Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие науки и образования






Присоединение Приднестровья к России в значительной степени определило пути дальнейшего развития просвещения и науки в крае.

Наука. Русская наука в XIX в. не только не отставала от западноевропейской, но в некоторых областях даже опережала ее. Отечественные ученые пытались разре­шить мировые проблемы естественных и технических наук. Они активно включались в естественнонаучное исследование обширных территорий России, вели пропаганду но­вейших достижений науки на всем пространстве Империи, включая провинции.

В России успешно развивались исследования в области астрономии. В 1844 г. из­вестные русские ученые В.Я. Струве и К.И. Теннер провели измерение отрезка мери­диана в Финляндии, Литве и Бессарабии (по Дунаю). Распространению учения И. Ко­перника в регионе способствовал декабрист В.Ф. Раевский (1795-1872), занимавший­ся астрономией. Всеобъемлющий документ о перспективах развития края был состав­лен декабристом А.О. Корниловичем.

Существенный вклад в изучение природных богатств Приднестровья внесло Обще­ство сельского хозяйства Южной России, основанное в 1828 г. в Одессе. Общество объе­диняло лучшие научные умы России (А.А. Бычихин, А.И. Гросул-Толстой, А.Д. Ден- гинк, И.И. Кешко, И.М. Красильщик, А.И. Набоких, В.Г. Ротмистров, А.А. Скальковский, В.П. Скаржинский, М.В. Неручев, И.И. Палимпсестов, А.И. Погибко, Е.Л. Режинский, К.И. Тардан, И.А. Черкес, С.В. Шусьев).

Общество сыграло прогрессивную роль в изучении климата, растительности, почв и условий ведения сельского хозяйства в причерноморских районах. Члены общества занимались такими вопросами, как борьба с засухой, лесоразведение, выращивание лучших сортов пшеницы, развитие виноградарства и плодоводства.

Более чем девяносто лет Общество регулярно издавало «Записки», представлявшие собой энциклопедию сельскохозяйственных знаний для местных земледельцев. В из­дании нашли отражение научная и практическая деятельность Общества, в нем поме­щались специальные руководства по садоводству, возделыванию виноградной лозы, травосеянию, устройству водохранилищ. Заметный след в науке оставил член Обще­ства, историк, экономист и публицист А.А. Скальковский, автор фундаментальных работ «Xронологическое обозрение истории Новороссийского края» (1836-1838), «Опыт ста­тистического описания Новороссийского края» (1850), «Болгарские колонии в Бесса­рабии и Новороссийском крае» (1848), важное место в которых занимало собственно Приднестровье. Современники называли его Геродотом Новороссийского края.

Оригинальные ботанические и фаунистические исследования провел ученый К.И. Тардан (1812-1856). Он определил и классифицировал флору и фауну, составил каталог растений региона. Под его руководством было создано образцовое и высоко­рентабельное виноградарское хозяйство на глинистых черноземах, использующее в
своей практике посадку виноградной лозы правильными рядами и конную обработку виноградников. На основании двадцатилетних практических наблюдений К.И. Тардан составил руководство по виноградарству и виноделию применительно к местным ус­ловиям (опубликовано в «Записках Общества сельского хозяйства Южной России» за 1854-1855 гг.). Среди его многочисленных работ следует выделить такие, как «Очерки естественной истории Бессарабии» (1841), «О разведении некоторых лесных растений в Бессарабии» (1844), «Сведения о развитии табака в Бессарабии» (1853).

Развитию географии края во многом способствовали работы ученого-почвоведа, аг­ронома и географа XIX в. А.И. Гросул-Толстого. На основании более чем тридцатилет­них наблюдений и исследований он создал труд «Обозрение рек, почв и местоположе­ний Новороссийского края и Бессарабии в сельскохозяйственном отношении» (1856). Гросул-Толстой выдвинул идею о полосном распределении почв от Прута до Ингула. Идеи и достижения ученого, составленная им первая почвенная карта региона были высоко оценены В.В. Докучаевым, который писал: «У этого автора некоторые наблюде­ния так удачно схвачены, так типичны, так хорошо отвечают теоретическим требовани­ям». Большую ценность в работе Гросула-Толстого представляют его выводы о суще­ствующей в природе взаимосвязи всех ее элементов: растительности, почвы и климата.

В изучении природы и почв огромную роль сыграл основоположник почвоведения и основатель научной физической географии В.В. Докучаев (1846-1903). В 1898 г. по инициативе служившего в бессарабском земстве агронома М.В. Неручева он был при­глашен для изучения почв губернии и провел первую научную экспедицию, посвящен­ную комплексному изучению местных почв, климата и растительности. В трудах «Рус­ский чернозем» (1883) и «К вопросу о почвах Бессарабии» (1900) В.В. Докучаев пред­ставил классификацию почв края, установил пять их типов, выяснил происхождение, распределение и свойства этих почв.

Докучаевские идеи о первостепенном значении биологического фактора в разви­тии и эволюции почвы нашли отражение в последующих работах по географии почв

(А.И. Набоких, 1910; М.В. Карчевский, 1918), лесов (Н.А. Окиншевич, 1908), в ком­плексной географической характеристике края (Н.К. Могилянский, 1913; Л.С. Берг, 1918). Учеником Докучаева был и крупней­ший советский почвовед Н.А. Димо, который много сделал для развития отечественного почвоведения.

В 70-80-е годы флору края исследовали И.Ф. Шмальгаузен, В.И. Липский, Н.М. Зе- ленецкий, Н.К. Срединский и другие русские ученые.

Появление в Европе опаснейшего вреди­теля виноградной лозы - филлоксеры побу­дило Общество сельского хозяйства Южной России создать в 1881 г. филлоксерную ко­миссию под председательством академика А.О. Ковалевского. Все винодельческие рай­оны Новороссии и Бессарабии в связи с над­вигающимся бедствием разделили на участ­ки, исследовать которые было поручено опыт­ным специалистам. Бендерский уезд обследо- а.и. Погибко вал В. Павлов, а виноградники Тирасполь-
ского, Оргеевского и Сорокского уездов и Подольской губернии - А.И. Погибко (1857­1939). Филлоксерная комиссия издавала подробные отчеты по обследованию виноград­ников в Бессарабии, Херсонской и Подольской губерниях. Афанасий Иванович Погиб­ко стал основоположником мелиорации в Приднестровье, написал более 60 научных работ по проблематике плодоводства и виноградарства, мелиорации и метеорологии, защиты растений от болезней и вредителей.

В борьбу с филлоксерой, которую в 1886 г. в регионе возглавил А.И. Погибко, активно включились известные биологи, воспитанники Новороссийского университета Е.Л. Рекало, И.М. Красильщик, А.А. Околович. Под руководством академика А.О. Ко­валевского они тщательно обследовали виноградники, провели различные мероприя­тия по уничтожению филлоксеры и лечению виноградных кустов. Следует особо отме­тить заслуги А.И. Погибко, который в 1885 г. написал популярную брошюру «Филлок­сера (Phylloxera va statrix) - истребительница виноградников». Уже в 1886 г. ее пере­вели на молдавский язык. Она и теперь не утратила своей практической значимости как руководство по распознаванию вредителей виноградников.

Первое знакомство А.И. Погибко с днестровской долиной состоялось в конце XIX в. Уже тогда он оценил перспективы края и стал родоначальником значительных преобразований на приднестровской земле. Его недаром называют «патриархом мели­орации Приднестровья», первым мелиоратором республики. По его инициативе было начато обвалование Днестра и созданы очаги плавневого садоводства и овощеводства. Большое внимание ученый уделял изучению метеорологических условий края. Научная и общественная работа А.И. Погибко была тесно связана с деятельностью таких выда­ющихся людей России, как И.И. Мечников, А.О. Ковалевский, М.М. Коцюбинский.

По инициативе профессора А.В. Клоссовского была организована в 1886 г. метео­рологическая сеть юго-запада России, в задачу которой входило детальное изучение климата и подготовка материалов для прогнозирования погоды. Она финансировалась Херсонским земством, а с 1887 г. - и Бесса­рабской губернией. Если в 1886 г. метеосеть насчитывала около 60 станций, то через год число наблюдательных пунктов увеличилось до 158, а в 1888 г. - до 223. Наблюдения велись за осадками, температурой, облачно­стью, направлением и силой ветра. Прово­дились сельскохозяйственные и фенологи­ческие наблюдения.

Пожалуй, самой деятельной и авторитет­ной фигурой в научной жизни Бессарабии и Приднестровья в конце XIX века был М.В. Неручев (1835-1922). Крупный специ­алист-практик, организатор опытного дела и знаток южнорусского сельского хозяйства, он почти двадцать лет (1881-1899) посвятил ис­следованиям Приднестровья, написав за этот период более ста работ. Влияние засухи на растения, сельскохозяйственная статистика, виноградарство и виноделие, борьба с фил­локсерой, табаководство, плодосушение - вот далеко не полный перечень проблем, над которыми он трудился. В работе «Влага и

земледельческие культуры» (1884) М.В. Не- м.в. Неручев
ручев четко определил зависимость земледельческой культуры от климата местности: «Культура в основных частях своих регулируется климатом, и высшее знание, которое прежде всего необходимо хозяину, есть основательное знание климата. Каким удиви­тельным светом озарились бы многие - теперь темные - стороны нашей земледельчес­кой техники, если бы мы стояли в большем знании наших климатических условий». Главным условием успешного развития виноградарства Неручев считал выбор сортов, соответствующих местным условиям, а в виноделии - строительство современного по­гребного хозяйства. Проблемы сушения фруктов волновали М.В. Неручева не менее, чем борьба с филлоксерой. Он предлагал для производства сухофруктов применить артельный метод, что позволило бы сельскому населению получать доходы и привлек­ло бы их внимание к занятиям садоводством.

Одним из первых М.В. Неручев обнаружил бесперспективность возделывания яро­вой пшеницы на юге страны, доказав выгоду посева озимой. Академик В.Р. Вильямс очень высоко ценил работы М.В. Неручева. Он указывал, что труды В.В. Докучаева, А.А. Измаильского, К.А. Тимирязева, П.А. Костычева, А.Н. Энгельгарда, М.В. Неру­чева - это те научные основы, на которых в течение нескольких десятилетий строи­лась исследовательская работа всех опытных учреждений степной полосы.

В своих воззрениях на природу М.В. Неручев был материалистом. Он пропаган­дировал материалистическую концепцию природы, приветствовал демократические идеи. Среди русских книг в библиотеке К. Маркса была и неручевская работа «Рус­ское землевладение и земледелие» (1877). Она числится в списке Маркса «Русское в моей библиотеке» под № 50. На ней есть пометки Маркса, свидетельствующие об ос­новательном изучении им книги. Прогрессивные идеи М.В. Неручева сыграли боль­шую роль в укреплении русско-молдавских культурных связей и в борьбе идей мате­риализма с идеализмом в крае.

В конце века в регионе широко развиваются энтомологические исследования. Их проводили работники земского краеведческого музея, а также сотрудники биоэнтомо­логической станции, основанной в 1911 г. в Кишиневе. Заметную роль в этом направ­лении сыграл доктор естественных наук энтомолог И.М. Красильщик (1857-1921), ученик и друг великого русского ученого И.И. Мечникова. Воспитанник Новороссийс­кого университета, он уже в первых своих научных работах заявил о себе как о серьез­ном исследователе-материалисте. По предложению И.И. Мечникова, ученый в 1884 г. приступил к изучению вопроса об эффективности применения грибка в борьбе с вред­ными насекомыми. Его опыты показали, что необходимо в самой природе искать есте­ственных врагов насекомых. И.М. Красильщик и И.И. Мечников на собственные сред­ства основали небольшой завод по изготовлению мюскардины - грибка, убивающего вредителей сельского хозяйства. Однако царские власти не поддержали это полезное начинание, и опыт отечественных ученых внедрили у себя французы.

Создатель и первый заведующий биоэнтомологической станцией И.М. Красильщик был одним из пионеров биологического метода борьбы с вредителями зерновых и пло­дово-ягодных культур. Он изучил методы борьбы с саранчой, установив, что источни­ком распространения этого вредителя на юге России является дельта Дуная. В середи­не 80-х годов он дважды выезжал в Румынию, где организовывал мероприятия по унич­тожению саранчи. Результатам своей деятельности ученый посвятил работы «Саранча в дельте Дуная» (1886), «Когда и как бороться с саранчой» (1890) и др. В Бессарабии и Приднестровье, на Украине и Кавказе им были проведены энтомологические иссле­дования. И.М. Красильщик изучал действие различных ядов на насекомых, открыл бактерии, губящие вредителя свеклы лугового мотылька.

