Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О любви во Христѣ, и о томъ, чтобы быть тшательными во всѣхъ псалмопѣнiяхъ и службахъ церковныхъ.






Вожделѣ ннѣ йшiе мои чада, и братiя возлюбленные! Поелику я смиренный и ничтожный, недостойный быть вашимъ отцемъ, стараюсь, сколько могу, говорить вамъ о Боголюбезномъ спасенiи душъ вашихъ, то и вы отверзите слухъ вашъ, и послушайте ученiя Господняго; послушайте словъ моихъ, чтобы мнѣ не напрасно говорить вамъ, и не бросать сѣ мя, какъ на безплодную землю; иначе и мы ничего не пожнемъ, и вы останетесь безплодными, какъ земля недобрая, но произрастающая терноносныя страсти. Всѣ вы должны быть внимательны, и испытывать себя всегда, каждый часъ, а особенно въ день поученiя[9], потому что теперь время или нашего спасенiя, если захочемъ, или погибели; дни тщательности, жизнь плодоносная; путь ровный; потечемъ, постараемся благоугодить во всемъ Господу, потому что жизнь и смерть въ насъ самихъ.

Будемъ всегда помогать одинъ другому въ порученныхъ намъ послушанjяхъ. Спасенiе и мука въ дѣ лахъ рукъ вашихъ, въ благомъ вашемъ жительствѣ, въ чистой любви другъ къ другу; потому что гдѣ любовь, тамъ и союзъ мира, и всякое зло прогоняется; а гдѣ нѣ тъ любви, тамъ ненависть, дiаволъ, злословiе и прочiя страсти.

Будемъ соблюдатъ правила и постановленiя (монашескiя), и заповѣ ди Спасовы; будемъ жить по духовному закону, а не внѣ правилъ по своей волѣ ѣ сть и пить, проводитъ жизнь въ грѣ хахъ и беззаконно. Поэтому прiидите сюда всѣ, и будьте всѣ, какъ одна душа, одно сердце и одна воля, и да будетъ у насъ во всемъ благочинiе.

Итакъ, дайте мнѣ отвѣ тъ: какъ вы живете? какъ пребываете? какъ повинуетесь? По волѣ ли Господней, не желая ничего дѣ лать по страсти, и повинуясь такъ какъ бы вы исполняли повеленiя Самого Бога? Если же не такъ, то по истинѣ горе намъ, за ничтожное наслажденiе приготовляющимъ себѣ погибель. Теперь время бодрствованiя, время подвиговъ и понужденiя, — понужденiя до пролитiя крови, какъ на самомъ дѣ лѣ показал это одинъ изъ преподобныхъ отцевъ, который выплюнулъ на землю слюну свою окровавленною[10]. Итакъ, потребно намъ понужденiе, потому что нудящихся естъ царствiе небесное.

Итакъ понуждайте себя къ службамъ (церковнымъ), и какъ? Лишь только ударитъ било, всѣ вы вмѣ стѣ, какъ стадо, спѣ шите, будто позванные Ангеломъ, бесѣ довать съ Богомъ, служить Ему пѣ снопѣ нiемъ и воспринять дарованiя, нетлѣ нныя и временныя, но Божественныя и вѣ чныя, которыя оживотворяютъ души. Пришедши же, взывайте пѣ нiемъ, единогласно трубя славословiе Господу Богу. Во время каѳ измъ и чтенiй бодрствуйте всѣ. Псалмопѣ нiями и пѣ снями просвѣ щайтесь въ духовной радости; и такимъ образомъ будемъ пѣ ть съ усердiемъ, посрамляя дiавола; въ противномъ же случаѣ, очевидно мы радуемъ его. При этомъ будемъ внимательны къ молитвамъ, дабы чисто молясь Чистому Богу, болѣ е намъ просвѣ щаться, а не омрачаться.

По окончанiи службы будемъ выходить безмолвно; и одинъ пусть займется чтенiемъ[11], чтобы празднословiемъ не погубить прибытокъ, собранный отъ псалмопѣ нiя, и къ прочему прибытку пусть присовокупитъ и чтенiе. Другой, если хочетъ, пусть немного отдохнетъ на ложѣ своемъ; только и тамъ пусть оградитъ себя крестнымъ знаменiемъ, и возляжетъ чинно, поучаясъ въ псалмѣ, чтобы не подвергнуться искушенiю отъ лукаваго; ибо бѣ сы имѣ ютъ обычай, послѣ службы смущать наши души. Такъ какъ мы ратовали противъ нихъ молитвою во время службы, то они хотятъ злобно расточить то, что мы собрали добраго; для того помрачаютъ нашъ умъ, борютъ тѣ ло, изнемогшее уже отъ псалмопѣ нiя, наносятъ нечистыя помышленiя, и производятъ сосложенiя[12], а многократно и истеченiя. Лучше же поступаетъ тотъ, который воздерживается (отъ сна), поучается въ псалмѣ, или читаетъ Божественныя писанiя, и не ложится тотчасъ на постель свою, развѣ уже одолѣ етъ его сонъ; ибо онъ не подвергается искушенiю. А послѣ сего всѣ усердные неповинны, если и отдохнутъ, но только весьма мало; потому что какая необходимостъ, чтобы погибала мзда и чтобы зазирала насъ наша совѣ сть? Послѣ молитвы поспѣ шимъ на рукодѣ лiе наше, и будемъ молиться; чтобы весъ день провести въ добрыхъ дѣ лахъ; пусть каждый пойдетъ съ своему дѣ лу; а если потребуетъ надобность, то и всѣ вмѣ стѣ; и тамъ занимайтесь дѣ ломъ при пѣ нiи псалмовъ, съ молитвою, и благими размышленiями: будетъ ли то полезная работа, или воздѣ лыванiе винограда, или приготовленiе пищи, или другое какое-либо послушанiе, будемъ совершать оныя въ опредѣ ленные часы съ храненiемъ совѣ сти и съ пѣ нiемъ псалмовъ. Бесѣ да же ваша, какъ многократно я вамъ замѣ чалъ, если касается предметовъ тѣ лесныхъ, должна быть прилична; а если духовныхъ, то должна состоять въ разсужденiи о церковной службѣ и о другомъ какомъ либо исправленiи. Ревнуйте дарованiямъ одинъ другаго; ибо каждый имѣ етъ что-либо; а чего у него не достаетъ, то прiобрѣ таетъ чрезъ брата своего. Итакъ, каждый пустъ будетъ, какъ добрая трудолюбивая пчела, собирающая медъ съ цвѣ товъ.

Всѣ вы други мои, всѣ чада мои, всѣ возлюбленные: сердце мое, умъ, радость, радованiе, вѣ нецъ, похвала, сила, тѣ ло мое. Хотя я и недостоинъ говорить такiя слова, однако хочу, чтобы всѣ вы спаслисъ; всѣ хъ люблю, и всѣ мъ желаю преуспѣ янiя и благополучiя. Хотя самъ я и не чистъ, однако хочу, чтобы вы были чисты и возвысились. И уповаю на Господа Бога нашего, ради Котораго мы всѣ и собрались въ сiе мѣ сто, что вы и теперъ таковы, и будете таковыми по молитвамъ святаго отца нашего. Небрежность пусть исчезнетъ, лѣ ность прогонится; будемъ же имѣ ть теплую любовь къ Богу, и терпѣ нiе въ подвигахъ. И пусть ничто не удаляетъ насъ отъ любви къ Богу, ни постъ, ни бдѣ нiе, ни холодъ, ни жаръ, ни укоризны, ни скудость въ потребномъ; но все это будемъ считать второстепеннымъ, и всему предпочитать одно наше спасенiе.

Оставимъ злопамятностъ, и будемъ размышлять, что Богъ и Владыка претерпѣ лъ за насъ все, о чемъ мы говорили прежде, и прочее все горъкое и безчестное. А какое сравненiе раба съ Владыкою? Впрочемъ, такъ какъ Онъ благъ, то по Своей благости принимаетъ и малое наше произволенiе, и, по писанiю, находится близь терпящихъ Его (Псал. 144, 18), а также, и ищущихъ Его. Будемъ ударять, и Онъ отверзетъ намъ; будемъ неотступны, и Онъ намъ явится[13], и введетъ насъ въ радостъ Свою небесную, и въ нерукотворенный чертогъ небеснаго царствiя. Слабо и бѣ дно слово мое и житiе мое, и не въ силахъ я повѣ дать величiе Божiе и Его превосходящую къ намъ благостъ, и какъ Онъ прославитъ тѣ хъ, которые благоугодятъ Ему, и какъ будетъ вѣ чно мучить тѣ хъ, которые не хотѣ ли вѣ ровать въ Него. Говорю вамъ, и во свидѣ тели представляю небо и землю и Святыхъ Ангеловъ: не лѣ нитеся о спасенiи вашемъ; не преступайте ни единой, даже малой заповѣ ди, не ходите во тьмѣ неисповѣ данiя (помысловъ), не предавайтеся тайнояденiю, не увлекайтесъ грѣ ховнымъ услажденiемъ; не вносите въ души ваши меча, т, е., огня дерзости, ни даже (чрезъ прикосновенiе) къ членамъ вашимъ, потому что они уды Христовы и почтены честiю. Не злословьте другъ друга, непамятозлобствуйте, не завидуйте, не воздавайте зломъ на зло. Не ищите пророчества[14], не желайте преждевременно высшихъ сановъ, чтобы не смущалась чрезъ это мысль ваша, но исповѣ дуйте всѣ ваши помыслы, чтобы вамъ уврачеваться и исцѣ лѣ ть. Имѣ йте благопокорливость и послушанiе: въ этомъ состоитъ и священство, и литургiя, и освященiе. Многiе же священники, совершители таинствъ, святители, пророки и чудотворцы, можетъ быть, посланы будутъ въ безконечную муку: ибо мы слышимъ, какъ Господь говоритъ: мнози рекутъ Ми, яко не Твоимъ ли именемъ сотворихомъ то и то? И услышатъ, яко н е вѣ мъ васъ (Матѳ. 7, 22. 23). Идите отъ Мене проклятiи во огнь вѣ чный, уготованный дiаволу и аггеломъ его (Матѳ. 25, 41). Мой священникъ, мой учитель, мой богъ, — ибо даже и до сего дерзаетъ простираться слово, если мы съ разумомъ слышимъ сiе изреченiе: Азъ рѣ хъ, бозе есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6), есть тотъ, кто чисто исповѣ дуется предъ нашимъ смиренiемъ, кто смиренномудръ, кто держитъ себя ниже всякой твари, и тотъ, кто не ищетъ болѣ е того, что принялъ отъ нашего смиренiя, хоть бы это былъ Игнатiй. А разсуждать о монастырскихъ дѣ лахъ; или о томъ, что я одного поставилъ въ такомъ-то послушанiи, другаго въ иномъ, одному далъ такой санъ, другому же иной: это не на пользу вамъ, и сего быть не должно. Господь Богъ, изводящiй достойное отъ недостойнаго, возвышающiй отъ гноища нищаго, и дающiй смиреннымъ благодать и разумъ[15] да укрѣ питъ васъ, да умиротворитъ[16], и да даруетъ вамъ благое житiе, и да утвердитъ васъ во всемъ; въ дѣ ло совершенное и во исполненiе заповѣ дей Своихъ, во благоугожденiе Богу, въ подражанiе Ангеламъ, въ наследованiе небеснаго царства, чтобы всѣ мъ намъ вмѣ стѣ едиными устами въ безконечный денъ возсылать хвалу Богу, тамъ, гдѣ всѣ хъ веселящихся жилище и радованiе о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ. Съ Нимъ же Отцу слава, вмѣ стѣ со Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал