Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие науки и образования
Присоединение Приднестровья к России в значительной степени определило пути дальнейшего развития просвещения и науки в крае. Наука. Русская наука в XIX в. не только не отставала от западноевропейской, но в некоторых областях даже опережала ее. Отечественные ученые пытались разрешить мировые проблемы естественных и технических наук. Они активно включались в естественнонаучное исследование обширных территорий России, вели пропаганду новейших достижений науки на всем пространстве Империи, включая провинции. В России успешно развивались исследования в области астрономии. В 1844 г. известные русские ученые В.Я. Струве и К.И. Теннер провели измерение отрезка меридиана в Финляндии, Литве и Бессарабии (по Дунаю). Распространению учения И. Коперника в регионе способствовал декабрист В.Ф. Раевский (1795-1872), занимавшийся астрономией. Всеобъемлющий документ о перспективах развития края был составлен декабристом А.О. Корниловичем. Существенный вклад в изучение природных богатств Приднестровья внесло Общество сельского хозяйства Южной России, основанное в 1828 г. в Одессе. Общество объединяло лучшие научные умы России (А.А. Бычихин, А.И. Гросул-Толстой, А.Д. Ден- гинк, И.И. Кешко, И.М. Красильщик, А.И. Набоких, В.Г. Ротмистров, А.А. Скальковский, В.П. Скаржинский, М.В. Неручев, И.И. Палимпсестов, А.И. Погибко, Е.Л. Режинский, К.И. Тардан, И.А. Черкес, С.В. Шусьев). Общество сыграло прогрессивную роль в изучении климата, растительности, почв и условий ведения сельского хозяйства в причерноморских районах. Члены общества занимались такими вопросами, как борьба с засухой, лесоразведение, выращивание лучших сортов пшеницы, развитие виноградарства и плодоводства. Более чем девяносто лет Общество регулярно издавало «Записки», представлявшие собой энциклопедию сельскохозяйственных знаний для местных земледельцев. В издании нашли отражение научная и практическая деятельность Общества, в нем помещались специальные руководства по садоводству, возделыванию виноградной лозы, травосеянию, устройству водохранилищ. Заметный след в науке оставил член Общества, историк, экономист и публицист А.А. Скальковский, автор фундаментальных работ «Xронологическое обозрение истории Новороссийского края» (1836-1838), «Опыт статистического описания Новороссийского края» (1850), «Болгарские колонии в Бессарабии и Новороссийском крае» (1848), важное место в которых занимало собственно Приднестровье. Современники называли его Геродотом Новороссийского края. Оригинальные ботанические и фаунистические исследования провел ученый К.И. Тардан (1812-1856). Он определил и классифицировал флору и фауну, составил каталог растений региона. Под его руководством было создано образцовое и высокорентабельное виноградарское хозяйство на глинистых черноземах, использующее в Развитию географии края во многом способствовали работы ученого-почвоведа, агронома и географа XIX в. А.И. Гросул-Толстого. На основании более чем тридцатилетних наблюдений и исследований он создал труд «Обозрение рек, почв и местоположений Новороссийского края и Бессарабии в сельскохозяйственном отношении» (1856). Гросул-Толстой выдвинул идею о полосном распределении почв от Прута до Ингула. Идеи и достижения ученого, составленная им первая почвенная карта региона были высоко оценены В.В. Докучаевым, который писал: «У этого автора некоторые наблюдения так удачно схвачены, так типичны, так хорошо отвечают теоретическим требованиям». Большую ценность в работе Гросула-Толстого представляют его выводы о существующей в природе взаимосвязи всех ее элементов: растительности, почвы и климата. В изучении природы и почв огромную роль сыграл основоположник почвоведения и основатель научной физической географии В.В. Докучаев (1846-1903). В 1898 г. по инициативе служившего в бессарабском земстве агронома М.В. Неручева он был приглашен для изучения почв губернии и провел первую научную экспедицию, посвященную комплексному изучению местных почв, климата и растительности. В трудах «Русский чернозем» (1883) и «К вопросу о почвах Бессарабии» (1900) В.В. Докучаев представил классификацию почв края, установил пять их типов, выяснил происхождение, распределение и свойства этих почв. Докучаевские идеи о первостепенном значении биологического фактора в развитии и эволюции почвы нашли отражение в последующих работах по географии почв (А.И. Набоких, 1910; М.В. Карчевский, 1918), лесов (Н.А. Окиншевич, 1908), в комплексной географической характеристике края (Н.К. Могилянский, 1913; Л.С. Берг, 1918). Учеником Докучаева был и крупнейший советский почвовед Н.А. Димо, который много сделал для развития отечественного почвоведения. В 70-80-е годы флору края исследовали И.Ф. Шмальгаузен, В.И. Липский, Н.М. Зе- ленецкий, Н.К. Срединский и другие русские ученые. Появление в Европе опаснейшего вредителя виноградной лозы - филлоксеры побудило Общество сельского хозяйства Южной России создать в 1881 г. филлоксерную комиссию под председательством академика А.О. Ковалевского. Все винодельческие районы Новороссии и Бессарабии в связи с надвигающимся бедствием разделили на участки, исследовать которые было поручено опытным специалистам. Бендерский уезд обследо- а.и. Погибко вал В. Павлов, а виноградники Тирасполь- В борьбу с филлоксерой, которую в 1886 г. в регионе возглавил А.И. Погибко, активно включились известные биологи, воспитанники Новороссийского университета Е.Л. Рекало, И.М. Красильщик, А.А. Околович. Под руководством академика А.О. Ковалевского они тщательно обследовали виноградники, провели различные мероприятия по уничтожению филлоксеры и лечению виноградных кустов. Следует особо отметить заслуги А.И. Погибко, который в 1885 г. написал популярную брошюру «Филлоксера (Phylloxera va statrix) - истребительница виноградников». Уже в 1886 г. ее перевели на молдавский язык. Она и теперь не утратила своей практической значимости как руководство по распознаванию вредителей виноградников. Первое знакомство А.И. Погибко с днестровской долиной состоялось в конце XIX в. Уже тогда он оценил перспективы края и стал родоначальником значительных преобразований на приднестровской земле. Его недаром называют «патриархом мелиорации Приднестровья», первым мелиоратором республики. По его инициативе было начато обвалование Днестра и созданы очаги плавневого садоводства и овощеводства. Большое внимание ученый уделял изучению метеорологических условий края. Научная и общественная работа А.И. Погибко была тесно связана с деятельностью таких выдающихся людей России, как И.И. Мечников, А.О. Ковалевский, М.М. Коцюбинский. По инициативе профессора А.В. Клоссовского была организована в 1886 г. метеорологическая сеть юго-запада России, в задачу которой входило детальное изучение климата и подготовка материалов для прогнозирования погоды. Она финансировалась Херсонским земством, а с 1887 г. - и Бессарабской губернией. Если в 1886 г. метеосеть насчитывала около 60 станций, то через год число наблюдательных пунктов увеличилось до 158, а в 1888 г. - до 223. Наблюдения велись за осадками, температурой, облачностью, направлением и силой ветра. Проводились сельскохозяйственные и фенологические наблюдения. Пожалуй, самой деятельной и авторитетной фигурой в научной жизни Бессарабии и Приднестровья в конце XIX века был М.В. Неручев (1835-1922). Крупный специалист-практик, организатор опытного дела и знаток южнорусского сельского хозяйства, он почти двадцать лет (1881-1899) посвятил исследованиям Приднестровья, написав за этот период более ста работ. Влияние засухи на растения, сельскохозяйственная статистика, виноградарство и виноделие, борьба с филлоксерой, табаководство, плодосушение - вот далеко не полный перечень проблем, над которыми он трудился. В работе «Влага и земледельческие культуры» (1884) М.В. Не- м.в. Неручев Одним из первых М.В. Неручев обнаружил бесперспективность возделывания яровой пшеницы на юге страны, доказав выгоду посева озимой. Академик В.Р. Вильямс очень высоко ценил работы М.В. Неручева. Он указывал, что труды В.В. Докучаева, А.А. Измаильского, К.А. Тимирязева, П.А. Костычева, А.Н. Энгельгарда, М.В. Неручева - это те научные основы, на которых в течение нескольких десятилетий строилась исследовательская работа всех опытных учреждений степной полосы. В своих воззрениях на природу М.В. Неручев был материалистом. Он пропагандировал материалистическую концепцию природы, приветствовал демократические идеи. Среди русских книг в библиотеке К. Маркса была и неручевская работа «Русское землевладение и земледелие» (1877). Она числится в списке Маркса «Русское в моей библиотеке» под № 50. На ней есть пометки Маркса, свидетельствующие об основательном изучении им книги. Прогрессивные идеи М.В. Неручева сыграли большую роль в укреплении русско-молдавских культурных связей и в борьбе идей материализма с идеализмом в крае. В конце века в регионе широко развиваются энтомологические исследования. Их проводили работники земского краеведческого музея, а также сотрудники биоэнтомологической станции, основанной в 1911 г. в Кишиневе. Заметную роль в этом направлении сыграл доктор естественных наук энтомолог И.М. Красильщик (1857-1921), ученик и друг великого русского ученого И.И. Мечникова. Воспитанник Новороссийского университета, он уже в первых своих научных работах заявил о себе как о серьезном исследователе-материалисте. По предложению И.И. Мечникова, ученый в 1884 г. приступил к изучению вопроса об эффективности применения грибка в борьбе с вредными насекомыми. Его опыты показали, что необходимо в самой природе искать естественных врагов насекомых. И.М. Красильщик и И.И. Мечников на собственные средства основали небольшой завод по изготовлению мюскардины - грибка, убивающего вредителей сельского хозяйства. Однако царские власти не поддержали это полезное начинание, и опыт отечественных ученых внедрили у себя французы. Создатель и первый заведующий биоэнтомологической станцией И.М. Красильщик был одним из пионеров биологического метода борьбы с вредителями зерновых и плодово-ягодных культур. Он изучил методы борьбы с саранчой, установив, что источником распространения этого вредителя на юге России является дельта Дуная. В середине 80-х годов он дважды выезжал в Румынию, где организовывал мероприятия по уничтожению саранчи. Результатам своей деятельности ученый посвятил работы «Саранча в дельте Дуная» (1886), «Когда и как бороться с саранчой» (1890) и др. В Бессарабии и Приднестровье, на Украине и Кавказе им были проведены энтомологические исследования. И.М. Красильщик изучал действие различных ядов на насекомых, открыл бактерии, губящие вредителя свеклы лугового мотылька. Свою лепту в развитие биологической науки внес магистр зоологии, молдавский ученый А.Ф. Стуарт. Еще в 60-е годы он совместно с И.И. Мечниковым и А.О. Ковалевским заложил основы сравнительной эмбриологии, способствовал творческому развитию дарвинизма. Его научные труды не утратили своего значения и в настоящее время. Велика заслуга А.Ф. Стуарт и в развитии губернского земского музея в Кишиневе. Под его редакцией вышел капитальный труд о виноградарстве Бендерского уезда. Наиболее полные данные о состоянии виноградарства и виноделия в Приднестровье содержат труды М. Балласа, А.И. Погибко, Т.И. Осадчего. В них указаны площади виноградных плантаций и их распределение по волостям, селам и городам, валовой сбор винограда и объем произведенного вина; товарность производства; освещены порядок владения виноградниками, взаимоотношения между мелкими и крупными владельцами. Флору и фауну края изучали русские и украинские ученые: Н.А. Окиншевич, автор книги «Леса Бессарабии в их отношении к рельефу местности» (1908); И.К. Пачос- ский, опубликовавший в 1910 г. труд «Основные черты развития флоры юго-западной России»; уроженец Бендер Л.С. Берг, автор книги «Рыбы пресных вод России» (1916), в которой описаны 74 вида рыб, обитавших в водах Днестра. В XIX в. геологические исследования проводились русскими и некоторыми иностранными учеными, предпринимавшими многочисленные экспедиции в европейскую часть России (Г.К. Бледе, Н.П. Барбот де Марни и др.). В 1883 г. профессор Новороссийского университета И.Ф. Синцов составил первую крупномасштабную геологическую карту с объяснительной запиской, которая систематизировала накопившийся геологический материал и сохранила научную ценность вплоть до начала в 1946 г. работ по глубокому бурению на территории Молдавии. Значительный вклад в изучение геологического строения края внесли в конце XIX и начале XX в. русские ученые, члены Геологического комитета Н.И. Андрусов, Н.А. Соколов, Н.А. Григорович-Березовский, В.Д. Ласкаров, В.И. Крокос, О.К. Ланге и др. В 1916 г. Ф.С. Поручик опубликовал свои книги «Записки о некоторых результатах гидрологического исследования Приднестровья и о распространении водоносных горизонтов в Бессарабии» и «Геология Бессарабии», сделав выводы об образовании силурийских пластов Поднестровья. Трудно назвать фигуру более крупную, более заметную среди местных агрономических деятелей дореволюционного периода, чем Н.К. Могилянский (1877-1966). Поражает энциклопедичность его знаний, широта и глубина охвата изучаемых явлений и процессов. Библиография его работ включает более 150 наименований по экономической географии, статистике, плодоводству, виноградарству и виноделию. Н.К. Могилянский был редактором журналов «Листок виноградарства, виноделия и плодоводства» (1902-1903), «Виноградарство и виноделие» (1904-1907), «Бессарабское сельское хозяйство» (1908-1917), привлек к участию в этих изданиях видных русских и украинских ученых. Им были изданы книги краеведческого характера: «Беседы о плодовом и ягодном виноделии» (1904), «Бессарабское виноградарство и виноделие и их нужды» (1910), «Географический и статистический очерк Бессарабской губернии» (1912), «Плодовые сортименты для Бессарабии» (1912), «Чем объяснить дождливость последних лет» (1912), «Материалы для географии и статистики Бессарабии» (1913) и др. Богатый фактологический материал его трудов помогает воссоздать широкую картину развития в дореволюционное время как Пруто-Днестровского междуречья, так и всего Приднестровья. Немалой известностью пользовался и уроженец края ученый-агроном П.С. Боканча (1889-1956). Книга ученого «Практические указания по возделыванию кукурузы и озимой пшеницы в американском пару» (1912), изданная на его личные средства, была удостоена золотой медали. Другие его труды - «Агрикультура и кооперация» и «Агрономические центры в Бессарабии» - были высоко оценены научной общественностью. Имя П.С. Боканчи вошло в историю края благодаря не только его научным изысканиям, но и замечательному автобиографическому рукописному труду «Записки бессарабца (По- весть жизни и работы)», который до сих пор ждет своего издателя. Двухтомник содержит фрагменты журналов и газет, уникальные фотографии, удивительно острые и проницательные наблюдения автора. Он представляет большую ценность для историков, агрономов, географов, этнографов, педагогов, краеведов и когда-нибудь, несомненно, станет доступен широкому кругу читателей. Весомый вклад в развитие сельскохозяйственной науки и практики Приднестровья внесла Плотянская опытная станция. Основная работа станции велась в направлении преодоления зависимости высоты урожая от засушливого климата. Станция объединяла опытное поле, химическую лабораторию, метеостанцию, виноградник. В течение 20 лет коллектив ученых-энтузиастов проводил самые разнообразные изыскания в области закономерностей роста и развития сельскохозяйственных растений, исследовал агротехнику полевых культур (предшественники, система обработки почвы, эффективность органических и минеральных удобрений, семеноводство, семеноведение). На станции большое внимание уделялось изучению агротехники возделывания пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы, кормовых трав, винограда. За время работы станции (1894-1914) издано 18 годовых отчетов, сводный отчет за десятилетие, большое количество статей и монографий. Ученые публиковали свои труды не только на русском, но и на иностранных языках, что позволяло широко информировать западноевропейских и американских ученых о достижениях станции. Проведенные на станции исследования доказали большое значение многолетних трав для степного земледелия, необходимость удобрений для черноземных почв юга.
На Плотянской станции впервые в России для проведения опытов использовались лизиметры, изучалось влияние качества обработки почвы на образование нитратов, были основаны опытный виноградник и энольная лаборатория. Экспериментаторы пропагандировали свои научные достижения путем демонстрации различных опытов на показательном поле большой площади, что привлекало внимание местных земледельцев. Заслуга станции состоит в том, что ее опыты продемонстрировали зависимость рентабельности отдельных культур от рациональной обработки почвы и правильной агротехники. В разные годы станцию возглавляли Ф.Б. Яновчик (1894-1896), С.Г. Моргенштерн (1896-1897), П.Ф. Бараков (1897-1899), С.В. Щусьев (1899-1902). С 1902 г. общее руководство всеми отделами станции было возложено на А.А. Бычихина. Почвенными исследованиями руководил агрохимик Б.М. Вельбель (1900-1910), отделом виноградарства - С.Г. Моргенштерн, А.Е. Юнге, Ф.Т. Таточко, Л.И. Орликов. Опытным полем долгие годы заведовал А.Г. Карабетов (1898-1909). В Приднестровье наиболее известен блестящий исследователь Ф.Б. Яновчик (18671926) - автор научных работ по земледелию в засушливых условиях, вегетационному методу исследования, транспирации, создатель почвенного бура и вегетационных сосудов оригинальной конструкции. Он одним из первых высказал идею о природном районировании Молдавии. А.А. Бычихин (1865-1933) - автор более 90 работ по агротехнике степного земледелия, виноградарству, почвоведению, агрохимии - впервые в России на опыте доказал необходимость внесения минеральных удобрений под виноградник. Значительный вклад в науку Приднестровья внес ученый, занимавшийся проблемами биологии, физики и астрономии, П.И. Роговский (1882-1918). Ему принадлежит интересная работа «Возможно ли бессмертие?», в которой подвергнуты критике отдельные положения П.И. Бахметьева - создателя теории анабиоза. В труде «Принципы относительности» (1913) он дает высокую оценку теории относительности и другим открытиям конца XIX - начала XX в., восхищается деятельностью К.Э. Циолковского, предвидя, что идеи последнего открывают широчайшие горизонты будущего. П.И. Роговский занимался также изучением комет, пропагандировал созданную Ф.А. Броди- хиным теорию кометных форм. Таким образом, включение Приднестровья в состав России создало реальные условия для естественнонаучного освоения края. Решающую роль в этом направлении сыграли русские и украинские ученые. Наибольшее развитие получили биологические и сельскохозяйственные науки, т. е. те отрасли знания, которые в первую очередь отвечали потребностям экономического развития края. Тирасполь - родина академика Л.А. Та- расевича (1868-1927), одного из крупнейших русских ученых, виднейшего общественного деятеля, талантливого организатора медицинской науки, блестящего оратора и педагога, великого гуманиста. Работая патологоанатомом и бактериологом в парижской лаборатории И.И. Мечникова, он защитил докторскую диссертацию. Был организатором и директором Центральной станции по контролю сывороток и вакцин (сегодня Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медико-биологических препаратов носит его имя). В Тирасполе родился Н.Д. Зелинский (1861-1953), академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, основатель совет-
ской школы химиков-органиков, один из основоположников учения об органическом катализе, автор более 600 научных трудов. Тираспольчанином был и Д.Н. Зейлигер (1864-1936), выдающийся математик и механик, заслуженный деятель науки РСФСР, основные исследования которого посвящены линейной геометрии. Он получил звание профессора Казанского университета, а в дальнейшем был ректором Казанского политехнического института. Академика Л.С. Берга (1876-1950), родина которого - г. Бендеры, с полным основанием можно назвать ученым-энциклопедистом (ихтиолог, зоолог, геоморфолог, основатель отечественного озероведения (лимнологии), климатолог, популяризатор географической науки). Он являлся президентом Географического общества СССР и автором почти 700 научных трудов, в том числе работ по географии Молдавии. Дань родному краю он отдал в первой печатной работе «Коллекция рыб Бессарабской губернии» (1897), посвященной ихтиофауне рек края, в монографии «Бессарабия. Страна-люди- хозяйство» (1918) и работе «Население Бессарабии. Этнографический состав и численность» (1923). Берг первым предложил название «Кодры» для центральной возвышенной лесистой части Бессарабии. Более 60 латинских названий растений и животных связаны с его именем. Бендеры - родина академика К.К. Гедройца (1872-1932), агрохимика и почвоведа, обогатившего отечественную и мировую науку исследованиями в области почвенных коллоидов, поглотительной способности почв, питания растений, мелиорации кислых и засоленных почв. К.К. Гедройц был президентом Международной ассоциации почвоведов, руководил Почвенным институтом АН СССР, за работы в области почвоведения и агрохимии удостоен премии имени В.И. Ленина. С именем бендерчанина академика Е.К. Федорова (1910-1981) связаны полярные исследования Арктики. Он принимал участие в экспедициях на Землю Франца-Иоси В Дубоссарах родился выдающийся русский хирург, профессор Московского университета И.В. Склифосовский (1836-1904). Его труды по хирургии обогатили отечественную медицину, а внедренные им методы операций в военно-полевой хирургии и принципы асептики и антисептики способствовали спасению тысяч человеческих жизней. Таким образом, в XIX - начале XX в. духовность и культура развивались в Приднестровье достаточно интенсивно и его территория, оставаясь провинцией Российской Империи, вовсе не представляла собой глубокого захолустья и «медвежьего угла», как это иногда представляется. Находясь под мощным влиянием силового поля культурного притяжения России, духовная атмосфера в Приднестровье определялась общими со всей Новороссией историческими судьбами. В такой атмосфере могли творить многие выдающиеся деятели науки и искусства, составившие славу и гордость Отечества. Образование. Присоединение края к России в конкретных исторических условиях обусловило более благоприятные предпосылки для развития экономики, культуры, образования и общественной мысли. К моменту присоединения к России (конец XVIII в.) в Приднестровье не было ни одного учебного заведения. Лишь 1 августа 1812 г. открылось уездное училище с низшим его отделением в Тирасполе, подчинявшееся правилам народного просвещения, утвержденным 24 января 1803 г. императором Александром I. В них говорилось: «Главная идея учебной организации высказывается в следующих постановлениях. Для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния определяются четыре рода училищ: 1) училища приходские, 2) уездные, 3) губернские или гимназии и 4) университеты... В каждом уездном городе должно быть по крайне мере одно уездное училище». Согласно учебному плану в Тираспольском уездном училище преподавали закон божий, священную историю, катехизис, евангелие, обязанности человека и гражданина, грамматику российскую и местные языки. Из общих предметов главными были чистописание, правописание, правила слога. Преподавались арифметика, всеобщая география, география Российского государства, всеобщая история вместе с географией древнего мира. Учащиеся изучали российскую историю, начальные правила геометрии, рисование и основы естественной истории и физики. 11 марта 1816 г. было учреждено двухклассное приходское училище в местечке Григориополь, причем там преподавался, кроме русского, и армянский язык, так как в этом городке Тираспольского уезда жили преимущественно армяне. В 1821 г. открылось приходское училище в местечке Дубоссары. Для воспитания и образования дворянских детей существовали частные мужские и женские пансионы. В начале сороковых годов XIX в. И.В. Склифасофский
стали учреждаться школы и пансионы для воспитания девочек из привилегированных семей, т. е. к образованию приобщали и женщин. В 1842 г. в Бендерах женой отставного поручика Келмаша был основан первый женский пансион. Как и в других частных пансионах для девиц высшего сословия, в этих неполных средних учебных заведениях главное внимание уделялось преподаванию рукоделия и французского языка. В 40-50-е годы некоторые священники стали открывать церковно-приходские школы грамоты. До середины 60-х годов преподавание в этих школах велось на русском и молдавском языках, а впоследствии - только на русском. До 70-х годов в Приднестровье не было средних учебных заведений. Учреждение гимназий началось лишь с 70-х годов XIX столетия, а наибольшее их количество появилось в последнее десятилетие. Тем не менее школ региону явно не хватало. 25 мая 1889 г. в Тирасполе были открыты четырехклассные частные мужские прогимназии, что явилось крупным шагом к просвещению городского населения. А через четыре года, 24 февраля 1893 г., открылась женская прогимназия, которая 1 августа 1900 г. была преобразована в гимназию, в восьми основных и одном подготовительном классе которой трудились 23 преподавателя. 1 июля 1904 г. начало функционировать реальное шестиклассное училище с седьмым дополнительным классом, а также коммерческим отделением. После включения в учебный план латинского и греческого языков (1914) его выпускники получили право поступать в университет. Доступ в указанное учебное заведение был практически возможен только для детей состоятельных людей - землевладельцев, торговцев, чиновников и священников, изредка сюда могли попасть и дети зажиточных крестьян. Начальная школа предназначалась лишь для бед Таким образом, система школьного обучения носила сословный характер. Об этом свидетельствует наличие двух образовательных систем: для господствующих классов и для народа, а также значительное многообразие типов школ, работающих по разным программам. Лучшие представители передовой педагогической мысли оказывали помощь народу края в развитии просвещения. Ярким примером является деятельность выдающегося русского ученого-медика и педагога Н.И. Пи- рогова (1810-1881). Будучи попечителем Новороссийского (Одесского) учебного округа (1856-1858), куда входило и Приднестровье, Н.И. Пирогов следовал принципам, изложенным в его знаменитых «Вопросах жизни»: старался придать образованию народный и общедоступный характер, решить основную задачу школы - воспитание высоконравственной личности, формирование у юношества стремления к знаниям и творчеству, - хотя сделать это в сложившихся условиях было крайне сложно. Н.И. Пирогов активно выступал за просвещение народа, был противником телесных наказаний в школе. Классическую гимназию он рассматривал как идеал среднего учебного заведения. Требуя развития просвещения не только для молдаван и русских, но и для других национальностей края, Пирогов полагал, что важнейшую роль в этом должен сыграть Новороссийский университет в Одессе, открытый в 1865 г. В годы педагогической деятельности Пирогова заметно расширилась сеть народных училищ в округе, в Бендерах в 1876 г. открылась женская гимназия. Во второй половине XIX в. многие выпускники средних учебных заведений, в том числе и выходцы из Приднестровья, устремились в университеты и институты России (Петербургский, Московский, Киевский, Новороссийский и др.). Среди них неуклонно возрастал удельный вес детей из семей разночинцев - учителей, врачей, зажиточных мещан и крестьян. Идеи Н.И. Пирогова и его практическая деятельность оказали большое влияние на педагогическую мысль и прогресс народного образования в крае. В развитии школьного образования определенную роль сыграло и земство. В с. Слободзея (около 13 тысяч жителей) в 1907 г. были три школы - земская, министерская двухклассная и церковноприходская. В Бендерском уезде в 1912/13 учебном году насчитывалось 35 земских школ. Определенное развитие получало и среднее образование, особенно с конца XIX в. В 1905 г. в Бендерах начало действовать реальное училище, в 1912 г. - частная женская гимназия, а в следующем году - еще одно женское среднее учебное заведение; в Тирасполе реальное училище было открыто в 1904 г
Среди общеобразовательных средних учебных заведений преобладала классическая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Учащиеся же реальных училищ могли поступать только на физико-математический факультет университета и в технические учебные заведения. В гимназии больше внимания уделяли гуманитарным наукам, особенно филологическим, а в реальных училищах в основном изучались естественные и физико-математические дисциплины.
С 1913 по 1917 г. по инициативе уездного Бендерского земства издавался сначала в Одессе, а затем в Бендерах иллюстрированный периодический журнал «Школьные экскурсии и школьный музей», в виде приложения к нему выходила брошюра «Спутник натуралиста». Издание предназначалось в основном для оказания практической помощи учителям в организации школьной работы по изучению родного края. Среди авторов журнала были учителя и ученые, главным образом члены Бессарабского общества естествоиспытателей и любителей естествознания. Появление такого издания в крае свидетельствовало о проникновении сюда идей русских передовых педагогов. Накануне мировой войны 1914-1918 гг. на территории современных Слободзейского, Тираспольского, Григориопольского и Дубоссарского районов насчитывалось 100 начальных школ всех типов: среди них земских - 31, общественных - 27, церковноприходских - 25, министерских - 15, других - 2. В этих начальных школах обучалось около 9, 2 тыс. детей. Размещались они зачастую в неприспособленных помещениях, испытывали значительные трудности в обеспечении учебниками, литературой, наглядными пособиями, школьно-письменными принадлежностями. Ассигнования на народное образование выделялись крайне скудные. Поэтому и земские, и церковноприходские, и министерские школы находились в тяжелом положении. Таким образом, несмотря на некоторое развитие системы народного просвещения, создание сети начальных школ и средних учебных заведений, большинство приднестровских детей, особенно из бедняцких, пролетарских и батрацких семей, и в начале XX в. оставались за пределами этой системы, не посещали школу и чаще всего были обречены на безграмотность. В этом плане положение народного образования в Приднестровье ничем не отличалось от большинства регионов обширной Империи. В.И. Ленин справедливо писал в это время (1913 г.): «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были о г р а б л е н ы в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одича-
лость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков... Четыре пятых молодого поколения осуждены на неграмотность крепостническим государственным устройством России. Этому отчуждению народа помещичьею властью соответствует безграмотность в России».
|