Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория поведения личности в организации
Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой им позицией, т.е. пониманием собственных функций. Выделяют три уровня рассмотрения проблем поведения человека в организации: · личностный; · групповой; · организационный. - проблема поведения на уровне индивида связана с индивидуальными особенностями (знания, умения, навыки, способности, характер, темперамент); - уровень индивидуальной деятельности — это проблемы участия работника в принятии решений, реакции на стимулы, прав и ответственности и т.п.; - уровень группы связан с особенностью поведения работника в зависимости от характеристик группы (размер, однородность, тип группы и т.д.) и ситуации; - на уровне совместной деятельности возникают проблемы соответствия ролей отдельных членов группы и лидера в процессе деятельности; - на уровне организации — поведение работников проявляется в пределах организационных стандартов и норм, требований к решениям, закрепленных в рамках организационной культуры; - на последнем уровне формируются особенности поведения, связанные со спецификой конкретной страны. Существует два подхода к решению проблемы необходимого для организации поведения сотрудников. Первый подход – подбор людей с определенными качествами и свойствами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее работников. Он имеет ограниченное применение, т.к.: 1. Не всегда можно найти людей с необходимыми характеристиками; 2. Нет абсолютной гарантии, что они будут вести себя именно так, как этого ожидает от них организация; 3. Требования к поведению членов организации со стороны организационного окружения могут меняться со временем, входя в противоречие с теми критериями, по которым люди отбирались в организацию. Второй подход, не исключающий первого, состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его изменять свое поведение в нужном для нее направлении. Этот подход возможен и основывается на том, что человек обладает способностью быть наученным поведению. Он может менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны организационного окружения (организационное окружение – та часть организации, с которой человек непосредственно сталкивается в процессе работы в ней). В первую очередь – это рабочее место и его непосредственное окружение (руководители, подчиненные, коллеги). Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает в другие характеристики и составляющие организации, например, такие как: - организационная структура; - правила поведения и внутренний распорядок; - условия труда; - система оплаты труда; - система социальных гарантий; - трудовые отношения и т.д. Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как он: · выделяет только те характеристики организации, которые для него важны: · занимает вполне определенное место в организационном окружении, осуществляет определенные функции и выполняет определенную работу Человек выступает не как механизм, выполняющий определенные действия, а как разумное и сознательное существо. Он обладает стремлениями, желаниями, эмоциями, настроением. Человек имеет воображение, разделяет определенные верования, следует определенной морали. На поведение человека влияют цели, условия, в которых он действует, его реальные возможности и другие факторы. Поведение большинства людей не всегда вписывается в стандартные рамки. Существуют противоречия между стандартами и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения. Для снятия противоречий надо знать следующее: - что определяет поведение человека; - как он определяет себя и окружающих; - как он реагирует на те, или иные стимулы; - от чего зависят его предпочтения; - что для него приемлемо, а что нет. Несмотря на разнообразие поступков, поведение каждого конкретного человека обладает некоторой стабильностью и предсказуемостью, а также присущими только ему особенностями. Поведение человека определяется: 1. его собственными свойствами и качествами; 2. условиями индивидуальной деятельности; 3. особенностями группы, в которой он работает и в которую он включен; 4. условиями совместной деятельности; 5. особенностями организации, в которой эта деятельность осуществляется; 6. особенности страны деятельности. Для решения проблем управления поведением людей необходимо, прежде всего, увязать между собой ожидания организации и ожидания индивида. Основные ожидания и представления индивида об организации, организационном окружении и его месте в нем касаются: - содержания, смысла и значимости работы; - оригинальности и творческого характера, увлекательности и интенсивности работы; - степени независимости, прав и власти, степени ответственности и риска, дисциплины; - престижности, статуса, безопасности, комфортности; - признания и поощрения хорошей работы, заработной платы и премий; - социальной защищенности, гарантий роста и развития ит.д. Для каждого индивида, комбинация этих ожиданий и их степень значимости различна. Организация ожидает от человека, что он проявит себя как: - специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией, исполнитель определенной работы, готовый выполнять ее качественно и с отдачей; - член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации, разделяющий ее ценности, готовый отстаивать интересы организации, взять на себя обязательства и ответственность; - человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами; - член коллектива, способный поддерживать определенные отношения с коллегами; - сотрудник, следующий принятым в организации правилам, нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства. Комбинация ожиданий по отношению к человеку и степень их значимости для различных организаций, различна. Основными началами поведения человека являются: - мотивация - восприятие - критериальная основа поведения. · Мотивация – ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. · Восприятие – процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире. Это деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой для человека. · К критериальной основе поведения относятся те устойчивые характеристики личности, которые определяют выбор, принятие человеком решения по поводу его поведения. Критериальная база поведения любого человека складывается из следующих элементов:
Расположение к людям, событиям, процессам. Наиболее важными для эффективного управления являются три типа расположений – удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организации; Совокупность ценностей, разделяемых данным человеком (набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни, принимая решения и оценивая происходящее вокруг него); Верования, которых придерживается человек; Принципы, которым человек следует в своем поведении. На поведение работников организации влияют следующие внешние факторы: · Круг общения (личный и служебный) · Роль, выполняемая человеком. Роль – это образец действий, ожидаемых от работника при выполнении имеющей отношение к другим людям деятельности. Роль должна быть такой, чтобы она соответствовала интересам организации и отвечала запросам и ожиданиям человека. Условием этого является ясность и приемлемость роли. Роль диктует правила поведения, делает предсказуемыми проступки людей. · Статус – оценка окружающими личности данного человека и исполняемой им роли. Статус определяет реальное и ожидаемое место в системе социальных связей. Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус). В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус. · Нормы — это групповые ожидания относительно поведения членов группы. Нормы обращены сразу ко всем членам группы, но не всегда в равной степени. К групповым нормам относят: нравы, обычаи, традиции, этикет и т.д.; · Другие факторы.
|