в которой живут и взаимодействуют герои рассказа или повести. Ученик должен был представить в письменном виде режиссерский анализ инсценировки, изложить его и отстоять перед однокурсниками. Публичная защита давала будущему режиссеру один из важных навыков — умение заражать своим видением исполнителей и убеждать их в правильности и оригинальности своего замысла. В практической работе над инсценировками студенты во многом опирались на тот материал, который был ими собран при выполнении письменной работы. На этом этапе проводились постоянные консультации педагогов, направленные на детальную разработку той или иной сцены. Важным моментом при реализации замысла инсценируемой прозы, считал Гончаров, является распределение ролей. Он приучал студентов в процессе занятий мотивировать назначение того или иного исполнителя на роль, в зависимости Стр112 от индивидуальных данных и психофизических возможностей каждого. А студент-актер должен был искать и отбирать краски, необходимые для исполняемой роли. Осуществляя эту работу, учащиеся проходили серьезную профессиональную подготовку: подбирали литературный, иконографический материал, развивали наблюдательность, интерес к окружающей жизни, учились использовать накопленный опыт, наблюдения и впечатления и перерабатывать в зависимости от замысла той или иной инсценировки. Гончаров. Первая серьезная встреча студентов с авторским текстом предполагает собственное понимание, сценическое прочтение пьесы или рассказа. Раскрытие идеи произведения сценическими средствами должно быть направлено на выявление действенной структуры авторского творения, на поиск органического поведения исполнителей в предлагаемых обстоятельствах и на углубление действенной основы слова. Приступая к роли, студент-актер должен вместе с режиссером определить логику физического поведения и поступков героя, а затем, поставив себя в предлагаемые обстоятельства действующего лица, сделать его поступки как бы своими, его мысли, слова, факты биографии — своими мыслями, словами, вехами жизни. В этот период можно пользоваться этюдным методом работы. С помощью этюдов идет уточнение и приближение предлагаемых обстоятельств, найденных студентами в реальной действительности, к обстоятельствам, предлагаемым автором. Материал, взятый из окружающего вас мира, отобранный в ходе репетиций, поможет органически выстроить логику поступков действующих лиц, заданных автором. Андрей Александрович призывал студентов неустанно учиться устанавливать те или иные отношения с партнером на сцене, учиться понимать природу диалогов, значение слова, пластики, внутренних монологов, верного психофизического поведения и самочувствия. Если материалом для работы в третьем семестре служили небольшие, рассчитанные на двух-трех исполнителей рассказы, наиболее понятные по своему содержанию и близкие студентам по предлагаемым обстоятельствам, то в четвертом семестре инсценировки и отрывки из пьес должны были
|