Свою лепту в развитие биологической науки внес магистр зоологии, молдавский ученый А.Ф. Стуарт. Еще в 60-е годы он совместно с И.И. Мечниковым и А.О. Кова­левским заложил основы сравнительной эмбриологии, способствовал творческому раз­витию дарвинизма. Его научные труды не утратили своего значения и в настоящее вре­мя. Велика заслуга А.Ф. Стуарт и в развитии губернского земского музея в Кишине­ве. Под его редакцией вышел капитальный труд о виноградарстве Бендерского уезда. Наиболее полные данные о состоянии виноградарства и виноделия в Приднестровье содержат труды М. Балласа, А.И. Погибко, Т.И. Осадчего. В них указаны площади виноградных плантаций и их распределение по волостям, селам и городам, валовой сбор винограда и объем произведенного вина; товарность производства; освещены порядок владения виноградниками, взаимоотношения между мелкими и крупными вла­дельцами.

Флору и фауну края изучали русские и украинские ученые: Н.А. Окиншевич, автор книги «Леса Бессарабии в их отношении к рельефу местности» (1908); И.К. Пачос- ский, опубликовавший в 1910 г. труд «Основные черты развития флоры юго-западной России»; уроженец Бендер Л.С. Берг, автор книги «Рыбы пресных вод России» (1916), в которой описаны 74 вида рыб, обитавших в водах Днестра.

В XIX в. геологические исследования проводились русскими и некоторыми иност­ранными учеными, предпринимавшими многочисленные экспедиции в европейскую часть России (Г.К. Бледе, Н.П. Барбот де Марни и др.). В 1883 г. профессор Новорос­сийского университета И.Ф. Синцов составил первую крупномасштабную геологичес­кую карту с объяснительной запиской, которая систематизировала накопившийся гео­логический материал и сохранила научную ценность вплоть до начала в 1946 г. работ по глубокому бурению на территории Молдавии. Значительный вклад в изучение гео­логического строения края внесли в конце XIX и начале XX в. русские ученые, члены Геологического комитета Н.И. Андрусов, Н.А. Соколов, Н.А. Григорович-Березовский, В.Д. Ласкаров, В.И. Крокос, О.К. Ланге и др. В 1916 г. Ф.С. Поручик опубликовал свои книги «Записки о некоторых результатах гидрологического исследования Приднестро­вья и о распространении водоносных горизонтов в Бессарабии» и «Геология Бессара­бии», сделав выводы об образовании силурийских пластов Поднестровья.

Трудно назвать фигуру более крупную, более заметную среди местных агрономи­ческих деятелей дореволюционного периода, чем Н.К. Могилянский (1877-1966). По­ражает энциклопедичность его знаний, широта и глубина охвата изучаемых явлений и процессов. Библиография его работ включает более 150 наименований по экономичес­кой географии, статистике, плодоводству, виноградарству и виноделию. Н.К. Могилянс­кий был редактором журналов «Листок виноградарства, виноделия и плодоводства» (1902-1903), «Виноградарство и виноделие» (1904-1907), «Бессарабское сельское хозяй­ство» (1908-1917), привлек к участию в этих изданиях видных русских и украинских ученых. Им были изданы книги краеведческого характера: «Беседы о плодовом и ягод­ном виноделии» (1904), «Бессарабское виноградарство и виноделие и их нужды» (1910), «Географический и статистический очерк Бессарабской губернии» (1912), «Плодовые сор­тименты для Бессарабии» (1912), «Чем объяснить дождливость последних лет» (1912), «Материалы для географии и статистики Бессарабии» (1913) и др. Богатый фактологи­ческий материал его трудов помогает воссоздать широкую картину развития в дорево­люционное время как Пруто-Днестровского междуречья, так и всего Приднестровья.

