Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сила намерения: конфликт - это благоприятная возможность чему-то научить
Вы считаете, что конфликт — это плохо? Большинство людей так полагают. Они смотрят на конфликт как на что-то разрушительное, как на проблему, которой следует избегать. Многие родители приравнивают неповиновение к неуважению. Они рассматривают поведение ребенка, который не подчиняется их желаниям, как неуважительное. Беспорядок в комнате кажется им результатом неуважения — ребенок не хочет слушать, что ему говорят, — не принимая во внимание тот факт, что малыш просто расстроен из-за отнятой у него игрушки или ссоры с друзьями. Такие родители могут посчитать отказ от немедленного принятия ванны актом дерзкого неповиновения, вместо того чтобы понять, что ребенок просто предпочитает играть. Когда вы приравниваете непослушание к неуважению, вы создаете связь между поведением вашего ребенка и собственной компетенцией. И хотя эта связь не является такой уж важной, ваше убеждение в этом может заставить вас быстро потерять контроль над собой, особенно если акт неповиновения вашего ребенка происходит на людях. Скажите, ваш ребенок когда-нибудь закатывал истерику в магазине, когда вы отказывались купить ему игрушку? Если вы воспринимаете истерику ребенка как намерение унизить вас, то и будете реагировать соответственно — это вызовет у вас гнев, но если бы вы посмотрели на ситуацию глазами ребенка, то отнеслись бы к этому совсем иначе. Представьте себя на его месте — ведь вокруг столько соблазна! Взрослые, которые приравнивают неуважение к непослушанию, забывают, что дети еще не обладают всеми эмоциональными и интеллектуальными способностями. Начинающие ходить малыши говорят «нет» не без причины. Они уже осознают себя существами, отделенными от вас. Семилетние дети оказываются глухими к требованиям взрослых тоже не без причины. Их сосредоточенность носит внутренний характер — они пытаются понять смысл жизни. Это так легко — приписать детям рассеянность, отрешенность, но, в сущности, это всего лишь необходимая часть их развития. Но мы все еще привязаны к устаревшему убеждению, что если бы мы были достаточно совершенны, в нашем доме не было бы конфликтов и дети были бы образцами послушания — они делали бы то, что мы велим им, и тогда, когда мы этого хотим, — и они делали бы это с очаровательной улыбкой на лице. Но вы действительно хотели бы иметь ребенка, который полностью подчинялся бы другим? Ему не хватало бы творческого порыва, он был бы неспособен думать о себе и всегда со всеми соглашался бы. Это все равно что унылый подросток, бесцельно шатающийся по улицам. Если вы думаете, что конфликт — это плохо, то когда он возникает, вы выступаете на передний план, чтобы прижать к ногтю «маленького паршивца» («Кто начал первым?»). Вы ищете виновного, чтобы решить, кому сделать плохо за причиненное вам беспокойство. Вы ни за что не хотели бы наказать невиновного, но вскоре начинаете чувствовать себя настолько выдохшимся от бесплодных пререканий, что уже не в состоянии определить, кто же этот «маленький паршивец». В таких случаях оба ребенка становятся «маленькими паршивцами», и вы обращаетесь с ними соответственно степени вашего раздражения. «Довольно! — кричите вы истошным голосом. — А ну-ка оба марш в комнату! Мне все равно, кто все это начал!» Когда вы смотрите на конфликт как на нечто негативное, вы ищете волшебную пулю — какой-нибудь всемогущий дисциплинарный метод, который навсегда изживет это бедствие из вашего дома. Подкупом, уговорами и заключением сделок вы можете добиться того, что ваши дети будут «хорошими». В прочих стрессовых ситуациях вы можете орать, чтобы выпустить пары, или найти другое решение — обсудить проблему с детьми и попытаться их понять. В какой-то момент большинство родителей лишают детей привилегий. Чтобы избежать более сильных мер, вы можете иной раз даже уйти, чтобы успокоиться. Мы притворяемся, что можем устранить конфликт, но ведь он является неотъемлемой частью природы. Природа принимает конфликт. Червяк выползает из почвы лишь для того, чтобы его склюнула птица. Для червяка это был плохой день. Но если посмотреть с точки зрения перспективы, то червяк сыграл важную роль в функциональной системе природы. Конфликт выполняет позитивную функцию и в человеческих взаимоотношениях. Посредством конфликта мы учимся устанавливать разумные границы между нами и другими людьми. Конфликт служит жизненно важной цели, он ведет нас к принятию его, а не к поискам путей, как его устранить.
|