Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические особенности подросткового возраста
Границы подросткового возраста совпадают с обучение детей в 5-8 классах и охватывают период от 11-12 до 14 -16 лет. Особая тональность отражена в других названиях: «переходный», «трудный», «критический», в них зафиксирована сложность происходящих процессов развития, связанных с переходом от одного периода жизни к другому. Современных подростков объединяет серьезная потребность в самостоятельности и независимости, которые не редко проявляются в оппозиционном поведении, игнорировании авторитетов. Этот период по праву называет себя «критическим» и, безусловно, имеет большое значение в жизни каждого человека. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления моральных и социальных установок личности. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. По мнению Л. С. Выготского, характеристику любого возраста следует начинать с «выяснения социальной ситуации развития, которая в первую очередь включает семейную ситуацию, формирующую личность ребенка» [10, с.349]. Наиболее фундаментальным трудом по психологии личности остается издание Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте», вышедшая в 1968г. Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного периода в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные стремления занять более самостоятельную и «взрослую» позицию в жизни. Однако в этом возрасте еще нет для достижения желаемого. Характеризую переходный возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода «ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к окружающему миру, а так же к самому себе; развиваются процессы самопознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает самостоятельную жизнь» [7, с.213]. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте выражается в особенном внимании к собственному «Я», основной формой которого является сравнение себя с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, что бы его больше не считали маленьким. Появляется представление о себе как о взрослом. Внешними проявлениями «взрослости» являются отношения подростков к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Подросток отстаивает свои взгляды, стремится к самостоятельному усвоению знаний. Появляется интерес к противоположному полу. Само же внутреннее чувство «взрослости» у подростка характеризуется появлением потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности, желании оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие окружающих. Кардинально меняется мотивационная сфера, которая отражает мировоззрение подростка, планы в будущем. Новая структура мотивов характеризуется системой подчинения общественно значимым и ставшим ценным для личности принципам. Теперь мотивы возникают на основе поставленной цели и сознательно принятого намерения. Как считала Божович, «изменения в мотивационной сфере являются главным новообразованием» [7, с.248]. В подростковом возрасте психические процессы приобретают личный характер. Л.С. Выготский в своем издании подчеркивал, что «человек сам осознает себя как известное единство». Формирование личности Л.С. Выготский связывает с развитием самосознания, что означает переход к новому принципу развития – к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. По его словам «функции вступили в новую связь через личность» [9, с.240]. Помимо ряда трудностей: дисгармония личности, внутренний кризис самооценки, отход от установившейся системы интересов, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Как подчеркивал Л.С. Выготский, у подростка созревают новые интересы, которые он назвал доминантами, а именно: «эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности; «доминанта дали» – установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него более приемлемы, чем текущие, сегодняшние; «доминанта усилия» – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве; «доминанта романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму [43, с.416]. Всем своим поведение школьник старается показать, что он «уже не ребенок» и требует «взрослого» отношения к себе. Однако дверь в мир взрослых не редко закрывают самые значимые люди в жизни подростка – родители. Мотивируя тем, что «ты еще слишком мал» и «какие в этом возрасте проблемы», они не стремятся понять внутреннего мира подростка. Одновременно подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости [38]. Школьник свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные компании, и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития: подросток - ровесник. Идеальная форма, т.е. то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Д.Б. Эльконин выделил и описал своеобразный морально-этический кодекс, присущий этому возрасту. Он включает в себя уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, верность в дружбе. Все эти нормы соответствуют чувству взрослости, возникающему у подростков [43]. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Внешние проявления поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой. Желание иметь верного, близкого друга перерастает в лихорадочную смену приятелей. Появляется способность моментально очаровываться и так же быстро разочаровываться в друзьях «на всю жизнь». Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Оно сопровождается поведением, которое характерно для школьника, желающего показать свою «взрослость»[35]. Подросток активно подражает внешним признакам взрослости – курение, употребление алкоголя и ненормативной лексики, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, использование косметики и украшений, использование кокетства, а так же способы отдыха и развлечении. Это наиболее легкие и примитивные способы достижение «взрослости», а так же – самые опасные, поскольку утрачиваются познавательные интересы, и складывается специфические жизненные ценности. Подростки равняются на «настоящих мужчин», где сила, смелость, выносливость, воля, верность в дружбе являются главными качествами. Такое поведение характерно для мальчиков, в обществе которого идеал мужественности является приоритетным. Не редко ребенок стремится сотрудничать с взрослым в различных видах деятельности, в роли помощника. Чаще это наблюдается в семьях, переживающих трудности, где подросток оказывается в положении взрослого. Многие стремятся овладеть разными умениями взрослых: готовить, шить, мастерить, строить. Подростковый возраст является наиболее благоприятным для начала подобного обучения. Поэтому психологи рекомендуют включать подростков в качестве помощников в соответствующие занятия взрослых [38]. У некоторых подростков появляется стремление что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Учение у таких школьников приобретает личный смысл и превращается в самообразование [13]. Подростковый период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. Возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находятся у взрослых людей.
|