Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Процесс изменения большинства сторон жизни и деятельности российского общества, обусловленный сменой общественного и государственного строя






Процесс изменения большинства сторон жизни и деятельности российского общества, обусловленный сменой общественного и государственного строя, реанимированием частной собственности, децентрализацией общества, реализацией принципов федерализма и другими факторами привел к осуществлению и правовой реформы. При этом значительные изменения, связаны и с нормотворческой деятельностью и его результатами. Ни для кого не секрет, что сегодня федеральное законотворчество переживают настоящий бум. Наблюдается создание новых отраслей права и отраслей законодательства. С 1990 г. было принято более тысячи законопроектов. При этом, тенденции, связанные с сокращением данного вида юридической деятельности не прослеживается, а наоборот факты свительствуют о расширении масштабов нормотворческого процесса.

Несмотря на то, что существенные изменения в российской государственности предъявляют современные требования к различным видам нормотворческого процесса действующее законодательство часто страдает такими пороками, как: коллизии, пробелы, нарушение законности, техническое несовершенство и т. п. Еще худшее положение наблюдается в региональном нормотворчестве. Так, по данным Министерства юстиции Российской Федерации в 19 из 21 республик-субъектов Федерации, были приняты конституционные акты, противоречащие Конституции Российской Федерации.

Много эмпирических проблем связано также с ведомственным нормотворчеством, так как ведомственные нормативные акты не всегда являются образцом законности, нередко они возлагают обязанности, как на органы государственной власти, государственных служащих, так и на граждан, что и создает определенные проблемы в сфере охраны и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Много вопросов связано с проблемой выбора форм ведомственных нормативных актов, так как они не закреплены федеральным законом и в различных федеральных органах исполнительной власти действуют свои правила подготовки ведомственных нормативных актов. Важной проблемой системы законодательства является правовая нестабильность, поскольку в отдельные ведомственные нормативные акты внесено большое количество различных изменений и дополнений. Естественно, что разобраться в них не под силу даже опытным юристам. В связи с этим Министерством юстиции Российской Федерации и другими федеральными министерствами проводится значительная работа по систематизации (консолидации, кодификации) ведомственных нормативных актов. Тем не менее, на сегодняшний день продолжают действовать ведомственные нормативные акты, не соответствующие нормам морали, современным общественным отношениям. Остается значительным объем ведомственных актов, противоречащих правилам, приемам и средствам законодательной техники, что приводит к серьезным правотворческим ошибкам, в результате чего нарушается весь процесс правообразования. Не на должном уровне находится и локальное нормотворчество. Зачастую корпоративные акты противоречат нормам и принципам Конституции и другим нормативным актам Российской Федерации. Масса вопросов связана и с нормотворческой деятельностью органов муниципальной власти. Это обусловлено, не только низким уровнем подготовки муниципальных служащих, но и федеративной природой современного государства, так как федеральные интересы порой расходятся с муниципальными проблемами. Фактом является недооценка значения органов местного самоуправления, их роли в регулировании местных отношений. В сфере муниципального нормотворчества просматриваются факты, говорящие о несогласованности федерального центра, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Столь нерадостные результаты говорят о том, что реформировать правовую систему реально, возможно только осуществляя государственную политику, направленную на законодательное упорядочение всех видов нормотворческого процесса. При этом осуществить, данные реформы возможно только при качественном повышении уровня правовой культуры всего корпуса государственных служащих. В связи с этим необходимо на юридических факультетах высших учебных заведений и на курсах повышения квалификации государственных служащих ввести учебный курс под названием " Нормография», тогда в своей работе нормодатели будут опираться на общие и ведомственные принципы нормотворчества, а также специальные требования, предъявляемые к нормативным актам. Субъектов нормотворчества и субъектов, обеспечивающих нормотворческий процесс необходимо готовить специально, на основе современных программ и методик.

Из этого следует, что если будет вводиться учебная дисциплина, то и подходы к ней должны быть научно обоснованными. Сегодня проблема теории нормотворчества уже явно выходит за пределы курса общей теории права и государства. В связи с этим автор этого пособия говорит о необходимости сосредоточения в рамках отдельной науки системы научно обоснованных знаний о нормотворчестве, которые и составят предмет самостоятельной науки – нормографии. Данная наука и естественно, учебная дисциплина, займет достойное место в системе юридических наук, поскольку, наподобие правовой герменевтики, правовой компаративистики и других прикладных наук будет носить вспомогательный характер по отношению как к общей теории права и государства, так и к отраслевым наукам (конституционному праву, административному праву, муниципальному праву, трудовому праву).

Настоящее пособие носит название «Введение в нормографию», в связи с этим оно не претендует на роль методических рекомендаций, применяемых при подготовке всех видов нормативных актов, так как не существуют клише законодательной техники приемлемые во всех ситуациях. Тем не менее, рассмотренные в данном пособии средства законодательной техники, требования, предъявляемых к проектам нормативных актов и основные способы изложения нормативных документов, несомненно, окажут существенную помощь депутатам федеральных, региональных, местных органов власти, должностным лицам, занимающимся подготовкой и принятием различных видов проектов нормативных актов, а также студентам, аспирантам, докторантам, преподавателям и всех, кто интересуется проблемами нормотворчества и юридической техники.

В приложении содержатся не абстрактные образцы документов, необходимые для внесения в законодательный орган вместе с федеральными законами, а реальный набор документов совместно с авторским проектом федерального закона «О нормотворческой деятельности и нормативных актах федеральных органов исполнительной власти». Принять такой видовой федеральный закон парламентариям, по мнению автора, необходимо одним пакетом с федеральным законом «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» и законом «О Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации».



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал