Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инфляция и безработица
Инфляция обычно определяется как повышение среднего уровня цен (прирост среднего уровня цен). Такое определение инфляции ничего не говорит о ее механизме, причинах и последствиях. Возникает вопрос, можно ли считать инфляцией любой рост цен? Надо иметь в виду, что под инфляцией понимается рост общего уровня цен, а не рост цен на отдельные виды товаров, который может быть компенсирован снижением цен других товаров. В последнем случае происходит изменение структуры цен, что может быть вполне нормальным явлением для рыночной экономики. Следует подчеркнуть, что уровень цен не является ценой конкретного товара, а статистической конструкцией, рассчитанной как индекс роста средневзвешенной цен определенного набора товаров. Если мы стремимся измерить динамику стоимости жизни, то учитываем цены потребительских товаров и услуг; если нас интересует динамика издержек производства, то средневзвешенная цен отражает цены на основные виды сырья, материалов, топлива и т.д. Существует мнение, что одноразовое движение цен вверх (вызванное, например, ростом цен на импортное сырье, устранением дотаций, изменением системы налогообложения) нельзя считать инфляцией, так как после формирования в краткосрочном периоде нового уровня и структуры цен перестают действовать причины, вызывающие движение цен вверх. Инфляция же появляется тогда, когда инфляционный всплеск приводит в движение постоянный кумулятивный рост цен. Однако на практике достаточно сложно разграничить инфляцию от инфляционного всплеска. На практике инфляционные всплески появляются очень часто, а “короткий” период достижения новой структуры и уровня цен может длиться несколько лет. Единственный вывод, проистекающий из вышеизложенного, заключается в необходимости выделения причин (источников) инфляции и механизма инфляционного процесса. Классифицировать различные виды инфляции можно не только с точки зрения причин ее возникновения, но и по другим критериям. С точки зрения количественных показателей темпов роста цен, выделяют 3-5% прирост цен в год (ползущая инфляция), 5-10% (шагающая инфляция), 10-15% (галопирующая инфляция), 50-200% (мегаинфляция), 200% и выше (гиперинфляция). Это ни в коей мере не является жесткой классификацией, а скорее попыткой объединить различные термины, встречающиеся в экономической литературе. Однако же важно то, что источники, механизмы и социально-экономические последствия могут существенно различаться во всех вышеприведенных случаях. Ползущая инфляция не сопряжена с серьезными экономическими трудностями. Принято считать 20% уровень годовой инфляции той целью, которую должны достичь страны, стабилизирующие свою экономику, находящуюся в гиперинфляции. Предполагается, что такой уровень инфляции не нарушает нормальное функционирование рынка в отличии от гиперинфляции, которая, будучи сопряжена с расстройством денежно-кредитной и финансовой системы, неизбежно наносит значительный ущерб развитию рыночной конъюнктуры. С точки зрения влияния инфляции на структуру цен выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции, когда цены по различным товарным группам растут одинаковыми темпами, структура цен не изменяется. В случае несбалансированной инфляции структура цен постоянно изменяется. С точки зрения совпадения ожидаемой и фактической инфляции выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую инфляцию. В первые два десятилетия после второй мировой войны медленные темпы роста цен не получали в экономической литературе негативной оценки. Более того, многие известные экономисты выражали взгляд, что умеренный темп инфляции благоприятствует поддержанию хорошей конъюнктуры, положительно влияет на уровень прибылей в сфере материального производства, способствует сохранению оптимизма инвесторов. Подчеркивалось также, что постоянный рост цен благоприятствует стабилизации экономики, поскольку он смягчает протекание кризисов перепроизводства. Однако точка зрения о положительном влиянии инфляции сталкивалась с критикой, которая утверждала, что в основе благожелательной оценки инфляции лежит смешивание периодов высокой рыночной конъюнктуры с периодами роста цен (а кризисов с дефляцией). По мере того, как инфляционные тенденции усиливались, стали все отчетливее выделяться нижеприведенные негативные последствия: 1. Инфляция осложняет экономический расчет. Одна из основных функций рыночного механизма заключается в предоставлении хозяйствующим субъектам информации о наличии ресурсов, уровне издержек производства и т.