Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон спроса и предложения. Равновесная цена






На микроуровне рынок является формой горизонтальных связей между различными экономическими субъектами, стремящимися купить и продать разные товары. На макроуровне рынок выступает той сферой экономики, где совокупное предложение сталкивается с совокупным спросом, и проистекают определенные последствия для среднего уровня цен, размеров и структуры совокупного производства.

Существуют различные критерии классификации рынков: географический, продуктовый, субъектный, предметный, возрастной, половой и т.д. В соответствии с этими критериями выделяют разные виды рынков.

В соответствии с географическим критерием можно выделять мировой, национальный, региональный, местный и т.п. рынки. Исходя из продуктового состава рынка, выделяют отраслевые, подотраслевые рынки (рынок одежды, обуви, машиностроения). Субъектный критерий классификации характеризует структуру предложения и (или) спроса. Существуют монополистический, рынок свободный конкуренции и т.д.

Предметный критерий классификации рынка позволяет выделить равновесный и неуравновешенный рынок. Последний может характеризоваться превышением спроса над предложением (рынок продавца) или наоборот, превышением предложения над спросом (рынок покупателя). Половозрастной критерий рынка позволяет выделять рынки пожилых и молодых покупателей, мужской и женской продукции.

Характерной чертой рынка, независимо от критерия классификации, является то, что посредством рынка осуществляется контакт между покупателями и продавцами, вследствие чего формируется определенная цена. Эта цена оказывает влияние как на решения покупателей, так и продавцов. Задачей экономической теории является исследование закономерностей в поведении потребителей и реакции поставщиков на постоянно меняющуюся информацию о состоянии рыночной конъюнктуры.

Основными элементами рыночной конъюнктуры выступают спрос, предложение и цена.

Спрос на определенное благо не тождественен просто потребности или желанию данного блага. Спрос - это такая потребность в данном благе, за удовлетворение которой покупатель готов уплатить существующую на рынке цену на это благо, располагая соответствующей суммой денежного дохода. Из этого определения следует, что спрос является не только функцией цены данного блага, но также и функцией величины дохода, каким располагает покупатель.

Для удовлетворения одной и той же потребности могут служить различные блага, которые по отношению друг к другу выступают как субституты, т.е. способны замещать друг друга. Потребитель, располагая ограниченным доходом, принимает во внимание уровень и соотношение цен субститутов. Это касается прежде всего разных сортов одной и той же товарной группы, например: сапог, костюмов, сыра, колбасных изделий и т.д.

Если цены этих товаров растут, и этот рост не компенсируется возрастанием номинального дохода, тогда покупатели с низким доходом покупают больше дешевых сортов и меньше дорогих. Например, потребление масла заменяют потреблением маргарина.

Многие товары взаимодополняют друг друга. Если по каким-то причинам растет спрос на автомобили, то вместе с ним возрастет спрос на бензин, запчасти и т.п.

Покупатель осуществляет выбор среди многих благ, доступных на рынке. Он руководствуется своими индивидуальными предпочтениями, связанными с традициями, подражанием, уровнем культуры, образованием, социальной средой. Его предпочтения формируются под влиянием рекламы в средствах массовой информации, которая внушает покупателю, что покупка товара исполнит его желание и удовлетворяет его потребности.

Этих нескольких примеров достаточно, чтобы показать, что спрос на данный товар является функцией со многими переменными: величины реальных доходов, уровня цен на данный товар, субститутов, взаимодополняемых товаров, индивидуальных предпочтений, количества покупателей, инфляционных ожиданий, уровня налогообложения доходов и т.п. Эти факторы могут действовать в различных направлениях, взаимно компенсироваться или усиливаться. Исследование общей функции спроса на данную группу товаров является достаточно сложной процедурой. Для этой цели разработаны эконометрические методы.

Функциональная зависимость между величиной спроса на данный товар и уровнем рыночной цены называется законом спроса. В большинстве случаев спрос изменяется в противоположном направлении изменению цены.

