Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории формирования содержания образования.
В педагогической науке существуют различные дидактические теории, на основе которых формируется или может формироваться содержание образования. Дидактический энциклопедизм (дидактический материализм). (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон и др.): из философии эмпиризма ----- чтобы школа давала ученикам практические знания для реальной жизни и труда ---------передача предельно большого объема научных знаний а они, как правило, не закрепленые практическими действиями, быстро забываются) -------- развитие способностей происходит без специальных усилий в ходе овладения «полезными знаниями» -------- предпочтение отдавалось таким школьным предметам, как химия, черчение, рисование, новые языки, математика, космография. Теория материального образования легла в основу системы так называемого реального направления в обучении.
Дидактический формализм. (А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт, Я. В.Давид, А.А. Немейер, Э.Шмидт и др.)-------на основе философии рационализма: роль знаний состоит только в том, чтобы развивать способности учащихся. Обучение рассматривали как средство развития познавательных интересов учеников. Роль учителя сводилась главным образом к тому, чтобы тренировать ученика с помощью специальных упражнений для развития его мыслительных способностей на материале, по содержанию якобы совершенно «безразличном». ----------Совершенствование интеллектуальных умений и навыков, в основном мышления. = Дидактический формализм недооценивал содержание знаний, их формирующие ценности, значение для жизни и общественной практики. Кроме того, невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами только инструментальных предметов (математика, классические языки — греческий и латинский) без использования других учебных дисциплин. Таким образом, представители теории формального образования якобы во имя развития способностей учащихся приносили в жертву их образование, систему научных знаний.
Дидактический утилитаризм (прагматизм) сконцентрирован на практической деятельности. Сторонники этой теории (Дж.Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) недооценивали сами знания, отдавая предпочтение формированию практических умений и навыко в. Они трактовали обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» учащегося. Для овладения социальным наследием человеку необходимо освоить все известные виды деятельности. Процесс обучения сводится к удовлетворению субъектно-прагматических запросов учащихся.
Функциональный материализм представляет собой интеграцию предыдущих трех теорий. Согласно данной теории, одной стороной обучения является познание действительности и приобретение знаний, второй стороной - функционирование этих знаний в мышлении учащихся, третьей — их использование в практической деятельности, включающей преобразование действительности. Теория функционального материализма предложена В. Оконем. Структурализм как теория отбора и построения учебного содержания была предложена К.Сосницким, который считал, что в содержании каждого учебного предмета необходимо выделять основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно.
Существуют и другие подходы и теории, касающиеся конструирования содержания образования. Например, М.Н.Скаткин В. В. Краевский разработали теорию содержания образования на основе системно-деятельностного подхода; Д. Брунер — теорию содержания образования, построенную на основе структурного подхода; Б.Блум — на основе таксономии целей обучения и т.д.
|