д. Эта информация содержится в абсолютных и относительных ценах. В условиях инфляции, особенно если она развивается быстрыми темпами, цены обычно не изменяются в одинаковых пропорциях, а порой они изменяются даже разнонаправленно. Трудно определить, вызваны ли эти изменения цен инфляционными факторами, или же они являются следствием изменения основных условий хозяйствования (изменение потребительских предпочтений, развития технологий и т.д.). Инфляция искажает рыночную информацию, что ведет к принятию решений и деформации структуры производства и потребления. 2. Инфляция ослабляет склонность к сбережению и тем самым ограничивает возможности экономического роста, финансируемого из этого источника. “Бегство от денег”, наблюдаемое в условиях быстрого роста цен, достаточно известное в практике явление. В результате, чрезмерное накопление материальных ценностей как индивидуальными потребителями, так и предпринимателями ведет к расточительству, усилению дефицита в целом, к дезорганизации хозяйственной системы. Инфляция усиливает непредсказуемость принятия решения (неизвестно, как вырастут цены), что приводит к падению заинтересованности предпринимателей в долгосрочных инвестиционных проектах. 3. Инфляция приводит в перераспределению доходов между различными группами населения. Вследствие инфляции снижаются реальные доходы групп населения, получающих постоянные номинальные доходы и не имеющих рычагов давления на правительство с целью соответствующей их индексации. Инфляция приводит к неизбежному перераспределению ресурсов от всех обладателей наличных денежных средств к поставщикам денег, т.е. государству и коммерческим банкам. Таким образом, она формирует своего рода инфляционный налог на покупательную способность наличных денег, которыми обладают различные хозяйствующие субъекты. Государство может в определенных границах посредством чрезмерной эмиссии денег перераспределять часть совокупного общественного продукта, иначе говоря - побуждать к вынужденному расширению сбережений в обществе, и дополнительные сбережения направлять на финансирование сферы социальных услуг, оборону, обслуживание внешнего долга и т.д. Тяжесть социально-экономических последствий в большой мере зависит от того, является ли инфляция прогнозируемой, или нет. Проблема механизма формирования инфляционных ожиданий занимает важное место в теории инфляции. Если рост цен своевременно и адекватно воспринимается хозяйствующими субъектами, то можно ограничить негативные последствия инфляции, приводя в соответствие темпу роста цен номинальные величины (зарплату, процентные ставки, налоги и т.д.). Однако чем выше инфляция, тем больше препятствий своевременному и адекватному формированию инфляционных ожиданий, что затрудняет принятие хозяйствующими субъектами необходимых решений. По мнению многих авторов, даже незначительная инфляция проявляет тенденцию к самоускорению, что может резко усилить ее негативные последствия. Реализация антиинфляционной политики оказывает влияние на состояние рыночной конъюнктуры. Следовательно, антиинфляционная политика должна быть элементом более широкой стратегии, в рамках которой будут учтены и другие важные социально-экономические цели, а в их числе борьба с безработицей. Ресурсы рабочей силы включают в себя трудоспособное население, стремящееся иметь работу на определенных типовых условиях (в том числе и по заработной плате), существующих в экономике. Из этого определения следует, что ресурсы рабочей силы являются частью трудоспособного населения. Соотношение между ресурсами рабочей силы и величиной трудоспособного населения называется коэффициентом профессиональной активности. Величина этого коэффициента зависит от ряда факторов: уровня и динамики зарплаты, предпочтений населения в вопросах получения образования, модели семьи, воспитания детей, их среднего количества в семьях, возможности найти работу. Ресурсы рабочей силы включают в себя группу лиц, вовлеченных в хозяйственную деятельность (лиц наемного труда или лиц, работающих на себя), т.е. занятых, и группу лиц, которым не удалось найти рабочего места, т.е. безработных. Из этого следует, что размеры безработицы определяются тремя факторами: коэффициентом профессиональной активности, величиной трудоспособного населения и величиной занятости. В краткосрочном периоде два первых фактора более стабильны по сравнению с третьим. Поэтому изменение размеров безработицы предопределяется прежде всего изменением размеров занятости. Определение безработицы как части трудоспособного населения, не имеющего работы, но стремящегося ее получить на определенных типовых условиях, существующих на данный момент в экономике, является достаточно односторонним, так как не отражает ряда существенных процессов, присущих рынку труда. Даже тогда, когда размеры безработицы неизменны, на рынке труда происходят существенные изменения, связанные с возникновением новых рабочих мест, увольнением и наймом рабочих. Для того, чтобы отразить эти процессы, надо рассмотреть безработицу не просто с точки зрения количественных размеров безработицы, но и с точки зрения различных потоков трудовых ресурсов на рынке труда. Приток из сектора занятости можно разделить на три части: групповые увольнения, индивидуальные увольнения и добровольное увольнение с работы. Расширение безработицы помимо притока из рабочей силы осуществляется за счет лиц, впервые выступающих на рынке труда (в основном выпускники школ), а также тех, кто оставался в течение определенного времени вне рамок рабочей силы, а потом вновь предпринял попытку (безуспешную) поиска рабочего места. Если речь идет об оттоке из безработицы, то следует выделить безработных, получающих работу, и безработных, покидающих ресурсы рабочей силы. В последнем случае имеется в виду переход на пенсию, отказ от всякого поиска работы, вследствие потери надежды получить ее. Таким образом, уровень безработицы колеблется в зависимости от соотношения между притоком в нее и оттоком из нее. В конечном счете рост безработицы может быть обусловлен: а) расширением притока в нее и б) сокращением оттока из нее. В литературе можно встретить различные классификации видов безработицы. Обратим внимание на наиболее распространенную из них. В соответствие с ней можно выделить фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Фрикционная безработица - временная безработица, связанная с ожиданием работы или переходом работника с одной работы на другую. Структурная безработица - безработица, возникающая вследствие изменения структуры потребительского спроса на товары и услуги, замены технологии или структурных изменений в отрасли. Циклическая безработица - вид безработицы, обусловленный наступлением кризисной фазы экономического цикла, когда совокупный спрос на товары и услуги резко сокращается. Государственная политика на рынке труда может быть активной, имеющей целью ограничение безработицы, и пассивной, направленной на социальную помощь безработным. Активная политика на рынке труда основывается на использовании ряда экономических инструментов. В ней можно выделить макро- и микрополитику. Макроэкономическая политика заключается в использовании денежно-кредитных и фискальных инструментов с целью стимулирования совокупного спроса. Микрополитика охватывает совокупность инструментов, применение которых направлено на улучшение условий функционирования рынка труда и сокращение безработицы в определенных группах рабочей силы. Эта политика направлена на сокращение прежде всего фрикционной и структурной безработицы. В перечне ее инструментов следует назвать, во-первых, программы занятости, заключающиеся в создании государством дополнительных рабочих мест для определенных групп безработных. Во-вторых, выделяются субсидии тем предприятиям, которые отказываются от запланированного сокращения занятости или создают новые рабочие места. В-третьих, организуется система повышения квалификации и переквалификации кадров. В-четвертых, осуществляются мероприятия по развитию инфраструктуры рынка труда (бирж труда, своевременному и полному сбору доступной информации о рабочих местах и т.д.) В-пятых государством могут использоваться различные методы по сокращению рабочего времени (например, расширение штатов, деление одного рабочего места между несколькими работниками, работающими неполный рабочий день). Пассивная государственная политика на рынке труда включает различные формы финансовой помощи безработным (пособия безработным, одноразовые компенсации при увольнении, дотации при преждевременном уходе на пенсию). Тема 4: Денежно-кредитная система и ее регулирование ПЛАН
|