Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительная эмиссия пустых денег.
Государственные внутренние и внешние займы реализуются в виде продаж ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения банковских кредитов. В процессе размещения государственных ценных бумаг (заемных средств) формируется государственный долг. Если речь идет о внутреннем займе, то государственный внутренний долг представляет собой общую сумму задолженности правительства по обслуживанию (выплате процентов) и погашению задолженности прошлых лет и вновь возникающую задолженность, связанную с размещением новых заемных средств. Вновь возникающая задолженность в форме очередных порций государственных займов является рефинансированием государственного долга. Другими способами финансирования государственного долга выступает использование для этой цели налоговых платежей, прибыли от производственного вложения капитала, аккумулированного за счет займов, пролонгация и консолидация государственного долга. Пролонгация - продление срока займа, что связано с выплатой процентов на проценты и увеличением задолженности. Консолидация - конверсия кратко - или среднесрочного долга в долгосрочный, сдвиг на длительный срок погашения задолженности, из которой осуществляется только ежегодная выплата процентов. Поскольку наиболее тяжелыми являются краткосрочные займы (их приходится вскоре после эмиссии ценных бумаг обслуживать и погашать), то пролонгация и консолидация обычно касается их. Обычно различают государственный долг и общегосударственную задолженность. Общегосударственный долг включает помимо государственного долга центрального правительства задолженность и местных органов власти. В ряде случаев центральное правительство может выступать гарантом по долговым обязательствам местных органов власти. Что касается урегулирования внешней задолженности, то помимо вышеуказанных способов финансирования внутреннего долга используется еще несколько: - погашение долга посредством использования золотовалютных резервов; - конверсия внешнего долга в элементы национального богатства (предоставление недвижимости, участия в капитале, прав на эксплуатацию различных ресурсов и т.д.); - продажа зарубежных активов государства; - получение кредита международных банков. В случае, если не предоставляется возможности осуществить финансирование внутреннего долга, правительство может прибегнуть к дополнительной эмиссии пустых денег. Эмиссия денег - единовременный выброс в рыночный оборот достаточно больших партий унифицированных долговых обязательств (например, казначейских векселей). Для того, чтобы правительство не злоупотребляло “печатанием пустых денег”, предусматривается конституционно закрепленная независимость Центробанка от исполнительной и законодательной власти. Руководство Центробанка, ответственного за состояние денежного обращения в экономике, вправе отказать правительству в “печатании пустых денег”, если сочтет это целесообразным в данным момент времени. Региональный финансовые ресурсы охватывают региональный бюджет и внебюджетные фонды. Доходы регионального бюджета включают регулирующие и закрепленные доходы. Регулирующие доходы представляют собой средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему для его сбалансирования. Регулирующие доходы поступают в виде нормативных отчислений от федеральных налогов, дотаций, субвенций, федеральных кредитов, платежей из прибыли предприятий вышестоящего подчинения. Закрепленные доходы представляют собой доходы, полностью и непосредственно поступающие в региональный бюджет. Они представляют собой местные налоги, платежи из прибыли предприятий регионального подчинения, ссуды, полученные у банков, доходы от аренды муниципальной собственности, доходы от приватизации. Местные налоги и сборы можно разделить на две группы: налоги, действующие в обязательном порядке, введенные федеральными органами законодательной власти, и налоги, решение о введении которых принимаются местными органами власти. Для финансирования некоторых региональных программ, отдельных видов расходов на добровольной основе могут быть привлечены финансовые ресурсы предприятий. Руководители предприятий заинтересованы в нормальном функционировании местной инфраструктуры (пассажирского авто- и ж/д транспорта, энергетических систем, водоснабжения, канализации и т.д.), поскольку от ее состояния зависит и эффективность их хозяйственной деятельности. Для реализации социальных программ (строительство жилья) предприятия могут объединяться между собой, с органами муниципальной власти на долевой основе. Предприятия располагают целевыми фондами, средства которых могут быть использованы для строительства жилья, формирования сети бытовых услуг. Понятие региональных финансовых ресурсов по своему объему более широко, чем финансовые ресурсы регионального органа власти, поскольку включает в себя весь объем финансовых ресурсов, созданных и поступивших в регион и использованных на его территории. С целью определения их размеров, структуры осуществляется территориальное сводное финансовое планирование. Помимо бюджетной системы составной частью государственных финансов выступают внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в государственный бюджет. Обоснованием их существования выступает необходимость выделения важных государственных расходов в специальную группу и обеспечение самостоятельными источниками доходов. Основными источниками их финансирования выступают специальные налоги, займы, бюджетные средства, прибыль от коммерческой деятельности фонда. К числу государственных внебюджетных фондов относятся социальные (пенсионный, занятости, социальной поддержки, социального страхования), экономические (фонд финансового регулирования, воспроизводства сырьевой базы, дорожный), отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР, региональные внебюджетные фонды. К внебюджетным фондам примыкают и государственные фонды имущественного и личного страхования, образующиеся за счет страховых взносов страхователей. Совокупность мероприятий правительства в области управления государственным бюджетом (бюджетная политика) может быть основана на различных концептуальных подходах к сбалансированному бюджету: концепции бюджета, сбалансированного в рамках экономического цикла; концепции функциональных финансов и концепции ежегодно сбалансированного бюджета. Суть концепции ежегодного сбалансирования бюджета: доходы и расходы бюджета должны быть сбалансированы в рамках бюджетного года. Положительной стороной этой концепции выступает предотвращение возникновения негативных последствий бюджетных дефицитов или излишков. Однако реализация такой концепции носит проциклический характер. Суть концепции бюджета, сбалансированного в рамках экономического цикла: бюджет должен быть сбалансирован не в рамках бюджетного года, а в рамках экономического цикла. Дефициты, возникающие в период спада, будут компенсироваться излишками в период подъема. Реализация такой концепции позволяет проводить антициклическую политику. В период спада правительство может снизить налоги и увеличить гос. расходы, в период подъема, наоборот, увеличить налоги и снизить гос. расходы. Основная проблема, возникшая при реализации такой политики, заключается в том, что периоды спада и подъема по своей продолжительности могут не совпадать, и это означает, что дефицит и излишек не будут взаимно компенсироваться. Суть концепции функциональных финансов: состояние сбалансированности бюджета должно определяться состоянием мароэкономического равновесия. Негативные последствия возникновения бюджетного дефицита или излишка по своим размерам меньше, чем продолжительные спады или развитие инфляционных процессов. В период спада (подъема) правительство сознательно может провоцировать дефицит (излишек) для преодоления отрицательных последствий конъюнктурных колебаний. Сторонники этой концепции считают, что правительство располагает достаточным источником финансирования (устранения) бюджетного дефицита (излишка). Кроме того, абсолютные размеры налоговых бюджетных поступлений автоматически следуют за изменениями макроэкономической конъюнктуры, являясь их частичным стабилизатором. Основной проблемой реализации такой концепции является нарастание государственного долга.
|