Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды фискальной политики и проблемы ее реализации
Фискальная политика представляет собой все мероприятия правительства в области управления бюджетом и налогами с целью приобретения контроля и оказания влияния на распределение доходов и общий уровень деловой активности в стране. Составными частями фискальной политики выступают налоговая и бюджетная политика, опирающаяся на концепцию функциональных финансов. Рассмотрим реализацию фискальной политики, направленную на регулирование общего уровня деловой активности в стране. Различают активную (дискреционную) и пассивную (недискреционную) фискальную политику. Активная фискальная политика - целенаправленное изменение налогов и объема бюджетных расходов с целью обеспечения равновесного ВНП в условиях полной занятости и стимулирования экономического роста. Целью активной фискальной политики является создание активного бюджетного дефицита (излишка), оказывающего стимулирующее (сдерживающее) влияние на уровень деловой активности в стране. Под активными бюджетными дефицитами (излишками) понимаются такие, которые созданы в рамках осуществления фискальной политики, в отличие от пассивных бюджетных дефицитов (излишков), возникающих в результате циклического колебания экономики. В случае спада, депрессии правительство проводит стимулирующую активную фискальную политику. Возрастание государственных расходов, краткосрочное снижение налоговых ставок, одновременное сочетание обоих средств стимулирует рост различных компонентов совокупного спроса (инвестиционного, потребительского, государственного), реакцией на который выступает расширение совокупного предложения. Основой для его расширения выступает наличие определенных товарно-материальных запасов, сформировавшихся в результате спада. Их рассасывание будет стимулировать предпринимателей к расширению объема хозяйственной деятельности. В условиях неполной занятости и загрузки производственных мощностей расширение активности будет сопровождаться стабильным уровнем цен. Разрыв между возрастающими государственными расходами и снижающимися бюджетными налоговыми поступлениями финансируется за счет государственного долга. Наиболее мощным воздействием финансирования бюджетного дефицита является дополнительная эмиссия денег. Следует отметить, что если средняя налоговая ставка ниже оптимальной (т.е. является чрезмерно низкой), то рост государственных расходов будет совместим с некоторым повышением налоговых поступлений. Реализация активной стимулирующей фискальной политики прекращается при достижении полной занятости загрузки производственных мощностей, признаком чего выступает развитие инфляционных процессов. Использование дефицитного финансирования может сопровождаться усилением спада и нарастанием инфляционных тенденций. Это объясняется, в частности тем, что могут отсутствовать в достаточном количестве и надлежащей структуре товарно-материальные запасы, служащие “амортизатором” инфляционного всплеска, вызываемого приростом государственных расходов. Увеличение же их размеров и изменение структуры ухудшает финансовое положение предприятий. Поэтому чрезмерный и непропорциональный по отношению к товарно-материальным запасам прирост государственных расходов, подталкивая инфляционное вздутие цен, способствует не росту, а снижению объемов производства. Этому способствует и отсутствие конкурентной структуры производства, “долларизации” экономики, рост импортных поставок. В случае чрезмерного инфляционного подъема правительство проводит сдерживающую активную фискальную политику. Снижение государственных расходов, краткосрочное повышение налоговых ставок, одновременное сочетание обоих средств сжимает различные компоненты совокупного спроса, реакцией на что выступает ограничение совокупного предложения, замораживание или снижение среднего уровня цен. Оценка эффективности активной фискальной политики правительства должна производиться с учетом того, что на период ее проведения изменяется деловая активность в экономике и под воздействием объективных факторов (в частности, цикличности в развитии экономики). Поэтому размеры фактических бюджетных дефицитов (излишков) отражают не только активные дефициты (излишки), но и пассивные (циклические). Пассивная фискальная политика основана на изменениях чистых налоговых поступлений, возникающих вследствие колебаний ВНП и способствующих его стабилизации. Механизм реализации пассивной фискальной политики основан на действии встроенных стабилизаторов в системе бюджетных доходов и расходов государства, предприятий, населения. Под встроенными стабилизаторами в государственной бюджетной системе понимается любая мера, стимулирующая нарастание дефицитности госбюджета в период спада и его сокращения (нарастания излишка) в период инфляционного подъема без активного вмешательства правительства. К основным бюджетным стабилизаторам можно отнести: - колебание налоговых поступлений; - колебание трансфертных платежей населению. К числу встроенных стабилизаторов можно отнести и: - изменение нераспределенных прибылей акционерных предприятий; - консерватизм в потребительских расходах. К числу налоговых стабилизаторов конъюнктуры можно отнести подоходные налоги на население, налоги на предпринимателей, косвенные налоги на потребительские товары и услуги. В период спада, когда наблюдается сжатие налоговой базы в результате падения доходов физических и юридических лиц, еще быстрее (из-за прогрессивного характера налоговых ставок) сокращаются бюджетные налоговые поступления. Доходы после уплаты налогов сокращаются медленнее, чем доходы до уплаты налогов. Поэтому снижение совокупного спроса меньше снижения ВНП. Встроенная гибкость налоговой системы тормозит падение объема производства и занятости. В период подъема и расширения налоговой базы налоговые квоты растут быстрее, чем доходы. Совокупный спрос растет медленнее, чем ВНП, что сдерживает инфляционный перегрев. Подобным стабилизирующим способом действуют колебания трансфертных платежей населению (пособия по безработице и т.