Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный бюджет. Бюджет - предполагаемый баланс ожидаемых денежных доходов и расходов, рассчитываемых на определенный срок
Бюджет - предполагаемый баланс ожидаемых денежных доходов и расходов, рассчитываемых на определенный срок. Под государственным бюджетом понимается финансовый план, содержащий все доходы и расходы государства. Такой государственный бюджет (консолидируемый бюджет) включает в себя бюджет центрального правительства и местных властей. Государственный бюджет наряду с внебюджетными фондами формирует государственные финансы. Государственный бюджет (бюджетная система) может быть охарактеризован с точки зрения бюджетного устройства и бюджетного процесса. Бюджетное устройство отражает организацию бюджетной системы. В его основе лежат следующие принципы: 1. Единство бюджетной системы. Различные уровни государственного бюджета должны быть обеспечены единой правовой базой, бюджетной классификацией (способ расположения доходов и расходов в бюджете по однородным признакам), унифицированным бюджетным документоведением и общими принципами бюджетного процесса. 2. Полнота. В каждом уровне государственного бюджета доходы и расходы должны отражаться в полном объеме. 3. Реальность. Объективность бюджетных данных. 4. Гласность. Открытая и доступная публикация бюджетных проектов, утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении. 5. Самостоятельность различных уровней государственного бюджета, каждый из которых обладает собственными источниками дохода и правом определять направления их использования. 6. Бюджетный федерализм, т.е. четкое определение бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти. Бюджетное устройство предопределяется административно-территориальным. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: бюджет центрального правительства и местные бюджеты. В федеративных государствах: бюджет центрального правительства, бюджеты членов федерации, местные бюджеты. Часто под местными бюджетами подразумевают и бюджеты членов федерации. Доходы центрального бюджета являются наряду с ресурсами внебюджетных фондов частью централизованных доходов государства. Основным источником доходов центрального бюджета выступают налоговые поступления (включая акцизные, гербовые сборы и таможенные пошлины). Налоги – обязательные, безвозвратные, безвозмездные платежи в бюджет в законодательно установленном порядке, взимаемые с физических и юридических лиц в пользу государства. Другим источником являются неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, включая приватизацию государственного сектора в экономике, доходы от государственной торговли, размещения государственных внутренних и внешних займов, денежно-вещевых лотерей). В основе классификации бюджетных расходов могут лежать различные критерии: 1. С точки зрения влияния на расширенное воспроизводство: - текущие расходы (предоставление бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей); - капитальные расходы (денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов). 2. Предметный: - финансирование народного хозяйства; - социальные и культурные мероприятия; - наука; - оборона; - правоохранительные органы и органы государственной власти; - расходы по внешнеэкономической деятельности; - резервные фонды; - обслуживание государственного долга и т.д. 3. По субъекту (получателю) бюджетных средств (министерства, ведомства и т.д.). 4. Целевой признак (конкретные виды затрат): - зарплата; - питание; - приобретение медикаментов; - приобретение оборудования; - капиталовложение; - дотации; - платежи по ссудам и т.д. При финансировании конкретных видов затрат соблюдается принцип защищенности, т.е. финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям относятся зарплата, пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание, приобретение медикаментов. 5. Территориальный: расходы республиканского бюджета, членов федерации, местных бюджетов. 6. По способу доведения бюджетных средств к их получателю (реализация бюджетных расходов): бюджетное финансирование или бюджетное кредитование. Бюджетное финансирование осуществляется в форме предоставления бюджетных средств их получателям на условиях безвозвратности и бесплатности, т.е. бюджетных ассигнований. Бюджетное кредитование осуществляется в форме предоставления бесплатных бюджетных ссуд и платных. Бюджетные кредитные ресурсы занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бесплатными бюджетными ссудами: процент по ним значительно ниже, чем по кредитам коммерческих банков. 7. С точки зрения деления бюджетных расходов на непосредственно и опосредованно влияющие на совокупный спрос: расходы государства на покупку готовой продукции, услуг, экономических ресурсов для производства общественных товаров и инвестиций в эту сферу и расходы в форме трансфертных платежей населению и предприятиям, производящим товары индивидуального пользования для решения важных социальных и экономических задач. Товары и услуги общественного пользования - товары или услуги, к которым не применим принцип исключения, т.е. можно пользоваться ими, не оплачивая их цену. Такие общественные блага не могут быть проданы индивидуальным покупателям (поддержание обороноспособности, правоохранительных органов, бесплатного здравоохранения, метеослужбы, сети образовательных и культурных учреждений и т.п.). К производству таких общественных благ примыкают и расходы государства на ограничение отрицательных эффектов хозяйственной деятельности: устранение загрязнения окружающей среды, ограничение предложений и спроса на товары, имеющие негативные последствия для всего общества (антиалкогольные, антитабачные кампании, реклама здорового образа жизни и т.д.). По отношению к общественным товарам действует принцип “фрирайдера” - люди могут пользоваться выгодами продукта, не неся прямых издержек на их приобретение. По отношению к товарам индивидуального пользования действует принцип исключения - их получает тот, кто оплачивает их цену. Бюджетные трансфертные платежи - бюджетные расходы, связанные с передачей бюджетных средств населению и предприятиям, взамен которых государство непосредственно не получает товары и услуги. В случае центрального (федерального) бюджета к трансфертным платежам можно отнести и передачу бюджетных средств нижестоящим уровням бюджетной системы для сбалансирования их доходов и расходов. Бюджетные трансфертные платежи осуществляются в форме бюджетного финансирования различного рода помощи определенным слоям населения, предприятиям, организациям, учреждениям (социальные пособия, стипендии, дотации, субсидии). Бюджетные трансфертные платежи наряду с регулированием цен, процентов по банковским и бюджетным кредитам, предоставлением бюджетных ссуд и налоговых льгот формируют объем государственной помощи (субсидий в широком смысле слова) для поддержки малообеспеченных слоев населения и решения важных народнохозяйственных задач. Трансфертные платежи оказывают влияние на совокупный спрос не непосредственно, а через расходование получателями их на потребительские и инвестиционные цели. В процессе исполнения бюджета может возникнуть излишек (профицит) или дефицит бюджета. Излишек бюджета (профицит) - превышение доходной части бюджета над расходной. Если устранение излишка бюджета за счет увеличения расходной части бюджета может иметь своим последствием инфляционный эффект, то правительство может приостановить любое последующее использование бюджетного излишка за счет его изъятия (замораживания). Дефицит бюджета - превышение расходной части бюджета над доходной. Причины дефицита могут заключаться в непредвиденном снижении доходов или повышении расходов (или того и другого одновременно). Соответственно, для устранения дефицита бюджета необходимо повысить доходную часть бюджета (в частности, увеличивая налоговые ставки или сокращая расходы). В последнем случае вводится секвестр расходов. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении всех государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно до конца бюджетного года (за исключением защищенных позиций) пропорционально нарастанию дефицита. Если невозможно устранение дефицита бюджета, то правительство может профинансировать дефицит. Существуют следующие способы:
|