![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты эмпирического исследования с помощью опросников
«Детско-родительские отношения» (И.М. Марковская) и «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) Результаты опросников «Взаимодействие родитель – ребенок» и «Личностная агрессивность и конфликтность» были статистически обработаны. Была проведена проверка равенства дисперсии результатов опросников с использованием критерия Фишера (см. Приложение 4). Результаты позволили оценить особенности общения подростка с родителями в современных российских семьях.
Результаты опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» Анализ полученных данных (см. Приложение 5) позволил выявить показатели результатов по каждой шкале. Результаты представлены в таблице 1 и 2. Таблица 1 Результаты опросника «Взаимодействие родитель – ребенок. Вариант для родителей подростка»
Таблица 2 Результаты опросника «Взаимодействие родитель – ребенок. Вариант для подростков»
При проверке равенства дисперсии результатов опросников с использованием критерия Фишера было установлено, что достоверность различий между процентными долями результатов находится в зоне незначимости. Результаты имеют самые высокие показатели по одинаковых шкалам: «нетребовательность – требовательность», что свидетельствует о высоком уровне требовательности родителей к своим детям, о том, что родители ожидают ответственности от детей (79%); «мягкость – строгость», что говорит о суровости, строгости родителей, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях родителя с ребенком (73%); «автономность – контроль», что свидетельствует о жестком контроле родителей, проявляемый в мелочной опеке, навязчивости (70%); «отсутствие сотрудничества – сотрудничество», говорит том, что ребенок не включен в обсуждение вопросов с родителями, мнение ребенка не учитывается. Результаты свидетельствуют о том, что в российских семьях преобладает авторитарный стиль воспитания ребенка. Это может быть связано с тем, что разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых. Этот переход существует как процесс становления новых способов и приемов речевого воздействия подростка на взрослого. Старые способы постепенно вытесняются новыми, но они одновременно и сосуществуют. Это создает большие трудности и для взрослых, и для подростка. Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. Условие этого - отсутствие у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку. Однако ряд существенных моментов благоприятствует сохранению прежнего отношения, а именно: неизменность общественного положения подростка: он был и остается «учеником», «школьником»; его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателей; привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно (даже при сознании необходимости); сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно. Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Мнение ребенка не учитывается в принятие решений, однако родители требуют высокого уровня ответственности от ребенка. При демократическом стиле воспитания у подростка преобладают правильное, ответственное социальное поведение. Родители в таких семьях поощряют личную ответственность и самостоятельность детей. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают советы родителей. Родители требуют от подростков осмысленного поведения, чутко относясь к их запросам. Родители проявляют твердость в вопросах справедливости и ответственного социально поведения, тем самым формируя у подростка правильное направление моральных и социальных устоев личности. При попустительском стиле семейного воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Указаний родителей не выполняет. Подростки не способны учитывать мнения других, не готовы к ответственности. Не редко конфликтуют. Недостаток руководства со стороны родителей формирует неуверенность, а также склонность к вовлечению в антисоциальные группы. Психологические механизмы, необходимые, для ответственного, самостоятельного поведения у подростка не сформированы.
Результаты опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» Анализ результатов, полученных с помощью опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» (см. Приложение 6), позволил оценить степень агрессивности и конфликтности подростков в современных российских семьях. Для рассмотрения влияния стиля воспитания на особенности общения подростков, результаты были разделены на три таблицы, в зависимости от стиля воспитания в семье. Результаты представлены в таблице 3, 4 и 5.
Таблица 3
|