Под предложением понимаются намерения продавца поставлять различные объемы продукции с целью ее реализации на рынке в зависимости от разных уровней цены. В противоположность закону спроса закон предложения отражает прямую функциональную зависимость между изменением величины поставок и изменением цены. На изменение цены поставщик реагирует по-иному, чем покупатель.

Поставщик заинтересован в том, чтобы цена его продукции была как можно выше. Когда цена растет, тогда производство становится более выгодным и это стимулирует поставщика расширять производство и поставки на рынок. Когда цена падает (при прочих неизменных условиях), производство становится менее выгодным, и тогда производитель стремится ограничить размеры производства и предложения на рынке.

Предложение может изменяться не только под влиянием изменения цены, но также под влиянием других факторов, стимулирующих или ограничивающих рост производства данного товара: изменение качества и цен ресурсов, используемых в процессе производства, применение ресурсосберегающих технологий, осуществление мероприятий, направленных на повышение роста производительности, изменение в системе налогообложения предпринимателей, ожидание предпринимателей, предоставление государственных дотаций, изменение форм и методов государственного контроля и т.п.

Равновесие на рынке возникает тогда, когда намерение поставлять продукцию в прежних объемах совпадает с намерением ее покупать в прежних объемах при данном уровне цены. Такая цена называется ценой рыночного равновесия. При такой цене не возникают ни дефициты, ни излишки.

Превышение предложения над спросом возникает при цене выше равновесного уровня. Рост цены вызывает ограничение спроса и одновременно увеличение предложения.

Дефицит в свою очередь возникает потому, что цена слишком низка. Вследствие этого спрос становится слишком большим по отношению к уменьшившемуся предложению.

Описанные состояния неравновесия не могут в условиях свободной конкуренции длиться слишком долго.

Превышение предложения над спросом приводит к снижению рыночной цены, поскольку существование излишка продукции вынуждает поставщиков снижать ее цену в процессе конкуренции между собой (в противном случае нереализованная продукция ухудшает финансовое положение поставщика). Снижающаяся цена стимулирует рост спроса со стороны покупателей и одновременно ограничивает предложение со стороны поставщиков (самые неэффективные поставщики вынуждены уйти с рынка, если снизившаяся цена не покрывает их затрат).

Превышение спроса над предложением приводит к росту рыночной цены, поскольку дефицит продукции вынуждает покупателей назначать более высокую цену в процессе конкуренции между собой. Рост цены ограничивает спрос со стороны покупателей (неплатежеспособные покупатели вынуждены уйти с рынка или сократить свои покупки) и стимулирует увеличение предложения со стороны поставщиков.

В целом можно констатировать, что изменяющиеся цены приводят в движение адаптационные процессы и координируют поведение потребителей и производителей без необходимости вмешательства государственных органов.

Анализируя адаптационные процессы в рыночной системе хозяйствования, в соответствии с которыми изменение намерений потребителей в конечном счете предопределяет размещение экономических ресурсов, можно сделать вывод о том, как решаются основные экономические проблемы, стоящие перед обществом.

Решение вопроса “ что производить” содержится в выявлении того, на что предъявляется спрос. Ответ на вопрос “как производить” предполагает выбор оптимальной технологии, позволяющей производить с наименьшими издержками. Выбор оптимальной технологии исходит не только из минимизации физических объемов потребления ресурсов, но и характера их взаимозаменяемости, структуры цен на ресурсы. Так как доход является одним из основных условий платежеспособности, то ответ на вопрос “для кого производить” определяет круг лиц получателей дохода, т.е. владельцев факторов производства.

В идеальной системе рыночного хозяйства размещение редких ресурсов между альтернативными способами их использования осуществляется исключительно посредством рыночного механизма. В современной экономике стран с рыночной ориентацией такой идеальной системы не существует, и без вмешательства государства сформировалась бы структура производства, не отвечающая общественному оптимуму. Речь идет о следующих случаях:

1. Производство общественных благ. В целом блага и услуги потребляются индивидуально. Доступ к ним является объектом соперничества между потенциальными потребителями, которые вынуждены оплачивать соответствующую цену за права собственности. Доступ к общественным благам не требует такого соперничества. Потребление их одним индивидом не означает, что другие не могут им воспользоваться в свою очередь бесплатно (охрана прав собственности, строительство дорог, освещение улиц и так далее).

