Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования.
А). СО – основы наук. «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» (Ю.К. Бабанский). Б). «Содержание образования — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность» (В.С.Леднев). Оно представляет собой особый «разрез» образования, иначе говоря, это образование, но без учета его методов и организационных форм, от которых в данной ситуации абстрагируются В). СО – часть социального опыта, тождественная направлениям культуры общества и педагогически адаптированная для усвоения обучающимися определенного возраста. (И.Я.Лернер, Краевский В.В., 1983). Здесь СО как педагогическая модель социального опыта. (НА ВЕКА). Они выделили компоненты СО. 1. Опыт познавательной деятельности, зафиксированный в системе знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности. 2. Опыт осуществления способов деятельности, зафиксированный в системе умений и навыков (действий по образцу). 3. Опыт творческой деятельности, зафиксированный в творческих мыслительных процедурах. ( призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности). — самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; — видение новой проблемы в знакомой ситуации; — видение новой функции объекта; — самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых; — видение структуры объекта; — альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы; — нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющегося комбинацией известных способов решения. 4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг
Г). Общепринятое понимание образования как усвоение учащимися социального опыта прошлого, накопленного человечеством, вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, в достижении собственных целей. В этом смысле представляется интересной характеристика эвристического образования, предлагаемая А. В.Хуторским. Содержание эвристического образования включает в себя две части: инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую учениками, и вариативную, создаваемую каждым учеником в ходе обучения. А. В. Хуторской выделяет следующие компоненты содержания эвристического образования: 1. Образовательная среда, обеспечивающая условия для создания каждым учеником собственного содержания образования. 2. Образовательный продукт, который формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментального образовательного объекта. 3. Базовое культурно-историческое образование. 4. Деятельностное образование, имеющее два источника: 1) рефлексивно выявленные и зафиксированные учеником способы его собственной образовательной деятельности; 2) общенаучные и частнопредметные способы деятельности, установленные образовательными стандартами в качестве обязательных для усвоения. 5. Предметное образование — базовое содержание учебных дисциплин, сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами. 6. Метапредметное эвристическое образование, к которому относится усвоение таких, например, понятий, как «пространство», «время», «движение», «закон», «теория», «гипотеза» и др. 7. Рефлексивно проявленное и обобщенное эвристическое образование. Такой подход позволяет по-иному посмотреть на сущность образования, в котором центральным объектом выступает деятельность самого образовывающегося человека. Подобный подход встречается в работах И. И. Ремезовой, Г. П. Анишиной: «Образование — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове " образование" скрыто слово " образ", т.е. формирование самого себя, а точнее — проявление в себе самого себя» [16, с. 149].
Д) М.И.Махмутов наряду с понятием «содержание образования» выделяет также понятия «содержание обучения», «содержание учебного материала». Так, содержание образования есть совокупность видов воспитания: умственного, ценностно-ориентационного, или нравственного, и т.д. Все эти виды воспитания содержатся в различных школьных курсах. Содержание обучения — система философских и научных знаний, а также связанных с ними способов деятельности и отношений, представленных в учебных предметах. Содержание учебного материала — это та система знаний и способов деятельности, которая предлагается будущему поколению в качестве модели познания и освоения окружающего мира и находит свое воплощение в составе различных учебных предметов. Уровни формирования СО: 1. Уровень общего теоретического представления... 2. Уровень учебного предмета.... 3. Уровень учебного материала 4. Уровень процесса обучения (учитель и ученик)
Существуют виды структур изложения СО: o линейная структура ( отдельные части учебного материала последовательно взаимосвязаны между собой, опираютсяся на принципы историзма, последовательности, систематичности и доступности). Эта структура используется при изложении литературы, истории, языков, музыки. Предлагаемый материал, как правило, изучается только один раз и следует один за другим; o концентрическая структура, ( предполагающая повторы одного и того же материала, изучение нового осуществляется на основе углубления и систематизации пройденного. Данная структура используется при изложении физики, химии, биологии); o спиральная структура. В этом случае рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения ученика, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные. Здесь имеет место логическая система развертывания проблемы. В отличие от линейной структуры, в спиральной структуре нет одноразовости в изучении материала, нет и разрывов, характерных для концентрической структуры. Данная структура используется при изучении общественных, психолого-педагогических наук; o смешанная структура представляет собой комбинацию линейной, концентрической и спиральной; является наиболее используемой при написании учебников и учебных пособ ий в настоящее время.
|