д.), социальных программ поддержки сельского хозяйства (дотации, субсидии, регулирование цен на сельскохозяственную продукцию), программ общественных работ (по благоустройству коммунального хозяйства и т.д.). Размеры этих стабилизаторов возрастают в период спада, когда возрастает число безработных и ухудшается социально-экономическое положение вследствие снижения доходов, и снижаются в период подъема, когда сокращается число безработных и возрастает уровень доходов. Отметим противоположную направленность колебания трансфертных платежей от колебания налогов. Хотя деятельность бюджетных стабилизаторов осуществляется автоматически, но их установление, например, определение принципов налогообложения, порядка и принципов выдачи социальных пособий, субсидий сельскому хозяйству и т.д. является задачей государства. Автоматизм этих стабилизаторов основан на том, что после их установления они начинают действовать без необходимости введения частых корректировок при изменении экономической ситуации, а интенсивность и размеры их действия зависят почти исключительно от изменения уровня деловой активности. Влияние действия встроенных стабилизаторов на формирование дефицитности (нарастания излишков) зависит от изменений в экономической политике и законодательстве, которые меняют степень прогрессивности чистых налоговых поступлений. Например, регулирование предельных ставок, индексирование налогов и т.д. Аналогичным образом действуют и такие стабилизаторы, как изменение нераспределенных прибылей акционерных предприятий и консерватизм в потребительских расходах. Предприятия обычно стремятся сохранить уровень выплачиваемых дивидендов, несмотря на краткосрочные колебания их доходов. Следствием этого выступает то, что нераспределенные прибыли действуют подобно встроенным стабилизаторам. В период спада происходит их сокращение, что способствует поддержанию формирования доходов населения и потребительского спроса. Обратная ситуация, когда рост нераспределенных прибылей сдерживает расширение потребительского спроса. Домашние хозяйства обычно медленно приспосабливают свои потребительские расходы к колебаниям своих доходов. При снижении своих доходов их стремление сохранить привычный уровень потребления способствует поддержанию потребительского спроса. При повышении доходов медленное изменение структуры и размеров потребительских расходов сдерживает увеличение потребительского спроса. Автоматические стабилизаторы конъюнктуры, воздействуя на совокупный спрос, могут уменьшать краткосрочные колебания экономики. Но они не создают условий к изменению существующей экономической ситуации. Они способствуют сохранению существующей экономической ситуации. Они способствуют сохранению прежнего уровня деловой активности посредством поддержания исходных размеров совокупного спроса, независимо от того, на каком уровне спрос стабилизировался и при каком уровне занятости. Автоматические стабилизаторы не в состоянии обеспечить условий для сбалансированного экономического роста, который требует сбалансированных темпов роста производственных мощностей, занятости и спроса населения. Поэтому пассивная фискальная политика должна дополняться активными формами воздействия на экономические процессы. Реализация активной фискальной политики на практике сталкивается с рядом проблем: 1. Разрыв во времени между началом наступления спада (подъема) и тем моментом, когда произойдет констатация конъюнктурных колебаний. Это объясняется трудностями прогноза экономического развития. 2. Требуется значительное время для законодательного утверждения осуществляемых фискальных мер. 3. Разрыв во времени между осуществлением ряда мер активной фискальной политики и ее эффектами. Например, реализация программ общественных работ (строительство дорог) требует значительного времени на подготовку их проектов, организацию, осуществление. За этот период экономика может выйти из состояния спада и испытывать подъем. 4. Влияние политических проблем на реализацию фискальной политики (предвыборной борьбы, реализации предвыборных обещаний). 5. Рост внешнего долга в случае финансирования дефицита посредством внешних займов. Последствия внешней задолженности в значительной степени зависят от направления использования внешних займов. Если зарубежные кредиты предназначены были для инвестиций, которые делают возможным рост ВНП и расширение экспорта, тогда существуют реальные возможности модернизации экономики и быстрого возвращения кредитов. Если же кредиты были использованы на неэффективные инвестиционные программы или на потребительские цели, внешний долг ляжет тяжелым бременем на будущее поколение. Обслуживание и погашение внешнего долга означает передачу части ВНП за рубеж: товаров, экономических ресурсов и т.д. Тяжесть внешнего долга включает в себя не только абсолютные размеры в стоимостном выражении потери этой части ВНП, но и потерю капитализированного эффекта от ее неприменения в экономике. Помимо этого, увеличение внешнего долга подрывает международную репутацию страны и ставит ее не только в экономическую, но и политическую зависимость. 6. Рост внутреннего долга. Если внешний государственный долг означает задолженность населения одной страны другой, то внутренний долг, являясь долгом государства своему населению, фактически означает задолженность одной части населения другой. В случае внутреннего долга не происходит утечки товаров и ресурсов за рубеж, но наблюдается перераспределение доходов внутри страны.
|