2. Внешние эффекты. Этим термином определяются все позитивные или негативные последствия экономических решений, некомпенсируемых ценами одних субъектов, влияющих на положение других. Например, загрязнение окружающей среды одним производителем может иметь негативное влияние на условия хозяйствования других предприятий. Наоборот, решение о строительстве дороги охватывает положительные внешние эффекты для собственников земель, находящихся в непосредственном соседстве. Существование таких эффектов обусловливает необходимость их государственного регулирования.

3. Ограничение конкуренции. Несовершенство механизма конкуренции создает основу монополизма и его негативных последствий (неполное использование производственных мощностей, генерирование роста цен, сдерживание технического развития и т.д). Это объясняет необходимость государственного антимонопольного регулирования.

4. Структурная перестройка экономики. Рыночные принципы часто приводят к деформации отраслевой структуры экономики. Поэтому государство осуществляет вмешательство относительно определений целей экономического развития и способов их достижения.

5. Перераспределение доходов между различными слоями населения. Государство стремится изменить пропорцию распределения доходов, проистекающую из принципов рыночного механизма, с целью сглаживания различий в уровне жизни различных слоев населения, посредством налоговой системы, бюджетных расходов, регулирования цен.

6. Антициклическая политика. Общепризнанно, что самостоятельное функционирование рыночного механизма может не приводить экономику в состояние макроравновесия при полном использовании производственных мощностей и, более того, экономическое развитие может протекать неравномерно, проходя фазы инфляционного перегрева и кризиса. Государство воздействует на макроэкономическую конъюнктуру, стремясь ослабить циклические колебания и стимулируя экономический рост.

Как было отмечено, в условиях свободной конкуренции взаимодействие между спросом и предложением формирует цену на равновесном уровне. Однако существуют такие блага, которые производятся в ограниченных количествах по отношению к величине спроса отдельных групп потребителей, и даже в долгосрочном периоде нет возможности значительного увеличения их предложения. Эти блага играют, однако, важную роль в жизни отдельных групп потребителей с низким уровнем дохода. Например, товары первой необходимости, продаваемые в специализированных магазинах, созданных в системе социального обеспечения. Тогда общественные интересы требуют, чтобы на такие товары была установлена максимальная цена.

Рыночная цена равновесия означала бы, что товары первой необходимости в специализированных магазинах были бы доступны для значительно меньшего количества семей с низкими доходами. Величина спроса тогда была бы меньше, и благодаря высокой равновесной цене можно было бы уравновесить спрос с ограниченным предложением этих благ.

Однако общественные интересы выступают за установление максимальной цены, которая значительно ниже равновесной цены. При такой цене возникает превышение спроса над предложением. Таким образом, установление государством максимальной цены сопровождается возникновением дефицита. Доступ к товарам первой необходимости в специализированных магазинах определяется нерыночной ценой, нерыночными критериями. Тогда вводятся различные способы распределения дефицитных благ (введение талонов на получение товаров, ограничение доступа в специализированные магазины, выстаивание в очередях).

Государство, стремясь избежать негативных последствий возникновения и распределения дефицита, может выделить дотацию, возмещающую потери поставщиком этих товаров при бездефицитном объеме поставок.

В рыночной экономике в отдельных случаях может применяться минимальная цена. Если максимальная цена лежит ниже равновесного уровня, то минимальная цена лежит выше равновесной цены.

Минимальные цены устанавливаются государством с целью обеспечения безубыточности некоторых производителей, например, установление минимальных закупочных цен на продукцию сельхозпроизводителей.

Если бы цены этих продуктов формировались на рынке, тогда рыночная равновесная цена установилась бы на низком уровне, при котором часть производителей сельхозпродукции вынуждена была бы отказаться от дальнейшего производства в прежнем объеме или потерпела бы банкротство. При установлении минимальной цены возникает превышение предложения продуктов над их спросом, тогда излишек продукции должно выкупить государство, которое покроет издержки его хранения или передаст на благотворительные цели, или же экспортирует его за рубеж.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал