Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Какъ можно достигнуть того, чтобы безъ труда подвизаться въ деланiи добродеделей.
Братiя и Отцы! Добродѣ тель есть дѣ ланiе не перестающее и никогда не останавливающееся на одномъ мѣ стѣ, но простирающееся непрестанно впередъ. Она всегда едина, и всегда возводитъ ревнующихъ о ней болѣ е и болѣ е къ высшимъ мѣ рамъ совершенства. Посему и Апостолъ говоритъ: не знаю, принялъ ли я еще благодать, или позналъ, что есть конецъ добродѣ тели, но гоню аще и постигну, о немже и постиженъ быхъ и помилованъ отъ Христа Iисуса. И еще говоритъ: задняя убо добродѣ тели, т, е., что я исполнилъ, забывая, въ предняя же простираяся, со усердiемъ гоню, къ почести вышняго званiя Божiя о Христѣ Iисусѣ (Фил. 3, 12. 13. 14). Итакъ, доброе никогда не останавливается, какъ будто кто могъ совершить оное (достигнувъ конца его); ибо когда останавливается доброе, тогда начинается злое. Посему и мы, братiя, не будемъ отставать, ни останавливаться на пути добродѣ тели, но будемъ всегда удобоподвижны и юны усердiемъ, переходя отъ силы въ силу, дондеже достигнемъ въ мужа совершенна, въ мѣ ру возраста исполненiя Христова. А какъ и какимъ образомъ мы можемъ это исполнить? Если всякiй день и часъ будемъ проводить въ усердiи, т, е., насталъ часъ утрени, немедленно встанемъ отъ сна, и пойдемъ на молитву. Окончилась утреня: возмемся съ усердiемъ за свое рукодѣ лiе, и будемъ въ сердцѣ своемъ размышлять о Божественныхъ словесахъ, которыя были читаны, вмѣ стѣ работая и руками своими. Насталъ вечеръ: съ благодаренiемъ и умиленiемъ отойдемъ ко сну, совершивши напередъ правило свое въ безмолвiи съ колѣ нопреклоненiемъ, и тогда уснемъ; будемъ остерегаться и лукавыхъ мечтанiй. Такъ уготовляя себя, и такъ проводя дни и почи, мы будемъ исполнять то, о чемъ говоритъ Божественный Давидъ: день дни отрыгаетъ глаголъ, и нощь нощи возвѣ щаетъ разумъ (Псал. 18, 3). День да не проходитъ у насъ въ празднословiи, смѣ хѣ и лѣ ности, ни ночь въ помыслахъ похотныхъ и блудныхъ. Будемъ хранить не тѣ ло только, но и душу; ибо Господь хочетъ, чтобы она была чиста отъ лукавыхъ помысловъ. Желаемъ ли вожделѣ ннаго? Но что иное вожделѣ ннѣ е добродѣ тели, которой сладость вожделѣ ннѣ йшая и ненасытная? Любимъ ли красоту и благолѣ пiе? Но что прекраснѣ е Господа нашего Iисуса Христа, добротою Котораго всему сообщается красота и благолѣ пiе? Злыя же похоти напротивъ ожесточаютъ душу и терзаютъ ее несравненно лютѣ е дикихъ звѣ рей, такъ что онѣ составляютъ уже не сладость и радость, но мученiе и жизнь страдательную. Не прельщайтеся, говоритъ Писанiе, яко плоть и кровь царствiя Божiя наслѣ дите не могутъ, ниже тлѣ нiе нетлѣ нiя наслѣ дствуетъ (1 Кор. 15, 50). Какого человѣ ка плѣ нилъ грѣ хъ, и не обезчестилъ и не предалъ его смерти? Кого воспрiяла добродѣ тель, и не вознесла и прославила его въ мiрѣ? Оставимъ многихъ, скажемъ только о двухъ, объ Iосифѣ прекрасномъ и о первородномъ сынѣ Давидовомъ. Аммонъ за то, что соблудилъ съ сестрою своею, не былъ ли убитъ? Iосифъ же, за то, что возлюбилъ дѣ вство, не сдѣ лался ли царемъ Египта? Поистинѣ добродѣ тель вожделѣ нна и спасительна, а грѣ хъ золъ и ненавистенъ. Но мы люди подвергаемся великой прелести, и избираемъ лучше смерть, не жели жизнь, и любимъ тму болѣ е свѣ та, и тлѣ нiе болѣ е нетлѣ нiя. А что болѣ е сего можетъ быть достойно сожалѣ нiя? Нѣ которые говорятъ, что мы желаемъ любить добро, но не можемъ. Не желаемъ мы его, и потому не любимъ, и не поистинѣ его желаемъ, но ложно и притворно; потому что мы самовластны, и что хотимъ, то и творимъ. Но, какъ видно, грѣ ховный навыкъ отъ юности укрѣ пилъ въ насъ страсти; а потому и трудно становится намъ освободиться отъ нихъ. А что говоритъ Апостолъ? — Человѣ ческо глаголю за немощь плоти вашея. Яко же бо представисте уды ваша рабы нечистотѣ и беззаконiю въ беззаконiе; тако нынѣ представите уды ваша рабы правдѣ во святыню (Рим. 6, 19). Посему, братiя, потребно намъ съ терпѣ нiемъ и прошенiемъ толцать, и благiй нашъ Богъ безъ сомнѣ нiя отверзетъ намъ дверь, творя въ насъ благоугодное предъ собою, и подавая намъ вѣ чную жизнь о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.
|