![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание методов эмпирического исследования
Существует большое количество методик, позволяющих описать картину взаимоотношений подростков с родителями. Однако, долгое время использовались методики, ориентированные только на родителя. Предполагалось, что именно родитель является объективным источником информации. Действительно, эти методики позволяют ответить на вопрос о том, как описывает детско-родительские отношения и свои воспитательные усилия сам родитель, однако они ничего не говорят напрямую о мнении ребенка. Рядом исследований, было доказано, что представления родителя и подростка достаточно часто не совпадают, причем с возрастом это расхождение становится все сильнее. Кроме того в случае расхождения представлений родителя и подростка, подросток оценивает отношения более строго. Стремление получить возможность строить более полную картину детско-родительских отношений привело психологов к активному поиску средств и методик, которые позволили бы прояснить, описать представления ребенка. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраст достаточно часто используются проективные методики, например методика Рене Жиля «Рисунок человека» [20]. При работе с подростками возрастает эффективность использования опросников. Одной из широко известных методик является «Взаимодействие взрослый-ребенок» (И.М.Марковская). Достоинствами этой методики является расширенное количество шкал, наличие детской и подростковой форм, а также наличие дополнительных друг по отношению к другу форм опросника для подростка и родителя. Для выявления склонности у подростков к агрессии и конфликтности использовался опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
Описание методики «Взаимодействие ребенок – родитель» (И.М. Марковская) Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (см. Приложение 1) является «зеркальным» и содержит две параллельные формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника: 1) Вариант для подростков и их родителей; 2) Вариант для родителей дошкольников и младших школьников. В нашем исследовании будут принимать участие подростки и их родители, соответственно, использовать будет только первый вариант. В опроснике представлены 10 шкал: 1 шкала. Нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка. 2 шкала. Мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. 3 шкала. Автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность. 4 шкала. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка. 5 шкала. Отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее. 6 шкала. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие между родителями и детьми сотрудничества как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. 7 шкала. Несогласие – согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье. 8 шкала. Непоследовательность – последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п. 9 шкала. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале. 10 шкала. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией. В каждой из двух методик необходимооценить степень согласия с предложенными утверждениями по 5-балльной системе: 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).
Описание методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности. Испытуемому предлагается ряд утверждений (см. Приложение 2). При согласии с утверждением он должен в карте опроса поставить знак «плюс» («да»), при несогласии — знак «минус» («нет»). Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: 1) Вспыльчивость 2) Наступательность 3) Обидчивость 4) Неуступчивость 5) Бескомпромиссность 6) Мстительность 7) Нетерпимость к мнению других 8) Подозрительность. За каждый ответ «да» или «нет» начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
|