Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конецъ.⇐ ПредыдущаяСтр 99 из 99
[1] Студiйская обитель получила свое названiе отъ первоначальнаго своего основателя, патрицiя и консула Студiя (Stundius), прибывшаго изъ Рима въ Константинополь, около 459 г, по Р. Х. [2] См. Четь-Минеи, мѣ сяца Маiя въ 3-й день, житiе Пр. Ѳ еодосiя Печерскаго. [3] Въ Московской Патрiаршей Библiотекѣ хранятся 4 рукописныхъ сборника Огласительныхъ Поученiй при. Ѳ еодора Студита. См. Указатель для обозрѣ нiя Моcк. Патр. Ризн, и Библiотеки. Ч. 2-я, стр. 144. Москва, 1858 г. [4] Переводъ Паисiя Величковскаго Огласительныхъ поученiй Пр. Ѳ еодора Студита изданъ былъ въ Москвѣ, въ 1853 году. [5] Въ Слав. Богоутѣ шни, въ греч. ϑ ε ο π α ρ ἀ ϰ λ η τ α. [6] По смыслу святоотеческихъ писанiй, клеветникомъ называетея тотъ, который, высказывая дѣ йствительное, высказываетъ недостатки и немощи ближняго по пристрастiю, или по зависти и памятозлобiю, или просто безъ надобности, кому не слѣ дуетъ. [7] Въ Слав. да взыдемъ къ главной и не сумнительной (въ рук, несумнительной) добродѣ тели. Въ греч. ε ὶ ς τ ὴ ν ὁ μ α λ ή ν (гладкой, ровной) ϰ α ὶ ἀ τ ά ρ α χ ο ν ἀ ρ ε τ ὴ ν. [8] Платона, дяди Ѳ еодора Студита по матери. Онъ постригъ св. Ѳ еодора въ монашество, и убѣ дилъ его принять настоятельство въ монастырѣ Саккудiонскомъ. [9] Преподобный Ѳ еодоръ три раза въ недѣ лю говорилъ братiи поученiя съ каѳ едры церковной. [10] Достопамят. Сказанiя о подв, св. и блаж. Отцевъ. Москва. 1846 г., стр. 49. [11] По греч. μ ά ϑ η μ α, въ слав. ученiе. Кромѣ чтенiя книгъ разумѣ ется здѣ сь заучиванiе псалмовъ и под. [12] Принятiе и сердечное услажденiе, тѣ мъ что представляютъ помыслы. [13] Въ Слав. прiиметъ ны. Въ греч. ϑ ἑ λ ε ι μ ᾶ ς δ ε ι χ ϑ ῆ. [14] По греч. π ρ ο ϕ η τ ε ί α ν. Можетъ быть это опечатка вмѣ сто π ρ ω τ ε ί α ν: не ищите первенства. Ибо здѣ сь до конца главы говорится не объ исканiи даровъ духовныхъ, а объ исканiи чести и первенства. [15] По слав. даяй благодать смиреннымъ и разумнымъ. По греч. δ ί δ ε ι π χ ά ρ ι ν τ ο τ ς τ α π ε ι ν ο τ ς ϰ α ι σ ύ ν ε σ ι ν. [16] прибавлено съ греч. [17] «Сѣ мя твое духовное не оскудѣ етъ до конца вѣ ка». (Исторiя Прав, монашества на востокѣ. Москва. 1854 г, стр. 191). [18] Въ Слав. невозможно ниже измѣ ненiе (да будетъ) или преложенiя осѣ ненiе. По греч. δ ὲ ν ε ἲ ν α ι τ ρ ὁ π ο ς ο ύ δ ὲ π α ρ α λ λ α γ ὴ ἢ τ ρ ο π ῇ ς ὰ π ο σ ϰ ί α σ μ α. [19] Въ слав. абiе, въ греч. же ἐ ν ϑ ὲ ω ς, (а не ε ὐ ϑ ὲ ω ς). [20] Племени Каафову поручены были на охраненiе священные сосуды, принадлежавшiе Ветхозавѣ тной скинiи, а потомки Мерари обязаны были носить ея столпы и другiя части. (См. Числ. 1 и 2). [21] По греч. ἐ ρ γ α σ ί α. Это слово кромѣ внѣ шняго труда, работы, означаетъ и умно е дѣ ланiе. [22] См. житiе Ѳ еодосiя Великаго 11-го января, и канонъ на сырную субботу, пѣ снь 2-я. [23] Преи. Платона. [24] Это говорится о такихъ братiяхъ, на которыхъ возлагалась обязанность смотрѣ ть за другими, и въ случаѣ надобности дѣ лать потребныя внушенiя. [25] Дополнено съ Греч. [26] Въ слав. вси помыслы; въ Греч. π ά ν τ ε ς σ ἳ λ ὸ γ ο ι. [27] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99, стр. 688. Парижъ. 1860 г. [28] Въ Новогреч, пер. ε ὐ ρ ὺ χ ω ρ ο ς (?); въ Еллиногреч. ἐ α ρ ι ν ό ς; в Слав. весеннее. [29] Въ гору Антонiя прислали однажды вина; одинъ изъ пустынниковъ поднесъ Ав. Сисою двѣ чаши вина. Сисой выпилъ первую, принялъ и вторую. Но когда онъ предложилъ ему въ третiй разъ, Сисой не взялъ, сказавъ: «развѣ ты, братъ, не знаешь, что есть сатана. «Достоп. Сказанiя о подв, св. и бл. Отцевъ. Стр. 297. [30] Дополнено съ Еллиногреч. [31] Сынъ и преемникъ царя Никифора (803–811). [32] Творенiя Василiя В. 5-я часть. Слово 3-е о подвижничестве, стр. 82. Москва. 1847 г. [33] Полунощи востахъ исповѣ датися Тебѣ о судьбахъ правды Твоея. [34] Достоп. Сказанiя о подвижничествѣ св. и блаж. Отцевъ. Москва. 1846 г. Стр. 272. [35] Тамъ же стр. 67. 68. [36] По греч. ὲ ϰ χ ύ σ ε ι ς. [37] Въ Слав. подчревныя двизанiя. [38] По греч. ϰ ο ρ ν ι α ϰ τ ι σ μ ὲ ν η ν. Въ слав. книгѣ: украшену; опечатка, вмѣ сто упрашену. [39] Въ тогдашнее время, когда положено было ѣ сть однажды въ день, вкушали пищу въ 9-мъ часу (по древнему счету, а по настоящму, въ 3-мъ по полудни). Когда же ѣ ли дважды въ день, дозволялось вкушать пищу раньше. [40] Смотри 1-е слово его «о подвижничествѣ». [41] Здѣ сь, какъ и въ другихъ подобныхъ мѣ стахъ, разумѣ ется вино виноградное, которое въ южномъ климатѣ составляетъ существенную потребность. При томъ, какъ видно и изъ 9-го поученiя препод. Ѳ еодора въ монастыряхъ употреблялось большею частью вино новое, или вѣ рнѣ е недавно выжатый лозный сокъ, не имѣ ющiй винной крѣ пости. [42] Св. Григорiй Синаитъ въ главахъ 120 и 121 выставляетъ пять степеней послушанiя: 1 отверженiе своей воли, 2 повиновенiе старшимъ, 3 послушанiе заповѣ дямъ Божiимъ, 4 смиренiе предъ всѣ ми, 5 любовь ко всѣ мъ. Также и блаженные Каллистъ и Игнатiй въ 15 гл, выставляютъ пять свойствъ послушанiя съ нѣ которымъ измѣ ненiемъ: 1 полная вѣ ра къ предстоятелю и наставннку, 2 истина, — истинствовать предъ нимъ въ словѣ и дѣ лѣ, 3 не исполнять ни въ чемъ своей воли, а стараться во всемъ отсѣ кать оную, 4 отнюдь не прекословить и не спорить, такъ какъ прекословiе и спорливость бываютъ отъ разсужденiя съ невѣ рiемъ и высокомудрiемъ, 5 совершенное и чистое исповѣ данiе грѣ ховъ и таинъ сердечныхъ. (То и другое во 2-й части Добротолюбiя). [43] Смотри его «Предначертанiе подвижничества». [44] Въ слав. тѣ лесе нашего. [45] Съ Греч. τ η ς μ ε ρ ί δ ο ς ἐ ϰ ε ί ν ω ν. [46] Въ греч. ϰ τ ί σ α σ ϑ ε, созидайте. [47] Въ греч. прибав. π λ ῆ ϑ ο ς ψ η ρ ῶ ν. [48] Допол, съ греч. и слав. рукоп. [49] Въ греч. π α λ α ι σ τ ὰ ς (Псал. 38, ст. 4.) Въ слав. борительныя. [50] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99-й. Парижъ. 1860 г. Стр. 552. [51] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99-й. Парижъ. 1860 г, cтр. 641. [52] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99-й. Парижъ. 1860 г, стр. 575. [53] См. Патрологiю Греческую, изданiе Минья. Томъ 99-й. Парижъ. 1860 г, cтр. 577. [54] Въ Слав. разумъ милостивъ; въ греч. γ ν ω μ η ν ἐ λ ε ὴ μ ο ν α. [55] См. Патрол. Минья. Том. 99, стр. 579. [56] Плоскiй каменный кругъ, въ древнiя времена употреблявшiйся въ игрѣ. [57] См. Патрол. Минья. Том. 99, cтр. 580. [58] См. Патрол. Минья. Том. 99, cтр. 581. [59] См. стихиры на стиховнѣ, во вторникъ первыя седмицы поста, на вечерни. [60] См. Патрол. том. 99-й, стр. 582. [61] См. Патрол. том. 99-й, стр. 584. [62] Въ слав. духовными видѣ нiи. [63] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 585. [64] См. Патрол. том. 99-й, стр. 586. [65] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 577. [66] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 588. [67] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 589. [68] Въ греч. π ε ρ ι σ σ ὁ τ ε ρ ο ν ε ὐ λ α β η ϑ ὲ ν τ ε ς π α ρ ὰ ῷ ο β η ϑ ἐ ν τ ε ς. Въ Слав. рук. множае говѣ йни бывше, нежели устрашени. [69] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 591. [70] Въ греч. δ ε ϰ α τ ὲ σ σ α ρ ε ς ϕ α μ ε λ ί α ι ς — Въ слав. рук. четыренадесять домовъ. [71] См. Патрол. том. 99-й, cтр. 590. [72] Сiе слово переведено съ еллиногреческаго подлинника. См. Патрол. т. 99. Стр. 592. [73] Въ слав. О плотстѣ мъ смотрѣ нiи Господа нашего Iисуса Христа. Въ греч. π ε ρ ί τ ῆ ς ὲ ν σ ά ρ ϰ ο υ ς ο ί ϰ ο ν ο μ ί α ς. [74] См. Патрол. т. 99. Стр. 597. [75] См. Патрол. т. 99. Стр. 599. [76] По Греч. μ ε λ έ τ η. Въ Лат. пер. mеditаtiо. [77] См. Патрол. т. 99. Стр. 600. [78] См. Патрол. т. 99. Стр. 646. [79] См. Патрол. т. 99. Стр. 601. [80] См. Патрол. т. 99. Стр. 604. [81] См. Патрол. т. 99. Стр. 614. [82] Въ Слав. рукоп. на полѣ: негли радость. Въ греч. χ ά ρ ι ν, вѣ роятно вмѣ сто χ α ρ ὰ ν. [83] См. Патрологiю, том. 99, стр. 605. [84] См. Патрологiю, том. 99, стр. 606. [85] Переведено съ Еллино-Греческаго. Смотри Патрологiю, том. 99, стр. 709. [86] Въ новогреч. дополнено: Св. Таинъ. [87] Въ новогреч. дополнено: т. о. причаститесь всѣ. [88] См. Патрологiю, том. 99, стр. 518. [89] См. Патрологiю, том. 99, стр. 519. [90] Въ Слав. враждебный. [91] Это мѣ сто исправлено съ еллино-греческаго отрывка. См. Патрол. стр. 520. [92] Въ Слав. вѣ тренное. [93] См. Патрологiю, том. 99, стр. 535. [94] См. Патрологiю, том. 99, стр. 540. [95] Въ Греч. ϰ ο π ο λ ο γ ο ῦ σ ι ν, вмѣ сто, ϰ ο π ρ ο λ ο γ ο ῦ σ ι ν. [96] См. Патрологiю, том. 99, стр. 574. [97] См. Патрологiю, том. 99, стр. 542. [98] Смотри чинъ постриженiя въ великiй ангельскiй образъ. [99] См. Патрологiю, том. 99, стр. 629. [100] См. Патрологiю, том. 99, стр. 630. [101] См. Патрологiю, том. 99, стр. 631. [102] Это мѣ сто исправлено по Латинскому переводу. [103] См. Патрологiю, том. 99, стр. 543. [104] Исправлено по Латинскому переводу. [105] См. Патрологiю, том. 99, стр. 554. [106] См. Патрологiю, том. 99, стр. 642. [107] См. Патрологiю, том. 99, стр. 637. [108] См. Патрологiю, том. 99, стр. 638. [109] Исправлено по Латинскому переводу. [110] См. Патрологiю, том. 99, стр. 561. [111] См. Патрологiю, том. 99, стр. 571. [112] См. Патрологiю, том. 99, стр. 665. [113] Добавл. съ Латинск. inhaertat. [114] См. Патрологiю, том. 99, стр. 680. [115] Исправл. съ Латин. [116] Переведено съ еллиногреч. См. Патрологiю, том. 99, стр. 672. [117] Переведено съ еллиногреческаго. См. Патрологiи Минья томъ 99-й, стр. 1813–1824. [118] Св. Софронiй, Патрiархъ Iерусалимскiй (какъ пишется въ ЧетьМинеи 11-го Марта) «собравъ у себе помѣ стный соборъ, прокля единовольниковъ (Моноѳ елитовъ) ересь, и писанми утвержденная на своемъ Соборѣ разосла всюду». [119] Все житiе монашеское содержится въ трехъ главныхъ устроенiяхъ и образахъ подвига: или въ подвижническомъ уединенiи и отшельничествѣ, или въ томъ, чтобы безмолвствовать съ однимъ и много съ двумя; или наконенъ въ томъ, чтобы терпѣ ливо пребывать въ общежитiи (Св. Iоанна Лѣ ств. Слова 1, отд. 26). [120] Въ Слав. пер. съ новогреч. аще есть мужескъ мескъ. [121] Примечанiе. Позднѣ йшiе же отцы по причинѣ усиливающихся немощей человѣ ческихъ разсудили прежде постригать и въ малый образъ, т, е., въ мантiю, а еще позднѣ е стали давать и рясофоръ, чтобы человѣ къ постепенно обучался монашеской жизни, и такимъ образомъ приготовлялся къ принятiю великаго ангельскаго образа. [122] По греч. ἀ σ μ ϕ α ν ω ς — несоявленно. Въ Лат. пер. citra mutuum aspectum, т, е., не глядя другъ на друга. [123] По греч. ἀ δ ι ά ψ ε υ σ τ ο ν. По слав. несолганъ.
|