Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вы получаете в наибольшей мере то, на чем сосредоточиваете внимание.
Прежде чем вы сможете научить детей тому, чего ожидаете от них в данной ситуации, вы должны четко определить для себя, что вы хотите получить. Мы часто ведем себя так, что становится ясно: мы хотим, чтобы дети не делали или перестали делать то, что мы не позволяем им делать, вместо того чтобы дать им понять, чего мы хотим. «Перестань хныкать», «Не доставай меня!», «Не надоедай мне!». Не правда ли, звучит знакомо? Если вы научитесь сосредоточивать внимание на желаемых результатах, это даст вам невероятную силу. Пожалуй, это самый важный метод, которому вы можете научиться, чтобы жить в ладу со своими детьми (и всеми окружающими) и получать радость от жизни. Акцент на том, чего вы хотите, лежит в основе всех навыков, которым вы научитесь, прочитав эту книгу, потому что он создает благоприятную возможность для изменений. Многие люди пытались изменить свое поведение — и безуспешно. Решения, которые принимаются в новогоднюю ночь, являются прекрасным примером. «Я брошу курить», «Я буду меньше есть жирной пищи», «Я буду меньше времени проводить на работе» — обычные обещания. Но, как правило, люди придерживаются этих обязательств лишь в течение нескольких недель, а потом скатываются на прежние позиции. Почему? Основной причиной является то, что мы пытаемся изменить свое поведение, фокусируясь на том, чего мы делать не хотим. Если бы я сказала вам: «Не думайте о пурпурном аллигаторе», ваша голова распухла бы от мыслей о пурпурном аллигаторе. Или понаблюдайте за ребенком, который только что начал ходить. Если вы скажете ему: «Не трогай лампу», что сделает ребенок? Он посмотрит на вас, посмотрит на лампу, покажет на нее ручонкой, потрогает ее, а потом снова посмотрит на вас, улыбаясь во весь рот. Потому что его мозг слышит другие слова: «потрогай лампу», и он смотрит на вас, преисполненный гордости, как бы говоря: «Эй! Я сделал это! Я потрогал лампу!» И представьте его замешательство, если вы заворчите: «Что я тебе сказала?!» и оттолкнете его ручонку. Не удивительно, что все мы нуждаемся в лечении у психотерапевта. Вместо того чтобы сосредоточиваться на том, чего вы не хотите, вы могли бы перенаправить внимание ребенка. Когда он указал на лампу, вы могли бы сказать: «Красивая лампа, да? Дай мне свою руку, и я покажу тебе, как прикасаться к тонким предметам, которые могут разбиться». Но, возможно, вы не хотите учить малыша тому, как нужно трогать лампу. В этом случае вы могли бы сказать: «Ты видишь красивую лампу. А теперь давай посмотрим на этот грузовичок. Я толкну его к тебе. По-ка-тил-ся!» И толкните игрушечную машинку по направлению к ребенку. Вы получите удовольствие от альтернативного выбора, потому что дети, подобно всем нам, с радостью реагируют на энтузиазм. Как взрослый человек вы можете установить связь между негативной командой («Не бей!») и позитивной («Поговорим о твоих проблемах»). Дети младше пяти-шести лет попросту не способны сделать этот умозрительный скачок. Сосредоточенность на том, чего вы не хотите, фактически сталкивает химию вашего тела с силой воли и снижает ваши шансы на успех. Скажем, вы хотите есть меньше сладкого. Возможно, вы говорите себе: «Так, больше никаких сладостей! Я не буду их есть, по крайней мере, после семи часов вечера». Говоря эти слова, вы сосредоточиваетесь на сладостях. Ваш мозг слышит слово «сладости», и та область мозга (гипоталамус), которая регулирует химию вашего тела, направляет в кровь дополнительное количество сахара. По сути, сахар в крови падает, и изменяется уровень инсулина в ожидании сахара. Вот как вы начинаете свою диету: ваш разум честно сосредоточивается на решении «больше никаких сладостей», а тело побуждает вас бежать за следующей порцией сладкого. По мере того как вдет время, вы чувствуете нарастающую апатию. В конце концов, чтобы заставить снова действовать свой адреналин, вы становитесь этаким фарисеем и начинаете читать лекции друзьям о пагубном действии сладкого. К концу недели вы чувствуете себя изнуренным и говорите: «Всю неделю я вела себя хорошо и заслуживаю небольшого удовольствия». И в этот момент появляется свежее шоколадное пирожное с орехами и нарушает всю вашу диету. Вы полны раскаяния и снова клянетесь себе, что больше никаких сладостей. Следующую неделю вы начинаете с отказа от сладкого, за которым следует неумеренный избыток оного. Но какое отношение все это имеет к детям, дисциплине и руководству, основанному на любви? Чтобы выяснить это, прочтите следующие сценарии и определите, на чем сосредоточен каждый из родителей.
СЦЕНАРИЙ 1: «Робби, почему ты ударил Килси? Тебе понравилось бы, если бы кто-то ударил тебя? Удары причиняют боль. Иди в комнату и подумай о своем поведении. А когда вернешься, веди себя хорошо». НА ЧЕМ СОСРЕДОТОЧЕН РОДИТЕЛЬ: ______________________
СЦЕНАРИЙ 2: «Кристал, тебе нельзя спать с мамой и папой». НА ЧЕМ СОСРЕДОТОЧЕН РОДИТЕЛЬ: ___ _____________________
СЦЕНАРИЙ 3: Подумайте о последнем конфликте на почве дисциплины, имевшем место с вашим ребенком (детьми). НА ЧТО БЫЛО НАПРАВЛЕНО ВАШЕ ВНИМАНИЕ? ______________
В сценарии 1 внимание родителя было сосредоточено на ударах. В сценарии 2 — на желании ребенка спать с мамой и папой. А на что было направлено ваше внимание в той ситуации, которую вы вспомнили? Не забывайте: на чем вы сосредоточиваетесь, то и получаете в наибольшей мере. На этой неделе обратите внимание на случаи, когда вы говорите себе, что не нужно делать и чего вы не хотите. А затем сознательно начинайте перенаправлять свое внимание, фокусируясь на том, что нужно и что вы хотите делать. Следуйте этому в каждом аспекте вашей жизни: когда выбираете пищу, или что-то покупаете, или обсуждаете тот образ поведения, который ожидаете от супруга (супруги). Запомните универсальный принцип: вы получаете в наибольшей мере то, на чем сосредоточиваете свое внимание. Если вы озабочены тем, чтобы отучить» ребенка спать с вами, вы лишь создаете еще больше возможностей для препирательств с ним по вечерам. А если вы сосредоточитесь на том, чтобы ребенок оставался на ночь в своей кровати, тогда вы создадите благоприятную возможность для изменения его поведения. Второй принцип поможет вам понять, что вы чаще думаете о том, чего не желаете, чем о том, чего хотите. Суть принципа вот в чем: когда вы расстроены, вы всегда сосредоточены на том, чего не хотите. Вспомните, когда вы в последний раз были расстроены. Восстановите в памяти всю сцену. Уверяю вас, когда вы воссоздадите этот момент, вы увидите, что были сосредоточены на том, чего не хотели. Вы думали о том, чтобы кто-то перестал что-то делать. Чтобы сосредоточиться на том, чего вы хотите, вы должны стать образцом спокойствия и самоконтроля. Когда вы расстроены, вы всегда думаете о том, чего не хотите.
Когда я обсуждаю с родителями силу внимания, они слушают, смеются и кивают головой в знак согласия, как будто действительно все поняли. И неизменно, когда я заканчиваю объяснение, некоторые спрашивают: «Как это поможет мне заставить моего двухлетнего малыша перестать бить второго сына, которому пять лет?» Я снова направляю их на осознание важности фокусирования внимания, повторяя: «Подумайте о том, что вы хотите, чтобы делал ваш двухлетний малыш». И вот обычный ответ: «Перестал драться». Да, многие родители имеют эту глубоко укоренившуюся привычку сосредоточиваться на результатах, которых мы не хотим В этих случаях я прохожу с ними весь процесс заново. Я спрашиваю: «Какой навык, по вашему мнению, должен приобрести ваш двухлетний сын, чтобы привлечь внимание старшего ребенка? Вы хотите, чтобы он обзывал его обидными словами или попросил его поиграть с ним?»
|