![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Государственное автономное образовательное учреждениеСтр 1 из 13Следующая ⇒
Государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Кафедра психологии образования
Чернушкина Оксана Владимировна
Стилистические особенности общения подростков с родителями в современных российских семьях
Бакалаврская работа
Направление: «Педагогика и психология образования»; профиль: «Психология образования» (4курс, очная форма обучения)
Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………..……3 Глава I. Теоретические основы изучения общения подростков с родителями в современных российских семьях ………………………….…..6 1.1 Стилистические особенности процесса общения…………….…………..…6 1.2 Психологические особенности подросткового возраста………...…………..10 1.3 Особенности взаимоотношений подростка со взрослыми…………………..15 1.4 Стили родительского общения и воспитания в современных российских семьях……………………………………………………………………………….21 Глава II. Эмпирическое исследование стилистических особенностей общения подростков с родителями в современных российских семьях.............................................………………………………………...……….31 2.1 Описание методов и организация исследования……………………………..31 2.2 Результаты исследования с помощью опросников «Детско-родительские отношения» и «Личностная агрессивность и конфликтность»………………….41 2.3 Результаты исследования с помощью беседы с подростками в возрасте от 12 до 15 лет………………………………………………..……………….….……....49 Практические рекомендации …………………………………………...……….52 Заключение ….………………………………………………………………..…....54 Выводы…... ……………………………………………………………...……....…56 Список литературы ………………..………………………...……………………58 Приложение …………………………………………..…...……………………….62 Введение Актуальность темы. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней. Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, в том числе конфликты с родителями. А ведь ребенку необходим взрослый как опора, как ориентир в обретении социального опыта и освоении нравственных истин. В современном мире семья все больше уходит от признанных строгих функций, заданных обществом, приближаясь к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. В связи с тем, что эти изменения отражаются на внутрисемейных отношениях, можно считать исследование особенностей взаимоотношений подростков с родителями необходимым и важным для современной России. Методологические основы исследования – идея Л.И. Божович, в которой она подчеркивала, что общение подростков с родителями формируется под действием возникших потребностей и ограниченных возможностей подростка [7]. Цель исследования – выявить стилистические особенности общения подростков с родителями в современных российских семьях. Объект исследования – общение подростка с родителями в современных российских семьях. Предмет исследования – стилистические особенности общения подростка с родителями в современных российских семьях. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что в современных российских семьях существует тенденция преобладания авторитарного стиля воспитания, который формирует у подростков склонность к агрессивности и конфликтности в общении с родителями. Задачи работы: 1) Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме исследования. 2) Выявить особенности взаимоотношений подростков с родителями в современных российских семьях. 3) Разработать и реализовать методику исследования особенностей общения подростков с родителями в современных российских семьях. Методы исследования:
|