Немалой известностью пользовался и уроженец края ученый-агроном П.С. Боканча (1889-1956). Книга ученого «Практические указания по возделыванию кукурузы и ози­мой пшеницы в американском пару» (1912), изданная на его личные средства, была удо­стоена золотой медали. Другие его труды - «Агрикультура и кооперация» и «Агрономи­ческие центры в Бессарабии» - были высоко оценены научной общественностью. Имя П.С. Боканчи вошло в историю края благодаря не только его научным изысканиям, но и замечательному автобиографическому рукописному труду «Записки бессарабца (По-


весть жизни и работы)», который до сих пор ждет своего издателя. Двухтомник содержит фрагменты журналов и газет, уникальные фо­тографии, удивительно острые и проница­тельные наблюдения автора. Он представля­ет большую ценность для историков, агроно­мов, географов, этнографов, педагогов, кра­еведов и когда-нибудь, несомненно, станет доступен широкому кругу читателей.

Весомый вклад в развитие сельскохозяй­ственной науки и практики Приднестровья внесла Плотянская опытная станция. Основ­ная работа станции велась в направлении преодоления зависимости высоты урожая от засушливого климата. Станция объединяла опытное поле, химическую лабораторию, ме­теостанцию, виноградник. В течение 20 лет коллектив ученых-энтузиастов проводил са­мые разнообразные изыскания в области за­кономерностей роста и развития сельскохо­зяйственных растений, исследовал агротехни­ку полевых культур (предшественники, систе­ма обработки почвы, эффективность органи­ческих и минеральных удобрений, семеновод­ство, семеноведение). На станции большое внимание уделялось изучению агротехники возделывания пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы, кормовых трав, винограда.

За время работы станции (1894-1914) издано 18 годовых отчетов, сводный отчет за десятилетие, большое количество статей и монографий. Ученые публиковали свои тру­ды не только на русском, но и на иностран­ных языках, что позволяло широко инфор­мировать западноевропейских и американс­ких ученых о достижениях станции. Прове­денные на станции исследования доказали большое значение многолетних трав для степного земледелия, необходимость удобре­ний для черноземных почв юга.

Ф.Б. Яновчик

На Плотянской станции впервые в России для проведения опытов использовались лизи­метры, изучалось влияние качества обработ­ки почвы на образование нитратов, были ос­нованы опытный виноградник и энольная лаборатория. Экспериментаторы пропаганди­ровали свои научные достижения путем де­монстрации различных опытов на показатель­ном поле большой площади, что привлекало внимание местных земледельцев. Заслуга


станции состоит в том, что ее опыты продемонстрировали зависимость рентабельности отдельных культур от рациональной обработки почвы и правильной агротехники.

В разные годы станцию возглавляли Ф.Б. Яновчик (1894-1896), С.Г. Моргенштерн (1896-1897), П.Ф. Бараков (1897-1899), С.В. Щусьев (1899-1902). С 1902 г. общее руководство всеми отделами станции было возложено на А.А. Бычихина. Почвенными исследованиями руководил агрохимик Б.М. Вельбель (1900-1910), отделом виногра­дарства - С.Г. Моргенштерн, А.Е. Юнге, Ф.Т. Таточко, Л.И. Орликов. Опытным полем долгие годы заведовал А.Г. Карабетов (1898-1909).

В Приднестровье наиболее известен блестящий исследователь Ф.Б. Яновчик (1867­1926) - автор научных работ по земледелию в засушливых условиях, вегетационному методу исследования, транспирации, создатель почвенного бура и вегетационных со­судов оригинальной конструкции. Он одним из первых высказал идею о природном районировании Молдавии.

А.А. Бычихин (1865-1933) - автор более 90 работ по агротехнике степного земле­делия, виноградарству, почвоведению, агрохимии - впервые в России на опыте дока­зал необходимость внесения минеральных удобрений под виноградник.

Значительный вклад в науку Приднестровья внес ученый, занимавшийся пробле­мами биологии, физики и астрономии, П.И. Роговский (1882-1918). Ему принадлежит интересная работа «Возможно ли бессмертие?», в которой подвергнуты критике отдель­ные положения П.И. Бахметьева - создателя теории анабиоза. В труде «Принципы от­носительности» (1913) он дает высокую оценку теории относительности и другим от­крытиям конца XIX - начала XX в., восхищается деятельностью К.Э. Циолковского, предвидя, что идеи последнего открывают широчайшие горизонты будущего. П.И. Ро­говский занимался также изучением комет, пропагандировал созданную Ф.А. Броди- хиным теорию кометных форм.

Таким образом, включение Приднестровья в состав России создало реальные усло­вия для естественнонаучного освоения края. Решающую роль в этом направлении сыг­рали русские и украинские ученые. Наибольшее развитие получили биологические и сель­скохозяйственные науки, т. е. те отрасли зна­ния, которые в первую очередь отвечали по­требностям экономического развития края.

Тирасполь - родина академика Л.А. Та- расевича (1868-1927), одного из крупнейших русских ученых, виднейшего общественного деятеля, талантливого организатора медицин­ской науки, блестящего оратора и педагога, великого гуманиста. Работая патологоанато­мом и бактериологом в парижской лаборато­рии И.И. Мечникова, он защитил докторскую диссертацию. Был организатором и директо­ром Центральной станции по контролю сы­вороток и вакцин (сегодня Государственный научно-исследовательский институт стандар­тизации и контроля медико-биологических препаратов носит его имя).

В Тирасполе родился Н.Д. Зелинский (1861-1953), академик АН СССР, Герой Со­циалистического Труда, заслуженный деятель науки СССР, лауреат Ленинской и Государ­ственных премий СССР, основатель совет-

г. Бендеры. Дом, где родился Л.С. Берг

 

ской школы химиков-органиков, один из основоположников учения об органическом катализе, автор более 600 научных трудов.

Тираспольчанином был и Д.Н. Зейлигер (1864-1936), выдающийся математик и механик, заслуженный деятель науки РСФСР, основные исследования которого посвя­щены линейной геометрии. Он получил звание профессора Казанского университета, а в дальнейшем был ректором Казанского политехнического института.

Академика Л.С. Берга (1876-1950), родина которого - г. Бендеры, с полным осно­ванием можно назвать ученым-энциклопедистом (ихтиолог, зоолог, геоморфолог, осно­ватель отечественного озероведения (лимнологии), климатолог, популяризатор геогра­фической науки). Он являлся президентом Географического общества СССР и автором почти 700 научных трудов, в том числе работ по географии Молдавии. Дань родному краю он отдал в первой печатной работе «Коллекция рыб Бессарабской губернии» (1897), посвященной ихтиофауне рек края, в монографии «Бессарабия. Страна-люди- хозяйство» (1918) и работе «Население Бессарабии. Этнографический состав и числен­ность» (1923). Берг первым предложил название «Кодры» для центральной возвышен­ной лесистой части Бессарабии. Более 60 латинских названий растений и животных связаны с его именем.

Бендеры - родина академика К.К. Гедройца (1872-1932), агрохимика и почвоведа, обогатившего отечественную и мировую науку исследованиями в области почвенных коллоидов, поглотительной способности почв, питания растений, мелиорации кислых и засоленных почв. К.К. Гедройц был президентом Международной ассоциации поч­воведов, руководил Почвенным институтом АН СССР, за работы в области почвоведе­ния и агрохимии удостоен премии имени В.И. Ленина.

С именем бендерчанина академика Е.К. Федорова (1910-1981) связаны полярные исследования Арктики. Он принимал участие в экспедициях на Землю Франца-Иоси­
фа, на полуостров Таймыр, во второй зимовке на полярной станции мыса Челюскин; работал вместе с Д. Папаниным на первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1»; возглавлял главное управление гидрометеослужбы страны; был вице-прези­дентом Всемирной метеорологической организации.

В Дубоссарах родился выдающийся русский хирург, профессор Московского уни­верситета И.В. Склифосовский (1836-1904). Его труды по хирургии обогатили отече­ственную медицину, а внедренные им методы операций в военно-полевой хирургии и принципы асептики и антисептики способствовали спасению тысяч человеческих жизней.

Таким образом, в XIX - начале XX в. духовность и культура развивались в При­днестровье достаточно интенсивно и его территория, оставаясь провинцией Российс­кой Империи, вовсе не представляла собой глубокого захолустья и «медвежьего угла», как это иногда представляется. Находясь под мощным влиянием силового поля куль­турного притяжения России, духовная атмосфера в Приднестровье определялась общими со всей Новороссией историческими судьбами. В такой атмосфере могли творить мно­гие выдающиеся деятели науки и искусства, составившие славу и гордость Отечества.

Образование. Присоединение края к России в конкретных исторических ус­ловиях обусловило более благоприятные предпосылки для развития экономики, куль­туры, образования и общественной мысли.

К моменту присоединения к России (конец XVIII в.) в Приднестровье не было ни одного учебного заведения. Лишь 1 августа 1812 г. открылось уездное училище с низ­шим его отделением в Тирасполе, подчинявшееся правилам народного просвещения, утвержденным 24 января 1803 г. императором Александром I. В них говорилось: «Глав­ная идея учебной организации высказывается в следующих постановлениях. Для нрав­ственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого со­стояния определяются четыре рода училищ: 1) училища приходские, 2) уездные, 3) губернские или гимназии и 4) университеты... В каждом уездном городе должно быть по крайне мере одно уездное училище». Согласно учебному плану в Тираспольском уез­дном училище преподавали закон божий, священную историю, катехизис, евангелие, обязанности человека и гражданина, грамма­тику российскую и местные языки. Из общих предметов главными были чистописание, пра­вописание, правила слога. Преподавались арифметика, всеобщая география, география Российского государства, всеобщая история вместе с географией древнего мира. Учащи­еся изучали российскую историю, начальные правила геометрии, рисование и основы ес­тественной истории и физики.

11 марта 1816 г. было учреждено двух­классное приходское училище в местечке Гри­гориополь, причем там преподавался, кроме русского, и армянский язык, так как в этом городке Тираспольского уезда жили преиму­щественно армяне. В 1821 г. открылось при­ходское училище в местечке Дубоссары. Для воспитания и образования дворянских детей существовали частные мужские и женские

пансионы. В начале сороковых годов XIX в. И.В. Склифасофский

Тирасполь. Женская гимназия. Фото начала XX в.

 

стали учреждаться школы и пансионы для воспитания девочек из привилегированных семей, т. е. к образованию приобщали и женщин. В 1842 г. в Бендерах женой отстав­ного поручика Келмаша был основан первый женский пансион. Как и в других част­ных пансионах для девиц высшего сословия, в этих неполных средних учебных заве­дениях главное внимание уделялось преподаванию рукоделия и французского языка.

В 40-50-е годы некоторые священники стали открывать церковно-приходские шко­лы грамоты. До середины 60-х годов преподавание в этих школах велось на русском и молдавском языках, а впоследствии - только на русском.

До 70-х годов в Приднестровье не было средних учебных заведений. Учреждение гимназий началось лишь с 70-х годов XIX столетия, а наибольшее их количество по­явилось в последнее десятилетие. Тем не менее школ региону явно не хватало.

25 мая 1889 г. в Тирасполе были открыты четырехклассные частные мужские про­гимназии, что явилось крупным шагом к просвещению городского населения. А через четыре года, 24 февраля 1893 г., открылась женская прогимназия, которая 1 августа 1900 г. была преобразована в гимназию, в восьми основных и одном подготовитель­ном классе которой трудились 23 преподавателя. 1 июля 1904 г. начало функциониро­вать реальное шестиклассное училище с седьмым дополнительным классом, а также коммерческим отделением. После включения в учебный план латинского и греческого языков (1914) его выпускники получили право поступать в университет. Доступ в ука­занное учебное заведение был практически возможен только для детей состоятельных людей - землевладельцев, торговцев, чиновников и священников, изредка сюда могли попасть и дети зажиточных крестьян. Начальная школа предназначалась лишь для бед­
нейших трудящихся и крестьян, но и она далеко не всем была доступна. В таких учеб­ных заведениях обучалось не более двадца­ти процентов детей школьного возраста.

Таким образом, система школьного обу­чения носила сословный характер. Об этом свидетельствует наличие двух образователь­ных систем: для господствующих классов и для народа, а также значительное многооб­разие типов школ, работающих по разным программам.

Лучшие представители передовой педа­гогической мысли оказывали помощь наро­ду края в развитии просвещения. Ярким при­мером является деятельность выдающегося русского ученого-медика и педагога Н.И. Пи- рогова (1810-1881). Будучи попечителем Новороссийского (Одесского) учебного окру­га (1856-1858), куда входило и Приднестро­вье, Н.И. Пирогов следовал принципам, из­ложенным в его знаменитых «Вопросах жизни»: старался придать образованию народ­ный и общедоступный характер, решить основную задачу школы - воспитание высо­конравственной личности, формирование у юношества стремления к знаниям и твор­честву, - хотя сделать это в сложившихся условиях было крайне сложно. Н.И. Пирогов активно выступал за просвещение народа, был противником телесных наказаний в школе. Классическую гимназию он рассматривал как идеал среднего учебного заведе­ния. Требуя развития просвещения не только для молдаван и русских, но и для других национальностей края, Пирогов полагал, что важнейшую роль в этом должен сыграть Новороссийский университет в Одессе, открытый в 1865 г. В годы педагогической де­ятельности Пирогова заметно расширилась сеть народных училищ в округе, в Бенде­рах в 1876 г. открылась женская гимназия.

Во второй половине XIX в. многие выпускники средних учебных заведений, в том числе и выходцы из Приднестровья, устремились в университеты и институты России (Петербургский, Московский, Киевский, Новороссийский и др.). Среди них неуклонно возрастал удельный вес детей из семей разночинцев - учителей, врачей, зажиточных мещан и крестьян. Идеи Н.И. Пирогова и его практическая деятельность оказали боль­шое влияние на педагогическую мысль и прогресс народного образования в крае.

В развитии школьного образования определенную роль сыграло и земство. В с. Слободзея (около 13 тысяч жителей) в 1907 г. были три школы - земская, министер­ская двухклассная и церковноприходская. В Бендерском уезде в 1912/13 учебном году насчитывалось 35 земских школ. Определенное развитие получало и среднее образо­вание, особенно с конца XIX в. В 1905 г. в Бендерах начало действовать реальное учи­лище, в 1912 г. - частная женская гимназия, а в следующем году - еще одно женское среднее учебное заведение; в Тирасполе реальное училище было открыто в 1904 г

Н.И. Пирогов

Среди общеобразовательных средних учебных заведений преобладала классическая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Учащиеся же реальных училищ могли поступать только на физико-математи­ческий факультет университета и в технические учебные заведения. В гимназии больше внимания уделяли гуманитарным наукам, особенно филологическим, а в реальных учи­лищах в основном изучались естественные и физико-математические дисциплины.

Тирасполь. Реальное училище. Фото начала XX в.

 

С 1913 по 1917 г. по инициативе уездного Бендерского земства издавался снача­ла в Одессе, а затем в Бендерах иллюстрированный периодический журнал «Школь­ные экскурсии и школьный музей», в виде приложения к нему выходила брошюра «Спутник натуралиста». Издание предназначалось в основном для оказания практи­ческой помощи учителям в организации школьной работы по изучению родного края. Среди авторов журнала были учителя и ученые, главным образом члены Бессарабс­кого общества естествоиспытателей и любителей естествознания. Появление такого издания в крае свидетельствовало о проникновении сюда идей русских передовых педагогов.

Накануне мировой войны 1914-1918 гг. на территории современных Слободзей­ского, Тираспольского, Григориопольского и Дубоссарского районов насчитывалось 100 начальных школ всех типов: среди них земских - 31, общественных - 27, церковно­приходских - 25, министерских - 15, других - 2. В этих начальных школах обучалось около 9, 2 тыс. детей. Размещались они зачастую в неприспособленных помещениях, испытывали значительные трудности в обеспечении учебниками, литературой, нагляд­ными пособиями, школьно-письменными принадлежностями. Ассигнования на народ­ное образование выделялись крайне скудные. Поэтому и земские, и церковноприходс­кие, и министерские школы находились в тяжелом положении.

Таким образом, несмотря на некоторое развитие системы народного просвещения, создание сети начальных школ и средних учебных заведений, большинство приднест­ровских детей, особенно из бедняцких, пролетарских и батрацких семей, и в начале XX в. оставались за пределами этой системы, не посещали школу и чаще всего были обречены на безграмотность. В этом плане положение народного образования в При­днестровье ничем не отличалось от большинства регионов обширной Империи. В.И. Ленин справедливо писал в это время (1913 г.): «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были о г р а б л е н ы в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одича-

Тирасполь. Земская управа. Фото начала XX в.

 

лость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете по­мещиков... Четыре пятых молодого поколения осуждены на неграмотность крепостни­ческим государственным устройством России. Этому отчуждению народа помещичьею властью соответствует безграмотность в России».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал