Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПредисловiеСтр 1 из 99Следующая ⇒
W св. преп. ФЕОДОР СТУДИТ ИСПОВЕДНИК. ЗАВЕЩАНИЕ ПРЕДИСЛОВIЕ Преподобный Ѳ еодоръ, игуменъ Студiйскiй, извѣ стенъ въ Исторiи Церковной, какъ великiй подвижникъ, какъ исповѣ дникъ Православной вѣ ры, и какъ наставникъ иночества. Родился онъ въ Константинополѣ въ 759 г, по Р. Х., отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей, въ царствованiе иконоборца Константина Копронима, и отъ юности проводилъ добродѣ тельную жизнь. Имѣ я отъ природы отличныя дарованiя, Пр. Ѳ еодоръ и внѣ шнее образованiе получилъ хорошее: былъ риторомъ и философомъ. Будучи двадцати двухъ лѣ тъ отъ рожденiя (781 г.), онъ оставилъ мiрскую жизнь, и вмѣ стѣ съ отцемъ по плоти и двумя братiями удалился на жительство въ Босцитъ, близъ Саккудiона, въ предѣ лахъ Византiйской области, мѣ сто лѣ систое и весьма удобное для пустынножительства, гдѣ впослѣ дствiи былъ основанъ и монастырь. Вмѣ стѣ съ ними поселился въ томъ же мѣ стѣ и дядя Ѳ еодора, Пр. Платонъ, бывшiй въ то время уже благоискуснымъ инокомъ. Подъ его руководствомъ Ѳ еодоръ усердно подвизался на поприщѣ монашескаго жительства. Молитва его была усердная и непрестанная, послушанiе къ наставнику всецѣ лое и безпрекословное, смиренiе глубокое, труды непрерывные, воздержанiе благоразумное. Вмѣ стѣ съ тѣ мъ Преподобный любилъ читать книги св. Писанiя и бесѣ ды св. Отцевъ, въ особенности же Василiя Великаго, и былъ строгимъ исполнителемъ монашескихъ его правилъ. Изъ послушанiя къ дядѣ своему Пр. Платону, онъ принялъ пресвитерство на 25-мъ году отъ рожденiя (784 г.), а на 35-мъ году, по волѣ того же Платона и по желанiю всѣ хъ братiй, принялъ настоятельство въ своемъ монастырѣ, и вмѣ стѣ съ симъ усугубилъ свои подвиги, уча всѣ хъ духовныхъ чадъ своихъ словомъ и дѣ ломъ. Онъ трижды вь недѣ лю говорилъ братiямъ поученiя съ церковной каѳ едры; и во все время своей жизни, при всѣ хъ даже неблагопрiятныхъ обстоятельствахъ, не нереставалъ ищущимъ душевной пользы преподавать письменно или устно свои наставленiя, исполненныя духовной мудрости и силы. Во время своего настоятельства Пр. Ѳ еодоръ между всѣ ми, современными ему св. Отцами отличался ревностiю и твердостiю въ правой вѣ рѣ и благочестiи. Нечестiе и неправовѣ рiе онъ обличалъ дерзновенно не только въ простыхъ людяхъ, но и въ самихъ царяхъ, за что трижды подвергался ссылкѣ. Въ первый разъ онъ сосланъ былъ въ Солунь за то, что обличилъ беззаконный бракъ Императора Константина Младшаго съ Ѳ еодотiею (795 г.); но въ царствованiе Ирины (797 г.) былъ возвращенъ въ свою обитель, и въ скоромъ времени, по случаю нашествiя Сарацинъ, переселился для безопасности въ Константинополь, въ обитель Студiйскую[1]. Здѣ сь, когда число учениковъ его очень умножилось (до 1000 человѣ къ), Пр. Ѳ еодоръ учредилъ особые роды монастырскихъ должностей: эконома, подъэконома и проч., и написалъ для своей обители уставъ церковнаго Богослуженiя и монастырскаго благочинiя: для всѣ хъ въ монастырѣ, отъ игумена до повара, подробно изложилъ правила, что должно дѣ лать, и чего не дѣ лать, и опредѣ лилъ наказанiя за всякiе, даже малые, проступки Уставъ Пр. Ѳ еодора Студита для насъ тѣ мъ замѣ чательнѣ е, что еще во времена Ѳ еодосiя Печерскаго введенъ былъ въ употребленiе во всѣ хъ православныхъ русскихъ обителяхъ; о чемъ въ житiи Пр. Ѳ еодосiя пишется такъ: «даде ему (Пр. Ѳ еодосiю) Богъ увѣ дати уставъ Студiйскiй, его же блаженный Ефремъ евнухъ, посѣ щающiй тогда святая оная мѣ ста, по ряду списавъ, принесе кь нему: еже написанiе преподобный Отецъ нашъ Ѳ еодосiй прiемь, нача во своемъ Печерскомъ монастырѣ вся строити по уставу святыя Студiйскiя обители. И потомъ начаша вси Россiйстiи монастыри чинъ совершенный, (каковагопрежде въ Россiи не бѣ), содержати, взирающе во всемъ на начало Печерскаго монастыря, и почитающе его первенствомъ»[2]. Во второй разъ Пр. Ѳ еодоръ былъ сосланъ въ заточенiе (809 г.) недалеко отъ Константинополя за то, что воспротивился намѣ ренiю Императора Пикифора ввести въ церковное общенiе пресвитера Iосифа, совершившаго незаконный бракъ надъ Константиномъ Младшимъ; но въ 811-му году опять былъ возвращенъ въ свою обитель. Въ третiй разъ онъ сосланъ былъ иконоборцемъ Львомъ Армяниномъ за ревность и твердость въ исповѣ данiи догмата о почитанiи св. иконъ, сначала въ крѣ пость Метопъ, недалеко отъ Константинополя (814 г.), а потомъ переведенъ въ Бонитъ, въ Анатолiю (815 г.), и наконецъ въ Смирнскую темницу (819 г.). Въ это послѣ днее изгнанiе Пр. Ѳ еодоръ столько претерпѣ лъ бiенiй и великихъ страданiй отъ голода и жажды, отъ холода и зноя, жестокихъ истязанiй и отъ всегдашняго пребыванiя въ душномъ и тѣ сномъ помѣ щенiи, что едва не умеръ. Но и въ такихъ крайнихъ обстоятельствахъ онъ не переставалъ укрѣ плять своимъ богодухновеннымъ ученiемъ содержимыхъ въ разныхъ мѣ стахъ епархiй отцевъ и братiй и духовныхъ чадъ своихъ, увѣ щевая, вразумляя и умоляя ихъ не отступать отъ исповѣ данiя Христова, и не унывать въ страданiяхъ за истину. По смерти Льва (820 г.), Пр. Ѳ еодоръ былъ возвращенъ изъ заточенiя. А такъ какъ иконоборческая ересь въ Константинополѣ не прекращалась, по равнодушiю къ православiю Михаила Травлiя, то Преподобный, не желая быть свидѣ телемъ народнаго несчастiя, не остался въ городѣ, а удалился въ такъ называемыя Крискентiевы мѣ ста, а потомъ перешелъ въ сосѣ днiй съ Акритомъ полуостровъ св. Трифона (823 г). Тамъ среди духовныхъ чадъ своихъ Пр. Ѳ еодоръ мирно почилъ о Господѣ въ 826-мъ году, на 68-мъ году своей жизни. Среди непрестанныхъ трудовъ и подвиговъ иноческихъ, настоятельскихь и исповѣ дническихъ Пр. Ѳ еодоръ написалъ много книгъ. Главныя изъ его творенiй слѣ дующiя: Уставъ, излагающiй порядокъ церковной службы всего года. Каноны и трипѣ снцы съ стихирами, включенные въ составъ постной трiоди. Слово догматическое о почитанiи св. и конъ; Посланiе къ Императору Ѳ еофилу и Письмо къ Пр. Платону, о томъ же. (Напечатаны въ 99-мъ томѣ Патрологiи Минья). Три слова, семь главъ, и другiя полемическiя разсужденiя, написанныя въ опровер ж енiе иконоборческой е реси. (Напечатаны тамъ же) Слова на пра з дники Господскiе, Богородичные, въ честь Предтечи и другихъ Святыхъ. (Нѣ которые изъ нихъ напечатаны тамъ же). Четыре главы о подвижнической жизни; Толкованiе на подвижническое правило Василiя Великаго. (Тамъ же). Пять книгъ Писемъ. (Двѣ книги, содержащiя 278 Писемъ, напечатаны Миньемъ въ его Патрологiи, а въ русскомъ переводѣ изданы въ Петербургѣ въ 1867-мъ году. Столько же писемъ остается неизданныхъ). Чиноположенiе Студiйской обит е ли; Правила о исповѣ данiи грѣ ховъ и епитимейныя. (Напечатаны въ Патрологiи Минья). И наконецъ Оглашенiя, или Монастырскiя Поученiя, и Завѣ щанiе. До насъ дошли два сборника этихъ поученiй: Большой Сборникъ Поученiя (ἡ Μ ε γ ά λ η Κ α τ η χ η τ ι ϰ ή), состоявшiй изъ 254-хъ поученiй, и Малый Сборникъ (ἡ Μ ι ϰ ρ ὰ Κ α τ ή χ η σ ι ς) изъ 135-ти поученiй. Еллиногреческiй подлинникъ ихъ остается до сихъ поръ неизданнымъ[3], за исключенiемъ четырехъ поученiй, напечатанныхъ у Минья на еллиногреческомъ языкѣ. Остальныя поученiя Пр. Ѳ еодора извѣ стны только по переводамъ: латинскому (въ Патрологiи Минья) и новогреческому, изданному въ Венецiи въ 1770 году. Заключающiяся въ семъ послѣ днемъ изданiи девяносто пять поученiй и завѣ щанiе Пр. Ѳ еодора Студита съ новогреческаго языка переведены на славянскiй языкъ знаменитымъ старцемъ, архимандритомъ Молдавскаго Нѣ мецкаго монастыря, Паисiемъ Величковскимъ[4]. Эти же девяносто пять поученiй издаются нынѣ в русскомъ переводѣ; при которомъ переводчики, за неимѣ нiемъ еллиногреческаго подлинника, держались новогреческаго перевода, принятаго на Востокѣ, въ греческихъ монастыряхъ во всеобщее употребленiе. Новогреческiй переводъ былъ нами тщательно сличаемъ съ славянскимъ переводомъ старца Паисiя; латинскимъ же переводомъ пользовались мы осторожно, въ немногихъ случаяхъ, гдѣ новогреческiй переводъ казался намъ теменъ и не вполнѣ удовлетворителенъ. Завѣ щанiе же Пр. Ѳ еодора и тѣ поученiя, которыя у Минья изданы въ еллиногреческомъ подлинникѣ, (по нашему изданiю 13-е, 57-е, 69-е и 95-е) съ этого подлинника нами и переведены. Вь славянскомъ переводѣ, въ началѣ книги, предъ первымъ поученiемъ сказано: «Чтутся (оглашенiя) по отпустѣ утрени, на концѣ перваго часа, по еже рещи молитву: Христѣ Свѣ те истинный. Таже глаголется тропарь святаго: Православiя Наставниче. Таже: Взбранной Воеводѣ, и отпустъ. Начинаются же честися отъ 15 Ноемврiя, иже есть первый день святыя четыредесятницы Христова Рождества». А предъ семьдесятъ четвертымъ поученiемъ сказано: «Въ началѣ индикта начинаются оглашенiя честися на всякъ день, до Честнаго и Животворящаго Креста, кромѣ праздника Богородична. По Честномъ же Крестѣ, до 14 Ноемврiя, по недѣ лямъ точiю. И совершившися до Завѣ та Святаго, паки начинагтся книга отъ 15-го Ноемврiя». По сему чину поученiя Пр. Ѳ еодора читаются въ Аѳ онскихъ монастыряхъ и до сего дня. Прилагаемое къ нашему изданiю изображенiе Пр. Ѳ еодора Студита, заимствовано изъ изданiя: Востокъ Христiанскiй. Виды и очерки къ путешествiямъ А. Порфирiя. Петербургъ. 1857 г. Память Пр. Ѳ еодора Студита празднуется св. Церковью 11-го Ноября. Оптина Пустынь. Января 19-го дня 1872 года.
|