![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каузальная атрибуция
Сам феномен возникает тогда, когда есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходиться процессом приписывания. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание происходит: - на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия; - на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Возникает целая система такого приписывания, которая называется каузальная атрибуция. Мера и степень приписывания зависит от степени уникальности или типичности поступка, от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Типичное – легче поддается однозначной интерпретации. Уникальное – много интерпретаций допускает и следовательно простор для приписывания его причин и характеристик. «Желательное» поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При «нежелательном» поведении диапазон расширяется. Приписывание успеха и неудачи. Участник действий винит в неудаче преимущественно обстоятельства, а наблюдатель – самого исполнителя. Пр.: Играть в команде или наблюдать игру. Эксперимент: Из детей в детском саду составили группу «любимых» и «нелюбимых». Любимые делали намеренно ошибки. Нелюбимые выполняли задание корректно. Воспринимающие приписывали положительные оценки «любимым», а отрицательные «нелюбимым». Таким образом, «плохой» человек обладает плохими чертами, «хороший» - хорошими. Все подобные эксперименты поставили важный вопрос о роли установки в процессе восприятия. Эксперимент: Двум группам студентов показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости идти до конца в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
|