Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика
К основным формам внешнеэкономических связей относят внешнюю торговлю, движение услуг, капитала, технологий, разного рода платежей и переводов, рабочей силы. Внешняя торговля - это экспорт и импорт товаров. Экспорт - продажа за рубеж отечественных товаров, а импорт - покупка иностранных товаров за рубежом. В большинстве случаев экспортно-импортные сделки заключаются посредством использования одной из нескольких основных конвертируемых валют. Реже внешняя торговля осуществляется в форме бартера. Движение услуг включает в себя предоставление зарубежным партнерам и оказание им таких видов услуг, как: - грузовые, пассажирские перевозки; - международный туризм; - телекоммуникационные услуги; - финансовые и страховые; - посреднические; - строительные и т.д. Движение капитала между странами может приобретать самые различные формы, которые можно представить в двух группах: движение долгосрочного и краткосрочного капитала. Граница разделения капитала на краткосрочный и долгосрочный достаточно условна. Но обычно 2 месяца считаются краткосрочным периодом, а 3 года - долгосрочным периодом. К долгосрочному движению капитала относят: - зарубежные прямые инвестиции в ликвидной и товарной форме. Заграничные прямые инвестиции в ликвидной форме осуществляются посредством покупки ценных бумаг или других титулов собственности зарубежных предприятий, которая приводит к поглощению (слиянию) или решающему контролю над зарубежным предприятием. Наиболее распространенным примером прямого инвестирования в зарубежное предприятие выступает преобразование его в отделение или дочернее предприятие материнской компании. В первом случае зарубежное предприятие не имеет собственного баланса, не является юридическим лицом и его капитал на 100% принадлежит материнской компании. Во втором случае зарубежное предприятие имеет собственный баланс, является юридическим лицом, но контролем над ним обладает материнская компания, обладающая контрольным пакетом акций. Предоставление товарных кредитов (машин, оборудования, патентов и т.д.) считается прямым инвестированием в зарубежное предприятие, если товарные кредиты представляют собой вклад в его уставной фонд. - зарубежные портфельные инвестиции. Они также могут осуществляться посредством покупки ценных бумаг или других титулов собственности, но не дают инвестору решающего контроля над зарубежным предприятием. Примером портфельного инвестирования в зарубежное предприятие выступает создание на паях смешанных компаний. - долгосрочные банковские кредиты. Предоставляются крупными частными коммерческими банками зарубежным партнерам (другим банкам или предприятиям). - долгосрочные экспортные кредиты. Предоставляются крупными предприятиями покупателям их продукции при посредничестве банков. - долгосрочные официальные кредиты. Кредиторами выступают правительства стран или международные организации. Они часто представляются на более выгодных условиях, чем частные кредиты коммерческих банков. К краткосрочному движению капитала относится предоставление краткосрочных банковских, экспортных, официальных кредитов, а также открытие банковских депозитов и помещение средств на счета в других финансовых институтах. Другим часто употребляемым способом классификации движения капитала выступает деление его на движение ссудного и предпринимательского капитала. Доходом на предпринимательский капитал в форме прямых и портфельных инвестиций выступает прибыль, а доходы на ссудный капитал в форме займов, кредитов, банковских депозитов - процент. Если движение ссудного капитала в зарубежную страну формирует ее внешнюю задолженность, то движение в нее предпринимательского капитала может послужить в качестве источника финансирования внешней задолженности. Движение технологий между странами выступает в форме продажи за границу лицензий (право на производство определенных товаров и технологий их производства), патентов (исключительных авторских прав распоряжаться изобретением в течение установленного законом срока), консультирования по технологическим вопросам и подготовки инженерно-технических кадров (хотя последнее относится точнее уже к движению услуг). Такая форма внешне-экономических связей, как разного рода платежи и переводы отражает: - экономические аспекты осуществления политико-административных функций государства за рубежом (содержание военных баз, дипломатического персонала, участие в различных международных организациях); - оказание безвозмездной экономической помощи иностранным государствам (односторонние государственные переводы); - экономические связи соотечественников, проживающих и работающих за рубежом (частные односторонние переводы пенсий, заработной платы, сбережений); - эффекты движения капиталов за рубеж (доходы от движения частного и государственного капитала). Специфической формой внешнеэкономической связи выступает движение рабочей силы. Речь идет не о любой миграции части населения (например, туристы), а о перемещении части населения между странами в поисках лучшей занятости. Основной закономерностью здесь выступает перемещение неквалифицированной и весьма квалифицированной рабочей силы из менее развитых стран в более развитые. С учетом внешнеэкономических связей при расчете макроэкономических показателей различают ВНП и ВВП. ВВП (валовый внутренний продукт) -совокупная стоимость продукции и услуг, произведенных на территории данной страны предприятиями независимо от их национальной принадлежности. ВНП (валовый национальный продукт) - совокупная стоимость продукции и услуг национальных предприятий данной страны независимо от их местонахождения (в своей стране или за рубежом). ВНП - это показатель всех доходов, полученных гражданами данной страны, включая чистые доходы на факторы производства, находящиеся за рубежом. Чистые доходы являются разницей между доходами на факторы производства данной страны, находящиеся за рубежом, и доходами на иностранные факторы производства, находящиеся на территории данной страны (с учетом реинвестирования доходов). Если отток доходов на иностранные факторы производства из данной страны превышает приток доходов на национальные факторы производства, находящиеся за рубежом, тогда ВВП> ВНП, и наоборот. В случае, когда отток доходов равен притоку их, тогда ВВП= ВНП. Государственная политика в области внешней торговли может быть направлена на развитие свободной конкуренции на внутреннем рынке между иностранными и национальными производителями (политика свободной торговли). Благоприятные последствия реализации политики свободной торговли представлены эффективным размещением ресурсов, увеличением номенклатуры и ассортимента потребляемых товаров и услуг, ростом покупательной способности населения, приростом общих объемов производства, стимулированием конкуренции и ограничением монополий на внутреннем рынке. Реализация политики свободной конкуренции способствует развитию международной экономической интеграции. Процесс международной экономической интеграции представляет собой создание взаимосвязей между странами, которые заключают между собой договора относительно свободного движения всех видов труда, капитала, продукции через существующие между этими странами политические границы. Развитие международной экономической интеграции проходит несколько этапов посредством создания: 1. Зон свободной торговли, т.е. отмены торговых ограничений (прежде всего таможенных пошлин) между странами-участницами. 2. Таможенных союзов, которые характеризуются как признаками зоны свободной торговли, так и установлением единых внешнеторговых тарифов и проведением единой внешнеторговой политики по отношению к странам - неучастницам. 3. Общего рынка, который характеризуется наряду с признаками таможенного союза свободным передвижением капиталов и рабочей силы, согласованием экономической политики стран-участниц. 4. Экономического и валютного союза. Это наиболее развитый этап международной экономической интеграции, который наряду с признаками общего рынка характеризуется проведением общей экономической и валютной политики. Условиями создания экономического и валютного союза выступают: - устранение всех институциональных ограничений, которые мешают его достижению; - создание единой правовой базы и системы, обеспечивающей права собственности и заключение международных договоров на территории союза; - наличие соответствующей транспортной инфраструктуры, системы связи, коммуникаций, отвечающих нормальным условиям функционирования валютного рынка, рынка ценных бумаг, товарного рынка и т.д.; - приведение в соответствие налоговых систем, универсализация косвенного налогообложения с целью устранения неоптимального размещения ресурсов и конфликтов между производителями различных стран-участниц на территории союза; - введение единой системы учета затрат и результатов, методологии расчетов; - унификация методов и форм государственного регулирования; - создание общего центробанка, ответственного за эмиссию и стабилизацию денежного обращения, что предполагает ограничение роли национальных центробанков; - создание общего национального бюджета для финансирования общих мероприятий; - создание механизма равномерного распределения выгод от интеграции между странами, находящимися на различных уровнях развития; - ведение разъяснительной работы среди населения по преодолению ощущения утраты национальной независимости, его культурных традиций, подготовка его к восприятию нового уровня и структуры цен в странах- участницах. Оценивая условия создания экономического и валютного союза, можно сказать, что его создание возможно между странами, находящимися на приблизительно одинаковом уровне развития. Осуществление политики протекционизма объясняется следующими мотивами: 1. Стремление обеспечить достаточную обороноспособность страны посредством государственной поддержки стратегических отраслей экономики, обеспечивающих нормальное функционирование военно-промышленного комплекса. 2. Поддерживать внутреннюю занятость населения, поскольку может наблюдаться рост безработицы вследствие сокращения тех производств, которые не выдерживают конкуренции со стороны зарубежных поставщиков. 3. Устранить чрезмерную специализацию в международном разделении труда и развивать диверсификацию производства, что позволяет избавить экономику от негативных конъюнктурных колебаний внешнего рынка. 4. Защитить экономику от демпинга - продажи товаров по сниженным ценам (т.е. по ценам ниже себестоимости) с целью захвата рынка сбыта или избавления от товарных излишков. Однако каждый из этих мотивов в отдельности бывает подчас достаточно сложно обосновать, поскольку на практике всегда можно найти и аргументы против осуществления протекционистских мер: 1) государство может принять иные непротекционистские меры по поддержке стратегических отраслей экономики; 2) трудно определить ту грань, которая разделяет отрасли экономики на две группы: стратегические и нестратегические; 3) стремление обеспечить обороноспособность может привести к хозяйственной автаркии; 4) ограничение импорта может негативно сказаться на внутренней занятости, так как часть населения занята в сфере обслуживания импортных потоков; 5) ограничение импорта может негативно сказаться на экспорте, так как иностранные партнеры могут предпринять ответные меры. Помимо этого, посредством своего экспорта в страну, осуществляющую протекционистскую политику, они зарабатывают валюту этой страны. Это позволяет им делать закупки продукции в ней; 6) издержки диверсификации отраслевого производства могут быть значительно выше, чем потери от негативных конъюнктурных колебаний внешнего рынка при чрезмерной специализации; 7) бывает подчас весьма сложно определить в каком направлении должна осуществляться диверсификация; 8) поддержка ряда производств с целью осуществления диверсификации может отрицательно сказаться на внутренней конкуренции и предпринимательской активности. Возникает вопрос о том, сколько времени должна продолжаться протекционистская поддержка диверсификации, ведь технический прогресс не имеет границ; 9) то, что объявляется демпингом, на самом деле может быть следствием более высокой эффективности импортного производства; 10) от демпинга выигрывают потребители. В основе мотивов в пользу осуществления протекционистской политики лежат интересы различных отраслевых групп, которые стремятся получить для себя дополнительную выгоду и избежать иностранной конкуренции. Инструменты протекционистской политики: 1. Протекционистские пошлины. Если фискальные пошлины налагаются с целью пополнения доходной части бюджета, то протекционистские пошлины направлены на защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. 2. Импортные квоты, т.е. установление максимальных объемов товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. 3. Нетарифные барьеры: установление жесткой системы лицензирования, неоправданно высоких требований к стандарту качества продукции, сложностей в оформлении таможенных процедур и разного рода бюрократических запретов. 4. Экспортные и импортные субсидии. В случае предоставления экспортных субсидий (дотаций, льготного налогообложения и кредитования) государство способствует выравниванию различий в издержках производства неэффективных национальных и иностранных производителей по продукции, реализуемой за рубежом. В случае импортных субсидий государство способствует возмещению у неэффективных национальных производителей потерь, возникающих вследствие того, что их уровень издержек производства выше по отношению к рыночной цене, чем у иностранных поставщиков по продукции, реализуемой на внутреннем рынке. Применение различных инструментов протекционистской политики приводит к общим последствиям: - неэффективное размещение ресурсов внутри страны; - определенные потери для потребителей.
|