Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конецъ.







[1] Студiйская обитель получила свое названiе отъ первоначальнаго своего основателя, патрицiя и консула Студiя (Stundius), прибывшаго изъ Рима въ Константинополь, около 459 г, по Р. Х.

[2] См. Четь-Минеи, мѣ сяца Маiя въ 3-й день, житiе Пр. Ѳ еодосiя Печерскаго.

[3] Въ Московской Патрiаршей Библiотекѣ хранятся 4 рукописныхъ сборника Огласительныхъ Поученiй при. Ѳ еодора Студита. См. Указатель для обозрѣ нiя Моcк. Патр. Ризн, и Библiотеки. Ч. 2-я, стр. 144. Москва, 1858 г.

[4] Переводъ Паисiя Величковскаго Огласительныхъ поученiй Пр. Ѳ еодора Студита изданъ былъ въ Москвѣ, въ 1853 году.

[5] Въ Слав. Богоутѣ шни, въ греч. ϑ ε ο π α ρ ἀ ϰ λ η τ α.

[6] По смыслу святоотеческихъ писанiй, клеветникомъ называетея тотъ, который, высказывая дѣ йствительное, высказываетъ недостатки и немощи ближняго по пристрастiю, или по зависти и памятозлобiю, или просто безъ надобности, кому не слѣ дуетъ.

[7] Въ Слав. да взыдемъ къ главной и не сумнительной (въ рук, несумнительной) добродѣ тели. Въ греч. ε ὶ ς τ ὴ ν ὁ μ α λ ή ν (гладкой, ровной) ϰ α ὶ ἀ τ ά ρ α χ ο ν ἀ ρ ε τ ὴ ν.

[8] Платона, дяди Ѳ еодора Студита по матери. Онъ постригъ св. Ѳ еодора въ монашество, и убѣ дилъ его принять настоятельство въ монастырѣ Саккудiонскомъ.

[9] Преподобный Ѳ еодоръ три раза въ недѣ лю говорилъ братiи поученiя съ каѳ едры церковной.

[10] Достопамят. Сказанiя о подв, св. и блаж. Отцевъ. Москва. 1846 г., стр. 49.

[11] По греч. μ ά ϑ η μ α, въ слав. ученiе. Кромѣ чтенiя книгъ разумѣ ется здѣ сь заучиванiе псалмовъ и под.

[12] Принятiе и сердечное услажденiе, тѣ мъ что представляютъ помыслы.

[13] Въ Слав. прiиметъ ны. Въ греч. ϑ ἑ λ ε ι μ ᾶ ς δ ε ι χ ϑ ῆ.

[14] По греч. π ρ ο ϕ η τ ε ί α ν. Можетъ быть это опечатка вмѣ сто π ρ ω τ ε ί α ν: не ищите первенства. Ибо здѣ сь до конца главы говорится не объ исканiи даровъ духовныхъ, а объ исканiи чести и первенства.

[15] По слав. даяй благодать смиреннымъ и разумнымъ. По греч. δ ί δ ε ι π χ ά ρ ι ν τ ο τ ς τ α π ε ι ν ο τ ς ϰ α ι σ ύ ν ε σ ι ν.

[16] прибавлено съ греч.

[17] «Сѣ мя твое духовное не оскудѣ етъ до конца вѣ ка». (Исторiя Прав, монашества на востокѣ. Москва. 1854 г, стр. 191).

[18] Въ Слав. невозможно ниже измѣ ненiе (да будетъ) или преложенiя осѣ ненiе. По греч. δ ὲ ν ε ἲ ν α ι τ ρ ὁ π ο ς ο ύ δ ὲ π α ρ α λ λ α γ ὴ ἢ τ ρ ο π ῇ ς ὰ π ο σ ϰ ί α σ μ α.

[19] Въ слав. абiе, въ греч. же ἐ ν ϑ ὲ ω ς, (а не ε ὐ ϑ ὲ ω ς).

