Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный образовательный стандарт.






Нормативные документы современного отечественного об­разования,:

Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 г., а также изменения и дополне­ния в него, внесенные в 1996 г., в которых выдвинуты требования о необходимости введения Государственных образовательных стан­дартов как средства регулирования образовательной сферы.

Трактовка понятия «стандарт» (от англ. standard) связана с его обозначением как образца, эталона, модели, принимаемых за ис­ходные для сопоставления с ними других подобных объектов, ре­гулирующих различные сферы деятельности и определяющих свой­ства и качества продукции, удовлетворяющей потребностям об­щества и человека.

В статье 7 закона «Об образовании» указывается: «Стандарт определяет в обязательном порядке обязательный минимум со­держания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню под­готовки выпускников».

 

В законе «Об образовании» выделены основные компо­ненты стандарта, учитывающие федеративный характер ус­тройства России. Федеральный компонент определяет те нормати­вы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему миро­вой культуры. Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (напри­мер, в области родного языка и литературы, географии и искус­ства, трудовой подготовки и др.). Также стандартом устанавливается объем школьного компонен­та содержания образования, отражающего специфику и направ­ленность отдельного учебного заведения, закрепленные в соот­ветствии с его Уставом в разработанных педагогами основных об­разовательных программах.

Образовательный стандарт, фиксируя основные содержательные характеристики образования, ориентируется на общественный идеал, заданный социальным заказом. Поэтому в законе «О Государственном обра­зовательном стандарте основного общего образования» данное понятие определяется как система нормативов, характеризующих качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образова­ния по его достижению, устанавливается как государственная норма и фиксируется федеральным законом.

По мнению современных исследователей данной проблемы В. И. Байденко, В.П.Беспалько, В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М. В. Рыжкова, В. А. Сластенина, А. И. Субетто, стандарты должны:

o обеспечивать сохранение единства образовательного простран­ства страны;

o содержать гарантии равных возможностей получения полно­ценного образования независимо от пола, религиозных убежде­ний, места жительства, материального обеспечения и выбранно­го образовательного учреждения;

o обеспечивать реализацию государственной политики в области образования;

o упорядочивать многообразие форм, типов и видов образова­ния;

o выстраиваться в логике структуры образовательного содержа­ния;

o определять процесс структурирования образования путем вклю­чения инвариантного и вариативного содержательных компонен­тов.

Таким образом, образовательный стандарт, выполняя функ­цию защиты от некачественных образовательных услуг, регламен­тирует в современных условиях все инновационные проекты, ко­торые также базируются на основе объектов стандартизации. Ос­новная цель современного образования в соответствии с реализа­цией принципа гуманизации заключается в создании условий для становления базовой культуры личности и ее профессионального самоопределения.

 

Функции стандарта

позволяют раскрыть его сущностные характеристики.

Критериально-оценочная функция определяет содержание обучения, объем учебной нагрузки, оценки результатов, а также аттестацию учителей и образовательных учреждений.

Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией РФ образование, соответствующее полноценному развитию личности и возможности последующего профессионального образования.

Функция сохранения единства образовательного пространства страны выполняет стабилизирующую и регламентирующую роли в условиях многообразия образовательных систем и типов образовательных учреждений в единой образовательной системе страны.

Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющую реализовать субъектную позицию в обучении.

Функция управления связана с осуществлением контроля и оценивания качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом.

Функция повышения качества образования фиксирует объем и уровень содержания образования и определяет минимальный уровень подготовки учащихся.

Таким образом, государственный образовательный стандарт одновременно яв­ляется:

—основным документом, направленным на охрану качества образования и реализацию государственной политики через посредство содержания образования;

—нормативной основой содержания основного общего обра­зования при развивающихся процессах вариативности;

—обязательным минимумом содержания образовательного уч­реждения;

—основой для оценки реализуемых образовательных и учеб­ных программ.

 

На основе стандарта разрабатываются:

• примерный учебный план и образовательная программа;

• технологии оценки соответствия содержания и качества под­готовки обучающихся Государственным образовательным стандар­там для аттестации образовательных учреждений;

• положение о рекламации на качество образования или несо­ответствие качества образования требованиям Государственного образовательного стандарта;

• учебники, учебные пособия и другие дидактические мате­риалы;

• методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта;

• учебно-материальная база учебного заведения.

 

Основными компонентами структуры содержания стандарта яв­ляются:

пояснительная записка, излагающая концептуальные основы стандарта, его структуру и содержание;

базисный учебный план, являющийся основным государствен­ным нормативным документом системы образования;

стандарты базовых образовательных областей, представляющие обязательную часть содержания образования для всех учащихся и требования к уровню усвоения знаний.

 

Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.

Базисный учебный план является генеральным уровнем пред­ставления стандарта, содержащим комплекс основных нормати­вов и регулирующих:

o соотношение между федеральным, региональным и школь­ным компонентами, являющимися основой для разработки регио­нальных базисных учебных планов, которые в свою очередь тоже несут нормативную нагрузку на уровне региона и во многом оп­ределяют особенности педагогического проектирования учебных планов конкретных образовательных учреждений при учете их спе­цифики;

o соотношение инвариантной части учебного плана, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным ценно­стям, формирование личностных качеств, соответствующих об­щественным идеалам, и вариативной части, ориентированной на индивидуальный характер развития учащихся с учетом их лично­стных особенностей и интересов;

o соотношение основных видов занятий: обязательных, кото­рые являются базовыми; обязательных занятий по выбору учащих­ся, предоставляемых образовательными услугами учебного заве­дения с целью углубления и расширения знаний учащихся в со­ответствии с их потребностями; факультативных занятий, кото­рые носят групповой или индивидуальный характер обучения и не являются обязательными для всех учащихся;

o соотношение суммарного количества часов в соответствии с допустимой аудиторной нагрузкой учащихся;

o преемственность содержания образования на различных сту­пенях учебного заведения.

«Общая концепция федеральных компонентов Государствен­ного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» предоставляет базисные учебные планы для основных ступеней общеобразова­тельной школы.

Содержание начального образования ориентировано на формирование основных сторон личности: познавательной, комму­никативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры, определяющих структуру учебного плана. Например, для формирования познавательной культуры выделяются два са­мостоятельных курса — «Окружающий мир» и «Математика». Изу­чение языков направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры и т.д.

Основная школа. На этой ступени обучения начинается ее диф­ференциация, что связано с предоставлением возможности вы­бора профессии и апробированием учащимися своих сил в различных научных областях и видах деятельности. Базисный план основной школы включает функционально полный минимизиро­ванный набор образовательных областей: язык (родной, русский, иностранный) и литературу, искусство, математику, физику и астрономию, химию, географию и экологию, кибернетику и ин­форматику, биологию, общественные дисциплины, технологию, технику, труд, физическую культуру.

Полная средняя школа. Ее базисный план включает в себя набор образовательных областей основной школы, но строится по прин­ципу профильной дифференциации.

Одновременно в структуре стандарта заложен компонент, оп­ределяющий образовательную (предметную) область, в каждой из которых выделяются четыре раздела:

1) общая характеристика образовательной области;

2) базовое содержание образовательной области;

3) требования к минимально необходимому уровню подготов­ки учащихся;

4) общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.

 

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они
разрабатываются на основе государственного базисного учебного
плана и утверждаются Министерством образования Российский
Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Это реальный план, по которому работает данная конкретная школа.

Существует два типа учебных планов школы:

- собственно учебный план школы, разрабатываемый на ос­нове государственного базисного учебного плана на длительный
период и отражающий особенности конкретной школы
(в качестве учебного плана школы может быть принят один из
типовых учебных планов);

- рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих
условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

В учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный уровни.

На федеральном уровне обеспечивается единство школьного образования в стране, включающее в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично такие области, как окружающий мир, искусство, трудовая подготовка, В этих областях выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный уровень обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык, и частично учебные курсы или разделы, отражающие на­циональное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального уровней находят отражение в школьном учебном плане.

В учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяется три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).

Учебные программы и учебная литература

Содержание образования, представленное в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с опреде­ленной глубиной и в соответствии с их возрастными познаватель­ными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

 

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий со­держание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последова­тельности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направлен­ность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

Программа распределяет учебный материал по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

 

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требова­ний государственного образовательного стандарта относительно или иной образовательной области. Создание программы - результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования России и имеют рекомендательный характер.

На основании типовой программы создаются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут непосредст­венно отражать требования государственного стандарта к образо­вательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обес­печения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государ­ственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утвержда­ются педагогическим советом школы. Авторские учебные про­граммы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

В структуре учебной программы выделяют три элемента:

1) объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;

2) собственно содержание программы: тематический план, содер­жание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий;

3) методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков.

 

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой отно­сятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение кон­кретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обя­зательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования России для всех школ страны.

Учебник является носителем содержания образования и основ­ным книжным средством обучения. Д.Д.Зуев выделил и описал функции школьного учебника.

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира. Реализация этой функции связана с ориентацией на требования, предъявляемые к учебным программам: пол­ное и конкретное изложение обязательных знаний, ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации.

Трансформационная функция связана с педагогической перера­боткой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учеб­нике педагогически адаптируется в соответствии с дидактически­ми принципами научности, систематичности и последовательно­сти, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучае­мого материала с жизнью, с практикой. Систематизирующая функция реализует требование обязатель­ного систематического и последовательного изложения материа­ла в логике учебного предмета.

Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлени­ем возможности повторного изучения материала, а формирова­ние у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.

Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнитель­ную информацию из смежных наук. Эта функция представлена еще и тем, что в содержание учебного предмета входят основы наук, а не сами науки.

Координирующая функция заключается в привлечении в процес­се работы над учебным материалом разнообразных средств обуче­ния (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

Воспитательно-развивающая функция учебника состоит в духов­но-ценностном влиянии его содержания на учащихся.

И. П. Подласый называет три дидактические функции учебника:

мотивационную, заключающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного пред­мета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информа­ции;

контрольно-корректирующую (тренировочную), предполагаю­щую возможность проверки, самооценки и коррекции хода и ре­зультатов обучения, а также выполнение тренировочных упраж­нений для формирования необходимых умений и навыков.

Д.Д.Зуев в структуре учебника выделяет тексты как главный компонент, которые подразделяются на тексты-описания, тек­сты-повествования и тексты-рассуждения и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы и задания, памятки или инструктивные мате­риалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстра­тивному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, при­мечание, приложения, оглавления, указатели.

 

Литература

1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной ди­дактики / Под ред. М.Н.Скаткина. — М., 1982.

2. Зуев Д.Д. Школьный учебник. — М., 1983.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. завед.– М. «Академия», 2003., с.40 -63.

4. Леднев В. С. Содержание образования. — М., 1989.

5. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М., 1981.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации:
Проект. - М., 2000.

7. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. — М., 1990.

8. Подласый И. П. Педагогика. — М., 1996.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагоги­ка. — М., 1998.

10. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. — М., 1974.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал