Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности политического развития. Дворцовые перевороты






 

Умирая, Петр не оставил наследника, успев лишь напи­сать слабеющей рукой: «Отдайте все...». Мнение верхов о его преемнике разделилось. «Птенцы гнезда петрова» выступили за его вторую жену Екатерину, а представители родовитой знати отстаивали кандидатуру внука — Петра Алек­сеевича. Исход спора решила гвардия, поддержавшая импе­ратрицу. Произошел первый дворцовый переворот и она была провозглашена императрицей.

Екатерина I (январь 1725 — май 1727 г.) была малообразован­ной и не способной управлять государством. Фактическим пра­вителем при ней стал А.Д. Меншиков. Он навязывал свою волю Се­нату и добился от Екатерины согласия на брак царевича Петра со своей дочерью. Его корыстолюбие и самоуправство вызвали не­довольство и бывших союзников, и противников.

В феврале 1726 г. для ограничения всевластия Меншикова был создан новый высший правительственный орган — Верховный тайный совет. В него вошли представители обеих группировок: А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, государственный канцлер Г.И. Головкин, П.А. Толстой, вице-канцлер А.И. Остерман, Д.М. Голицын и голштинский герцог Карл Фридрих — муж Анны, старшей дочери Петра. Верховному тайному совету под­чинялся Сенат, власть которого была ограничена, и три первые коллегии.

Петр II (1727 – 1730) стал императором по завещанию Екатери­ны, которая умерла в мае 1727 г. Регентом при 12-летнем императоре стал ВТС. Первоначально влияние Меншикова еще более усилилось — указом Петра он даже получил чин гене­ралиссимуса. Но, от­толкнув старых союзников и не приобретя новых среди родо­витой знати, он вскоре потерял влияние на молодого импера­тора и в сентябре 1727 г. был арестован, лишен наград и состояния и сослан со всей се­мьей в сибирский город Березов (умер в 1929 г.).

Немалую роль в дискредитации личности Меншикова в глазах юного императора сыграли Долгорукие, а также член ВТС, воспитатель царя, выдвинутый на эту должность самим Меншиковым — А.И. Остерман — ловкий дипломат, умев­ший, в зависимости от расстановки сил и политической конъ­юнктуры, менять свои взгляды, союзников и покровителей.

Свержение Меншикова являлось по своей сути вторым дворцовым переворотом, ибо изменился состав ВТС, в котором стали преобладать аристократические фамилии (Долгорукие и Голицыны), а ключевую роль начал играть А.И. Остерман; был положен конец регентству ВТС, Петр II объявил себя полноправным правителем, которого окружили новые фавориты; наметился курс, направленный на пере­смотр реформ Петра I.

Вскоре двор покинул Петербург и переехал в Москву, привлекшую императора наличием более богатых охотничь­их угодий. Сестра фаворита царя — Екатерина Долгорукая была обручена с Петром II, но во время подготовки к свадьбе он умер от черной оспы. И вновь встал вопрос о престолонас­леднике, так как со смертью Петра II пресеклась мужская линия Романовых, а назначить себе преемника он не успел.

Решение о выборе нового правителя принимал Верховный тайный совет. После долгих консультаций верховники остановились на кан­дидатуре Анны Иоанновны, дочери царя Ивана V. Еще в 1710 г. она была выдана Петром за герцога Курляндского, рано овдовела, жила в стесненных материальных условиях, во многом за счет средств русского правительства.

Крайне важно было и то обстоятельство, что она не имела сторонников и каких-либо связей в России. В итоге, это дава­ло возможность, поманив приглашением на блестящий пе­тербургский престол, навязать свои условия и добиться от нее согласия на ограничение власти монарха.

По инициативе Д.М. Голицына был составлен документ — «кондиции», содержавший условия, при соблюдении которых Анна могла взойти на трон. Ей запрещалось выходить замуж, назначать себе наследника и менять состав Верховного тайного совета.

Кондиции отдавали ВТС все верхов­ные права: издание законов; объявление войны и заключение мира; введение новых налогов; распоряжение казной; назначе­ние на высшие военные должности и командование гвардией. Первоначально Анна приняла все условия.

Среди ученых нет единого мнения в оценках характера и значения этих событий. Одни видят в «кондициях» стремление установить вместо самодержавия «олигархическую» форму правления, отвечавшую интересам узкого слоя родовитой знати и ведущую Россию назад к эпохе «боярского своеволия». Другие считают, что это был первый конституционный проект, ограничивавший произвол деспотического государства, созданного Петром, от которого страдали все слои населения, включая аристократию.

Однако реальные события, в которых приняли участие дворянство и гвардия, находившиеся в Москве, свидетельствовали о доминировании другой тенденции, которую поддержали сто­ронники незыблемости самодержавия: А.И. Остерман, Ф. Прокопович, Ан. Кантемир и В.Н. Татищев.

Уже через две недели после приезда в Москву Анна разорвала кондиции на глазах у верховников и заявила о «восприятии ею самодержавства». Верховники были подвергнуты опале (третий переворот). ВТС в 1731 г. был заменен Кабинетом из трех министров во главе с Остерманом. Он имел совещательные функции при Анне. В 1735 г. Анна приравняла подписи трех кабинет-министров к одной своей и Кабинет получил законодательные функции.

Анна Иоанновна (1730 – 1740) не имела желания заниматься государственными дела­ми. Точную характеристику личности новой императрицы дал В.О. Ключевский: «Рослая и тучная, с лицом более муж­ским, чем женским, черствая по природе и еще более очерст­вевшая при раннем вдовстве... среди придворных приключе­ний в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прус­ско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаж­дой запоздалых удовольствий и грубых развлечений».

Забавы Анны Иоанновны стоили казне очень дорого, и хо­тя она, в отличие от Петра, терпеть не могла спиртное, содер­жание ее двора обходилось в 5-6 раз дороже. Более всего она любила наблюдать за шутами, среди которых были пред­ставители знатнейших фамилий — князь М.А. Голицын, граф А.П. Апраксин, князь Н.Ф. Волконский. Не исключе­но, что таким образом Анна продолжала мстить аристокра­тии за свое унижение «кондициями», тем более что ВТС не разрешил в свое время въезд в Россию ее курляндскому фа­вориту — Э.И. Бирону.

Не доверяя русскому дворянству и не имея желания, да и способности самой вникать в государственные дела, Анна Иоанновна окружила себя выходцами из Прибалтики. Клю­чевая роль при дворе перешла в руки ее фаворита Бирона.

В историографии период правления Анны принято считать биро­новщиной, однако правильнее было бы называть это время как остермановщину, поскольку правительственный курс определялся вице-канцлером А.И. Остерманом.

Во внутренней политике, с одной стороны, расширялись пра­ва и привилегии дворянства — отмена Указа о единонаследии (1731), сокращение срока службы до 25 лет (1736), учрежде­ние в 1732 г. Кадетского корпуса для детей «благородного шля­хетства». С другой стороны, Тайная канцелярия1731 г. Канце­лярия тайных розыскных дел) во главе с А.И. Ушаковым осу­ществляла систему политического террора — репрессировано 10 тыс. человек.

Характерная особенность правления Анны Иоанновны — за­силье иностранцев, занимавших важнейшие посты: Коллегией иностранных дел руководил А.И. Остерман, проводивший вне­шнюю политику в интересах Австрии; армией командовал фель­дмаршал Б.К. Миних, гвардией — Ф.К. Левенвольде; Академию наук возглавлял И.Д. Шумахер. Выступление кабинет-министра А.

А.П. Волынский, служивший еще при Петре I и занимавший при Анне важный пост кабинет-министра, говорил: «Государыня у нас дура, и как-де ни докладываешь, резолюции от нее никакой не добьешься». Он попытался организовать заговор против Анны и немецкого засилья. Попытка закончилась неудачно. Он и его ближайшие сторонники были казнены.

В 1740 г. умиравшая Анна Иоанновна назначила преемника на престоле — Ивана Антоновича (1740 – 1741), новорожденного сына ее племянницы Анны Леопольдовны, жены Брауншвейгского гер­цога Антона Ульриха. Регентом при младенце стал Бирон.

Через 22 дня его регентства фельдмаршал Миних при поддержке гвардии осуществил новый дворцовый переворот (четвертый), Бирона арестовали и сослали в Пелым (Тобольская губер­ния). Регентшей при младенце провозгласили Анну Леопольдов­ну. При ней правительственный курс продолжал осуществлять Остерман, который отправил Миниха в отставку.

Растущее недовольство русского дворянства засильем ино­странцев и проавстрийской внешней политикой привело к ново­му дворцовому перевороту (пятому) в ноябре 1741 г. Поддержка гвардии, интриги французского и шведского послов, заинтересованных в переориентации русской внешней политики, позволили млад­шей дочери Петра Елизавете захватить власть. Б.К. Миних и А.И. Остерман были отправлены в ссылку. Ивана Антоновича с родителями заточили в Холмогорах (близ Архан­гельска), а в 1756 г. тайно перевели в крепость Шлиссельбург. Русские, сосланные при Анне, возвращались. Место иностран­цев при дворе занимали русские вельможи. Таким образом, переворот 1741 г., в отличие от других, имел патриотиче­скую окраску, т.к. был направлен против засилья иностран­цев.

Елизавета (1741 – 1761) провозгласила возвращение к политике «отца нашего Петра Великого». Но едва ли ей было по си­лам подняться до такого уровня. Она сумела повторить эпоху правления великого императора скорее по форме, а не по ду­ху. Елизавета начала с восстановления созданных Петром I учреждений и их статуса. Упразднив Кабинет министров, вернула Сенату значение высшего государственного органа, восстановила Берг- и Мануфактур-коллегии.

На смену немецким фаворитам при Елизавете приходят русские и украинские дворяне, отличавшиеся большей заин­тересованностью делами страны. Так при активном содейст­вии ее молодого фаворита И.И. Шувалова был открыт в 1755 г. Московский университет и Академии художеств. По инициативе его двою­родного брата, с конца 1740-х гг. фактического главы прави­тельства П.И. Шувалова, в 1753 г. был издан указ «об унич­тожении внутренних таможенных и мелочных сборов», дав­ший импульс развитию торговли и формированию внутрен­него всероссийского рынка. По указу Елизаветы Петровны 1744 г. в России фактически отменялась смертная казнь.

В то же время ее социальная политика была направлена на превращение дворянства из служилого в привилегирован­ное сословие и укрепление крепостничества. Она всемерно насаждала роскошь, что приводило к резкому увеличению затрат дворян на себя и содержание своего двора.

Наследником Елизаветы Петровны стал ее племянник Карл Петр Ульрих, сын старшей дочери Петра Анны и голштин-готорпского герцога Карла Фридриха. При переходе в православие на­следник получил имя Петр Федорович. ВРоссии его женили на Ангальт-Цербстской принцессе Софье Августе Фредерике, при крещении названной Екатериной Алексеевной.

Петр III (1761 – 1762) правил полгода. Его внутренняя полити­ка имела противоречивый характер. С одной стороны, он, прези­рая все русское, насаждал прусские армейские порядки, вернул из ссылки Миниха и Бирона, назначил в армию и гвар­дию немецких генералов. С другой стороны, возросла законо­творческая активность в интересах русского дворянства и в целом государства, было подписано 192 указа. Однако она не имела целенаправленно­го плана.

В январе 1762 г. Петр подписал Указ о веротерпимости (о ра­венстве вероисповеданий), запрещавший преследовать инаковерцев (старообрядцев).

18 февраля 1762 г. последовал Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству.

В марте указ Сената о секуляризации передавал крестьян, жив­ших в монастырских и церковных землях, в ведение государства. (Окончательно указ был проведен в жизнь при Екатерине II— бывшие монастырские крестьяне были подчинены Коллегии экономии.)

Важным социальным актом стало упразднение Канцелярии тайных розыскных дел — политические дела передавались Сенату.

Пропрусская внешняя политикаПетра III, бестактное и грубое обращение с близкими людьми (в том числе с женой), неуваже­ние к гвардии — все это не замедлило вызвать неудовольствие среди придворных. Образовался заговор, в центре которого стояли сама Екатерина, братья А.Г. и Г.Г. Орловы, Е.Р. Дашкова и др.

28 июня 1762 г. при поддержке гвардии произошел шестой дворцовый переворот, Екатерина была про­возглашена императрицей. Петра вынудили отречься от престола. Через неделю стало известно о его смерти якобы из-за болезни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал