Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоги и их функции
Совокупность взимаемых налоговых платежей, форм, методов и принципов их построения называется налоговой системой. Характеристика налога осуществляется по следующим критериям: субъект и носитель налога, объект налога, налоговая база, налоговое бремя, ставка налога, процедура его исчисления, наличие налоговых льгот и их субъектов. Субъект налога - лицо, которое в соответствии с действующим налоговым законодательством, обязано платить налог. Однако при наличии определенных условий можно переложить частично или полностью выплату налога на другое лицо. Степень переноса тяжести налогов (как косвенных, так и прямых) зависит от возможности включения их в цены готовой продукции, услуг, ресурсов, от эластичности спроса и предложения последних. Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог. Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог. Он распадается на две части: налогооблагаемую и необлагаемую налогом. Налоговая база - налогооблагаемая часть объекта налога (сумма, с которой исчисляются налоги). Она определяется разностью между величиной объекта налога и налоговыми льготами. К налоговым льготам относятся: - понижение налоговых ставок; - сдвиг во времени вперед налоговых платежей (налоговый кредит); - необлагаемый минимум объекта налога; - освобождение от уплаты налога; - вычет из налоговой базы (уменьшение величины налоговой базы); - изъятие из обложения определенных частей объекта налога. Налоговое бремя - общая величина суммы налога в абсолютном исчислении (налоговое обязательство). Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения, выражаемая в твердой квоте (абсолютной сумме) в процентной квоте по специальной шкале, зависящей от вида налогообложения: пропорциональной, прогрессивной и регрессивной (относительное исчисление). Различают следующие виды налоговых ставок: средние и предельные. Средняя налоговая ставка - общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер части объекта, облагаемой налогом (отношение налогового бремени к налогооблагаемой базе). Предельная налоговая ставка - отношение прироста суммы выплачиваемого налога к приросту части объекта, облагаемой налогом (отношение изменения в налоговом бремени к изменению в налогооблагаемой базе). Динамика средней налоговой ставки следует за динамикой предельной ставки. Чем выше (ниже) предельная налоговая ставка, тем выше (ниже) средняя ставка. Существуют различные критерии классификации налогов: С точки зрения объекта налогообложения: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с дохода и имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товаров или включенные в тариф. Прямые налоги: - подоходный налог с граждан; - налог на прибыль предприятий; - социальные налоги (налог на фонд зарплаты, на социальное страхование); - налог на имущество физических лиц; - налог на имущество предприятий; - налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Прямые налоги носят адресный характер, они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги: - налог на добавленную стоимость; - акцизы, таможенные пошлины, сборы. С точки зрения целевого использования налоговых поступлений: общие и специальные. Общие налоги не имеют строго целевого использования. Они поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Спецналоги имеют строго целевое назначение (например, для формирования дорожного фонда, воспроизводства лесного фонда, поддержки важнейших отраслей н/х). С точки зрения уровня поступлений налоговых платежей в бюджетную систему: федеральные и местные налоги. С точки зрения изменения налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. Прогрессивный налог - налог, ставка которого увеличивается в относительных величинах по мере увеличения объекта налогообложения. Пропорциональный налог - налог, ставка которого не зависит от величины объекта налогообложения. Регрессивный налог - налог, ставка которого снижается по мере увеличения объекта налогообложения. Вместе с тем следует отметить, что степень прогрессивности налогообложения определяется не только шкалой колебания налоговых ставок, но и фактическим расширением налогового бремени. Например, налог на добавленную стоимость является пропорциональным. Тяжесть выплаты этого налога несут на себе конечные потребители, оплачивая его в цене товаров. Однако эта тяжесть выплаты различна для лиц с высоким и низким уровнем дохода. Поскольку тяжесть налогового бремени выше у лиц с низким уровнем дохода (они выплачивают большую долю своего дохода на приобретение товаров первой необходимости), постольку налог на добавленную стоимость является регрессивным. Таким образом, прогрессивность налогообложения должна оцениваться не только с точки зрения субъекта, но и носителя налога. Под процедурой исчисления налога понимается последовательность применения соответствующих правил (расчетов) с учетом времени и места, в результате которой определяется величина налоговой суммы и урегулируется налоговое обязательство. В рыночной системе хозяйствования к числу основных источников бюджетных централизованных налоговых поступлений можно отнести: индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины, социальные налоги, поимущественные налоги. Подоходный налог (личный подоходный налог) - прямой налог на доходы отдельных лиц и семей, взимаемый по прогрессивной шкале сверх фиксированной необлагаемой суммы. Налог на прибыль предприятий - прямые фиксированные в процентах налоговые отчисления из валовой прибыли предприятия. Налог на добавленную стоимость - косвенный налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и услуг и стоимостью их факторов производства, купленных предприятием со стороны. Акциз - косвенный налог на некоторые продукты массового потребления в виде повышения розничных цен. Таможенная пошлина - плата, взимаемая таможней при провозе грузов через границу согласно установленному таможенному тарифу. К социальным налогам относят взносы предприятий на социальное обеспечение, налоги на заработную плату и рабочую силу. Поимущественные налоги включают в себя налоги на имущество физических и юридических лиц, дарение и наследство. Налоги могут взиматься несколькими способами: 1. После получения дохода налогоплательщиком на основе заполнения декларации. 2. В процессе получения им дохода, исходя из признаков, позволяющих установить размеры налоговой базы. 3. До получения дохода в форме налоговых авансовых платежей с последующим их окончательным урегулированием. В налоговой практике стремятся соблюдать следующие принципы налогообложения: 1. Издержки взимания налогов должны быть как можно более низкими. 2. Уровень налогообложения не должен отрицательно влиять на хозяйственную мотивацию налогоплательщика. 3. Налогоплательщик должен заранее знать размер налоговых отчислений и условия их выплаты. Способ уплаты налога должен быть удобным для налогоплательщика. 4. Налогообложение не должно носить двойного характера. Двойное налогообложение - ситуация, при которой один и тот же доход подлежит обложению двумя налогами, например, на федеральном и региональном уровне. Ситуация двойного налогообложения может возникнуть при налогообложении доходов акционеров (вначале облагается прибыль акционерного общества, затем дивиденды акционеров), зарубежной деятельности отечественного предприятия (налогообложение одних и тех же доходов за рубежом и внутри страны). 5. Обязательность и своевременность уплаты налогов должны быть более выгодными, чем нарушение налоговой дисциплины. На это должны быть направлены соответствующим образом система наказания и общественное мнение в стране. 6. Справедливость по вертикали и горизонтали. Справедливость по горизонтали означает, что налогоплательщики, получившие одинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать одинаковые налоговые суммы. Справедливость по вертикали означает, что налогоплательщики, получившие неодинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать неодинаковые налоговые суммы. Налоги выполняют следующие функции в экономической системе: 1. Фискальная. 2. Социальная. 3. Регулирующая. Фискальная функция налогов заключается в том, что взимание их составляет основную часть бюджетных доходов, из которых финансируются государственные расходы. При прочих равных условиях (неизменности неналоговых бюджетных поступлений и т.д.) состояние бюджетного равновесия обуславливается тремя факторами: - агрегированной средней налоговой ставкой, которая измеряется долей различных налоговых поступлений в ВНП; - величиной расходов госбюджета; - уровнем произведенного ВНП. Выше было отмечено, что к числу основных источников бюджетных поступлений относятся подоходные налоги на юридических и физических лиц. На первый взгляд может показаться, что увеличение уровня налогообложения доходов увеличивает поступления в государственный бюджет. Однако такая связь не является столь однозначной. Чрезмерно высокие налоги ослабляют стимулы к ведению хозяйственной деятельности - производство и доходы падают, а вследствие этого снижаются и налоговые поступления в бюджет. При 100% ставке никто не будет заниматься хозяйственной деятельностью, если весь полученный доход будет передаваться в госбюджет. Аналогичный эффект нулевых налоговых поступлений был бы получен при 0% налоговой ставке. Между 0 и 100% налоговой ставкой находятся налоговые ставки, изменение которых позволило бы или уменьшить, или увеличить налоговые бюджетные поступления. Чрезмерно низкие или чрезмерно высокие налоговые ставки имеют своим последствием при прочих равных условиях бюджетный дефицит. Все это показывает фискальные ориентиры налогового регулирования. Государство может увеличивать фискальные доходы как увеличивая, так и снижая налоговую ставку. Однако очень трудно (или даже невозможно) заранее определить, какая налоговая ставка будет увеличивать, а какая уменьшать поступления в бюджет. Это зависит от уровня налоговой ставки на момент ее изменения, интенсивности реакции предприятий на инвестиции, изменений в склонностях к сбережению и потреблению у населения, уровня занятости и загрузки производственных мощностей. Действие этих факторов может быть разнонаправленным. Если рост налоговой ставки в долгосрочной перспективе приводит к увеличению бюджетных поступлений, то такой рост обоснован. Рост бюджетных поступлений стимулирует рост государственных расходов и тем самым может благоприятно влиять на уровень ВНП. Наоборот, если в экономике высокая налоговая ставка связана в долгосрочной перспективе со снижением бюджетных поступлений, тогда обосновано ее снижение. Понижение налоговой ставки при прочих равных условиях привело бы к расширению налоговой базы. Социальная функция налогов в экономической системе заключается в устранении чрезмерных различий в уровне доходов различных групп населения, создании условий для социальной защищенности самых бедных социальных слоев. Помимо налогов для реализации этих функций существует система государственных трансфертных платежей. Уровень реализации налогами социальной функции обусловлен степенью прогрессивности налогообложения доходов населения, налоговыми льготами, дифференциацией ставок косвенных налогов на потребительские блага. С точки зрения выполнения подоходными, поимущественными налогами социальной функции возможны разные подходы к содержанию понятия «прогрессивность налогообложения». Один из подходов к определению прогрессивности налогообложения основан на принципе полученных общественных благ. Тот, кто получает наибольшую выгоду от государственных расходов на производство общественных благ, должен выплачивать большую налоговую сумму. Трудность реализации такого подхода заключается в установлении доли каждого налогоплательщика в присвоении общественных товаров и услуг. Кроме того, реализация такого подхода противоречит выполнению социальной функции государственной системой трансфертных платежей. Получалось бы, что получатели социальных пособий должны были бы их финансировать. Другой подход к определению прогрессивности налогообложения основан на том, что налоговое бремя должно непосредственно зависеть от индивидуального дохода и уровня благосостояния. Получатели высоких доходов и имущественно обеспеченные лица имеют более низкую предельную полезность товаров от услуг первой необходимости, большая часть их дохода может тратиться на не столь необходимые товары и услуги (в частности, предметы роскоши, дорогое времяпрепровождение). Поэтому выплата более высокой суммы налога такими лицами будет для них не столь ощутима, как для малообеспеченных слоев населения выплата меньшей суммы налога. Однако теоретическая попытка сбалансировать ущерб от выплаты налога у более богатых и бедных наталкивается на трудноразрешимые вопросы. В какой степени должен быть прогрессивен налог? Должна ли пониматься прогрессивность налога как возрастание налогового бремени в абсолютном исчислении (при неизменной или даже падающей налоговой ставке) или же как возрастание налоговой ставки? Не приведет ли рост налогового бремени на социально обеспеченные слои населения к снижению деловой активности, падению производства, доходов и соответственно сжатию налогооблагаемой базы? Ответы на подобные вопросы на практике определяются, как правило, потребностями текущего состояния дел в экономике, оцениваемого правительством, парламентом и избирателями в ходе предвыборной кампании в органы законодательной власти. Регулирующая функция налогов заключается в их прямом и косвенном (через превращение налоговых поступлений в бюджетные расходы) воздействии на уровень производимого ВНП. При помощи соответственно сконструированных налоговых систем и бюджетных расходов правительство может влиять на структурные изменения в экономике, формировать уровень накопления и темп экономического роста, регулировать уровень и направления потребления, уровень занятости и т.п.
|