![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эластичность спроса и предложения. Потребительская корзина
Ценовая эластичность спроса рассчитывается по следующей формуле:
Функциональная зависимость между ценой и спросом является обратной. Это означает, что делимое будет иметь знак, противоположный знаку делителя. При делении положительной и отрицательной величины коэффициент ценовой эластичности спроса будет отрицательным. Интерпретация отрицательных коэффициентов ценовой эластичности доставляет большие трудности. Поэтому, ставя перед формулой знак минус, получаем положительные значения коэффициента эластичности. Можно также просто не учитывать знака минус и пользоваться абсолютными значениями. В экономическом анализе различают следующие типы эластичности:
При Совершенно эластичный спрос ( При малоэластичном спросе ( При высокоэластичном спросе ( В некоторых случаях ценовая эластичность спроса может равняться единице. Факторы, определяющие степень эластичности спроса на какой-либо товар: 1. Количество заменителей данного товара. Чем больше заменителей, тем выше эластичность спроса. 2. Удельный вес расходов, связанных с приобретением данного товара, в доходе потребителя. Чем больше место занимают эти расходы в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса. 3. Характер товара. Спрос на предметы первой необходимости менее эластичен, чем на предметы роскоши. 4. Устойчивость привычки потреблять данный товар. Чем прочнее эта привычка, тем больше времени требуется на то, чтобы заменить потребление другим товаром, и тем менее эластичен спрос. 5. Уровень цены. При высоких ценах реакция покупателя на изменение цены более высокая, чем при низких ценах. Перекрестная (смешанная) эластичность спроса показывает относительное изменение величины спроса на благо Х, вызванное относительным изменение цены блага У. Если коэффициент перекрестной эластичности положителен, тогда блага Х и У - субституты, если же он отрицателен, тогда блага Х и У взаимодополняют друг друга. Знание ценовой эластичности спроса имеет большое практическое значение для предпринимателя, устанавливающего цену на определенный товар или услугу. Каждый предприниматель стремится узнать, при каком уровне цены он достигнет максимальной выручки от продажи продукции. На первый взгляд может показаться, что увеличивая цену товара предприниматель достигает большей выручки. Это наступило бы тогда, когда рост цены не сопровождался падением спроса, т.е. когда предприниматель имел бы дело с нулевой эластичностью спроса. В действительности каждое изменение цены сопровождается определенным изменением спроса. Зная коэффициент ценовой эластичности спроса, предприниматель может рассчитывать, как повлияет изменение цены на валовую выручку (доход), т.е. поступления от реализации продукции. Предпринимателю выгодно повышать цену только тогда, когда ценовая эластичность спроса меньше единицы. Предприниматель заинтересован в том, чтобы реакция потребителя на рост цены была как можно слабее. С его точки зрения ситуация была бы идеальной, если бы Предпринимателю выгодно снижать цену тогда, когда ценовая эластичность спроса больше единицы. Чем сильнее реакция потребителя на снижение цены, тем больше может быть эффект возрастания валовой выручки. Рост или снижение валовой выручки не может быть решающим критерием рентабельности. Это предопределяется прибылью, а ее величина зависит не только от валовой выручки, но и от уровня издержек производства. Существенным фактором, влияющим на уровень и структуру потребительского спроса является величина дохода покупателя. Реакция спроса на изменение дохода характеризуется эластичностью спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу измеряется соотношением относительного изменения спроса на данное благо с относительным изменением дохода. Это выражается посредством следующей формулы:
Немецкий статистик Эрнст Энгел (1821-1896) первым осуществил исследования бюджетов семей рабочих, которые показали, что по мере роста среднего дохода на одного члена семьи растет не только общий спрос, но также изменяется его структура. Эти изменения отражают снижение относительных расходов на продовольствие и другие товары низшего качества и рост расходов на товары высшего качества (потребительские товары длительного пользования и т.д.). Эту общую закономерность изменений в структуре потребительского спроса населения в экономической литературе называют законом Энгла. Если Если Если 0< Если Эластичность предложения измеряется отношением относительного изменения величины предложения к относительному изменению цены поставляемого блага, что можно выразить формулой
D – абсолютное изменение величины предложения или цены;
Если 0< еs < 1, то говорят, что предложение мало эластично. Если еs> 1, тогда предложение высоко эластично. Если еs = 1, то это означает, что процент изменения предложения точно такой же, как и процент изменения цены. Если еs = 0, то предложение абсолютно неэластично. Эластичность предложения имеет решающее значение при объяснении того, в какой степени изменяется цена и величина предложения под влиянием изменения величины спроса. С целью установления структуры потребительских расходов осуществляются исследования семейных бюджетов и прежде всего потребительской корзины. Потребительская корзина - это выбор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, и его оценка в действующих ценах. Знание структуры потребительской корзины и происходящих в ней изменений необходимо для расчета показателя изменения стоимости жизни и изменения реальных доходов населения. Рассмотрим это на простом числовом примере, показывающем при неизменной структуре потребительской корзины (включающей в себя набор из шести продуктов) изменение ее стоимости:
Тот год, с которым сравнивают, называют базовым, а тот, с которым сопоставляют, называется отчетным. Индекс роста цен по потребительской корзине показывает, во сколько раз возросли цены в отчетном году по сравнению с базовыми. стоимостный набор товаров и услуг потребительской корзины отчетного года Ip = ____________________________________________ x 100% стоимостной набор товаров и услуг потребительской корзины базового года
Индекс прироста цен (инфляции) потребительской корзины показывает на сколько возросли цены в отчетном году по сравнению с базовым.
стоимостной набор стоимостной набор товаров и услуг отчет- - товаров и услуг ба- ного года зового года I прироста цен = -------------- -------------------------------------------------------- стоимостной набор товаров и услуг базового года
I прироста цен = (Ip-1)x100%, если Ip выражен не в процентах, а числовым коэффициентом. Если сравниваются два года, из которых ни один не является базовым, то индекс прироста цен в году А по сравнению с годом Б равен:
I прироста цен = Ip года А - Ip года Б х 100% Ip года Б В нашем примере Ip (348: 261)х 100% = 133% I прироста цен = (348-261): 261х100%=33% или I прироста цен = (1, 333-1) х 100% = 33% Индекс инфляции как прирост стоимости потребительской корзины может рассчитываться и как средневзвешенная прироста цен по отдельным группам расходов, а функцию весов выполняет удельный вес расходов.
I p = 0, 004х50+0, 11х50+0, 46х25+0, 17х33+0, 02х33+0, 19х40) = 33%
Если бы мы рассчитали средний прирост цен без учета удельных весов расходов, тогда получили бы, что прирост цен составил 38, 5% (сумма приростов цен, деленная на 6). Фактически же с учетом удельных весов расходов прирост цен составил 33%. Это существенная разница. Неприятие во внимание удельных весов расходов часто ведет к ошибочным выводам. Если цена на мясо возросла, предположим, на 25%, а другие цены остались неизменными, то это не значит, что потребительская корзина подорожала на 25%. Это было бы верным, если бы весь доход полностью расходовался на мясо. В данном же случае прирост стоимости потребительской корзины составил: 0, 46 х 25 х 0 = 11, 5% Для расчета индекса уровня реального дохода необходимо установление не только индекса роста цен по потребительской корзине, но и показателя уровня номинального дохода. Если, допустим, рост номинального дохода составил 1, 25 (т.е. на 25%), а рост цен потребительской корзины 1, 181, то индекс уровня реального дохода составил 1, 25: 1, 181 = 1, 058. В процентах это будет 105, 8%, т.е. прирост реального дохода составил 5, 8%. Несмотря на то, что номинальный доход возрос на 25%, реальный доход увеличился лишь на 5, 8%. Если же предположить, что индекс уровня номинального дохода составил 115%, то уровень реального дохода упал бы до уровня 97, 4%. Тогда бы имело место снижение реального дохода на 2, 6%. Показатель уровня реальных доходов имеет существенное значение для политики правительства, профсоюзов и для каждого субъекта рыночной экономики. Показатель уровня реальных доходов может быть основой позитивной или критической оценки экономической политики правительства. Следует иметь в виду, что при сопоставлении реальных доходов по разным странам (или по длительному промежутку времени) необходимо учитывать различия по структуре, перечню продукции, входящей в потребительскую корзину, качеству продукции, удельным весам расходов.
Тема 2: Предприятие как субъект рыночной экономики ПЛАН
|