[20] Племени Каафову поручены были на охраненiе священные сосуды, принадлежавшiе Ветхозавѣ тной скинiи, а потомки Мерари обязаны были носить ея столпы и другiя части. (См. Числ. 1 и 2).

[21] По греч. ἐ ρ γ α σ ί α. Это слово кромѣ внѣ шняго труда, работы, означаетъ и умно е дѣ ланiе.

[22] См. житiе Ѳ еодосiя Великаго 11-го января, и канонъ на сырную субботу, пѣ снь 2-я.

[23] Преи. Платона.

[24] Это говорится о такихъ братiяхъ, на которыхъ возлагалась обязанность смотрѣ ть за другими, и въ случаѣ надобности дѣ лать потребныя внушенiя.

[25] Дополнено съ Греч.

[26] Въ слав. вси помыслы; въ Греч. π ά ν τ ε ς σ ἳ λ ὸ γ ο ι.

[27] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99, стр. 688. Парижъ. 1860 г.

[28] Въ Новогреч, пер. ε ὐ ρ ὺ χ ω ρ ο ς (?); въ Еллиногреч. ἐ α ρ ι ν ό ς; в Слав. весеннее.

[29] Въ гору Антонiя прислали однажды вина; одинъ изъ пустынниковъ поднесъ Ав. Сисою двѣ чаши вина. Сисой выпилъ первую, принялъ и вторую. Но когда онъ предложилъ ему въ третiй разъ, Сисой не взялъ, сказавъ: «развѣ ты, братъ, не знаешь, что есть сатана. «Достоп. Сказанiя о подв, св. и бл. Отцевъ. Стр. 297.

[30] Дополнено съ Еллиногреч.

[31] Сынъ и преемникъ царя Никифора (803–811).

[32] Творенiя Василiя В. 5-я часть. Слово 3-е о подвижничестве, стр. 82. Москва. 1847 г.

[33] Полунощи востахъ исповѣ датися Тебѣ о судьбахъ правды Твоея.

[34] Достоп. Сказанiя о подвижничествѣ св. и блаж. Отцевъ. Москва. 1846 г. Стр. 272.

[35] Тамъ же стр. 67. 68.

[36] По греч. ὲ ϰ χ ύ σ ε ι ς.

[37] Въ Слав. подчревныя двизанiя.

[38] По греч. ϰ ο ρ ν ι α ϰ τ ι σ μ ὲ ν η ν. Въ слав. книгѣ: украшену; опечатка, вмѣ сто упрашену.

[39] Въ тогдашнее время, когда положено было ѣ сть однажды въ день, вкушали пищу въ 9-мъ часу (по древнему счету, а по настоящму, въ 3-мъ по полудни). Когда же ѣ ли дважды въ день, дозволялось вкушать пищу раньше.

[40] Смотри 1-е слово его «о подвижничествѣ».

[41] Здѣ сь, какъ и въ другихъ подобныхъ мѣ стахъ, разумѣ ется вино виноградное, которое въ южномъ климатѣ составляетъ существенную потребность. При томъ, какъ видно и изъ 9-го поученiя препод. Ѳ еодора въ монастыряхъ употреблялось большею частью вино новое, или вѣ рнѣ е недавно выжатый лозный сокъ, не имѣ ющiй винной крѣ пости.

[42] Св. Григорiй Синаитъ въ главахъ 120 и 121 выставляетъ пять степеней послушанiя: 1 отверженiе своей воли, 2 повиновенiе старшимъ, 3 послушанiе заповѣ дямъ Божiимъ, 4 смиренiе предъ всѣ ми, 5 любовь ко всѣ мъ. Также и блаженные Каллистъ и Игнатiй въ 15 гл, выставляютъ пять свойствъ послушанiя съ нѣ которымъ измѣ ненiемъ: 1 полная вѣ ра къ предстоятелю и наставннку, 2 истина, — истинствовать предъ нимъ въ словѣ и дѣ лѣ, 3 не исполнять ни въ чемъ своей воли, а стараться во всемъ отсѣ кать оную, 4 отнюдь не прекословить и не спорить, такъ какъ прекословiе и спорливость бываютъ отъ разсужденiя съ невѣ рiемъ и высокомудрiемъ, 5 совершенное и чистое исповѣ данiе грѣ ховъ и таинъ сердечныхъ. (То и другое во 2-й части Добротолюбiя).

[43] Смотри его «Предначертанiе подвижничества».

[44] Въ слав. тѣ лесе нашего.

[45] Съ Греч. τ η ς μ ε ρ ί δ ο ς ἐ ϰ ε ί ν ω ν.

[46] Въ греч. ϰ τ ί σ α σ ϑ ε, созидайте.

[47] Въ греч. прибав. π λ ῆ ϑ ο ς ψ η ρ ῶ ν.

[48] Допол, съ греч. и слав. рукоп.

[49] Въ греч. π α λ α ι σ τ ὰ ς (Псал. 38, ст. 4.) Въ слав. борительныя.

[50] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99-й. Парижъ. 1860 г. Стр. 552.

[51] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99-й. Парижъ. 1860 г, cтр. 641.

[52] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99-й. Парижъ. 1860 г, стр. 575.

[53] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99-й. Парижъ. 1860 г, cтр. 577.

[54] Въ Слав. разумъ милостивъ; въ греч. γ ν ω μ η ν ἐ λ ε ὴ μ ο ν α.

[55] См. Патрол. Минья. Том. 99, стр. 579.

[56] Плоскiй каменный кругъ, въ древнiя времена употреблявшiйся въ игрѣ.

[57] См. Патрол. Минья. Том. 99, cтр. 580.

[58] См. Патрол. Минья. Том. 99, cтр. 581.

[59] См. стихиры на стиховнѣ, во вторникъ первыя седмицы поста, на вечерни.

[60] См. Патрол. том. 99-й, стр. 582.

[61] См. Патрол. том. 99-й, стр. 584.

[62] Въ слав. духовными видѣ нiи.

[63] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 585.

[64] См. Патрол. том. 99-й, стр. 586.

[65] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 577.

[66] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 588.

[67] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 589.

[68] Въ греч. π ε ρ ι σ σ ὁ τ ε ρ ο ν ε ὐ λ α β η ϑ ὲ ν τ ε ς π α ρ ὰ ῷ ο β η ϑ ἐ ν τ ε ς. Въ Слав. рук. множае говѣ йни бывше, нежели устрашени.

[69] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 591.

[70] Въ греч. δ ε ϰ α τ ὲ σ σ α ρ ε ς ϕ α μ ε λ ί α ι ς — Въ слав. рук. четыренадесять домовъ.

[71] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 590.

[72] Сiе слово переведено съ еллиногреческаго подлинника. См. Патрол. т. 99. Стр. 592.

[73] Въ слав. О плотстѣ мъ смотрѣ нiи Господа нашего Iисуса Христа. Въ греч. π ε ρ ί τ ῆ ς ὲ ν σ ά ρ ϰ ο υ ς ο ί ϰ ο ν ο μ ί α ς.

[74] См. Патрол. т. 99. Стр. 597.

[75] См. Патрол. т. 99. Стр. 599.

[76] По Греч. μ ε λ έ τ η. Въ Лат. пер. mеditаtiо.

[77] См. Патрол. т. 99. Стр. 600.

[78] См. Патрол. т. 99. Стр. 646.

[79] См. Патрол. т. 99. Стр. 601.

[80] См. Патрол. т. 99. Стр. 604.

[81] См. Патрол. т. 99. Стр. 614.

[82] Въ Слав. рукоп. на полѣ: негли радость. Въ греч. χ ά ρ ι ν, вѣ роятно вмѣ сто χ α ρ ὰ ν.

[83] См. Патрологiю, том. 99, стр. 605.

[84] См. Патрологiю, том. 99, стр. 606.

[85] Переведено съ Еллино-Греческаго. Смотри Патрологiю, том. 99, стр. 709.

[86] Въ новогреч. дополнено: Св. Таинъ.

[87] Въ новогреч. дополнено: т. о. причаститесь всѣ.

[88] См. Патрологiю, том. 99, стр. 518.

[89] См. Патрологiю, том. 99, стр. 519.

[90] Въ Слав. враждебный.

[91] Это мѣ сто исправлено съ еллино-греческаго отрывка. См. Патрол. стр. 520.

[92] Въ Слав. вѣ тренное.

[93] См. Патрологiю, том. 99, стр. 535.

[94] См. Патрологiю, том. 99, стр. 540.

[95] Въ Греч. ϰ ο π ο λ ο γ ο ῦ σ ι ν, вмѣ сто, ϰ ο π ρ ο λ ο γ ο ῦ σ ι ν.

[96] См. Патрологiю, том. 99, стр. 574.

[97] См. Патрологiю, том. 99, стр. 542.

[98] Смотри чинъ постриженiя въ великiй ангельскiй образъ.

[99] См. Патрологiю, том. 99, стр. 629.

[100] См. Патрологiю, том. 99, стр. 630.

[101] См. Патрологiю, том. 99, стр. 631.

[102] Это мѣ сто исправлено по Латинскому переводу.

[103] См. Патрологiю, том. 99, стр. 543.

[104] Исправлено по Латинскому переводу.

[105] См. Патрологiю, том. 99, стр. 554.

[106] См. Патрологiю, том. 99, стр. 642.

[107] См. Патрологiю, том. 99, стр. 637.

[108] См. Патрологiю, том. 99, стр. 638.

[109] Исправлено по Латинскому переводу.

[110] См. Патрологiю, том. 99, стр. 561.

[111] См. Патрологiю, том. 99, стр. 571.

[112] См. Патрологiю, том. 99, стр. 665.

[113] Добавл. съ Латинск. inhaertat.

[114] См. Патрологiю, том. 99, стр. 680.

[115] Исправл. съ Латин.

[116] Переведено съ еллиногреч. См. Патрологiю, том. 99, стр. 672.

[117] Переведено съ еллиногреческаго. См. Патрологiи Минья томъ 99-й, стр. 1813–1824.

[118] Св. Софронiй, Патрiархъ Iерусалимскiй (какъ пишется въ ЧетьМинеи 11-го Марта) «собравъ у себе помѣ стный соборъ, прокля единовольниковъ (Моноѳ елитовъ) ересь, и писанми утвержденная на своемъ Соборѣ разосла всюду».

[119] Все житiе монашеское содержится въ трехъ главныхъ устроенiяхъ и образахъ подвига: или въ подвижническомъ уединенiи и отшельничествѣ, или въ томъ, чтобы безмолвствовать съ однимъ и много съ двумя; или наконенъ въ томъ, чтобы терпѣ ливо пребывать въ общежитiи (Св. Iоанна Лѣ ств. Слова 1, отд. 26).

[120] Въ Слав. пер. съ новогреч. аще есть мужескъ мескъ.

[121] Примечанiе. Позднѣ йшiе же отцы по причинѣ усиливающихся немощей человѣ ческихъ разсудили прежде постригать и въ малый образъ, т, е., въ мантiю, а еще позднѣ е стали давать и рясофоръ, чтобы человѣ къ постепенно обучался монашеской жизни, и такимъ образомъ приготовлялся къ принятiю великаго ангельскаго образа.

[122] По греч. ἀ σ μ ϕ α ν ω ς — несоявленно. Въ Лат. пер. citra mutuum aspectum, т, е., не глядя другъ на друга.

[123] По греч. ἀ δ ι ά ψ ε υ σ τ ο ν. По слав. несолганъ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал