![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный аспект программы
Тема 1. Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?». Знакомство со словами, обозначающими предметы. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем: «Школа», «Уроки», «Учебные принадлежности», «Домашние животные». Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов Kmo? И Что? Развитие слухового внимания, памяти. Развитие артикуляционной моторики. Формирование навыков работы в группе, положительной учебной мотивации. Зрительный ряд: предметные картинки, сюжетные картинки, натуральные предметы, игрушки, соответствующие лексическим темам, лото «Сказки», карточки с синей и зеленой полосой, картинка с изображением робота, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики. Звуковой ряд: звучащие игрушки. Возможные виды работы: ü фронтальная работа с сюжетными и предметными картинками; ü работа в парах; ü игра «Поможем Маше уложить портфель»; ü игра «Робот и конструкторы»; ü игра «Магазин»; ü ролевое моделирование ситуаций «Ученик утром пришел в класс», «Давай познакомимся». Межпредметные связи: русский язык — темы «Имя существительное», «Существительные одушевленые и неодушевленые». Тема 2. Единственное и множественное число имен существительных. Числительные один, одна. Формирование практических навыков словоизменения в рамках грамматической темы. Знакомство с числительными один, одна. Формирование умения соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна. Подбор существительных к числительных Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Учебные принадлежности», «Игрушки», «Домашние животные», «Части тела Развитие слухового внимания, памяти. Развитие артикуляционной моторики. Формирование навыков работы в группе, положительной учебной мотивации. Зрительный ряд: предметные картинки, сюжетные картинки, натуральные предметы, игрушки, соответствующие лексическим темам, лото «Сказки», карточки с синей и зеленой полосой, математическое лото, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики. Возможные виды работы: ü фронтальная работа с сюжетными и предметными картинками; ü работа в парах; ü называние слов по цепочке; ü игра «Скажи наоборот»; ü игра «Назови, не ошибись!»; ü игра «Расставь картинки»; ü игра «Кто больше назовет животных?»; ü ролевое моделирование ситуации «На уроке в лесной школе». Тема 3. Слова, обозначающие действия предметов. Знакомство со словами, обозначающими действия предметов. Образование слов-действий от звукоподражаний типа «мяу» — мяукает, «My» — мычит. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Домашние животные». Подбор слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия предметов. Развитие слухового внимания, памяти. Развитие артикуляционной моторики. Формирование навыков работы в группе, положительной учебной мотивации. Зрительный ряд: картинки с изображением домашних животных, паровозика и вагончиков, теремка; лото «Сказки», карточки с двумя полосками, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики, картинный план. Звуковой ряд: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково» В. Юровского, Г. Циферовой. Возможные виды работы: ü выполнение действий по инструкции и называние их; ü беседа о домашних животных; ü игра «Что мы делаем?»; ü игра «Кто как стучит?»; ü игра «Угадай, о ком речь»; ü сопоставление рассказов о животных с опорой на картинный план; ü игры на групповое сплочение. Межпредметные связи: русский язык — тема «Глагол».
Тема 4. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Знакомство с понятием «Предложение», обучение правильно составлению предложений из двух слов с опорой на графическую схему и без нее. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем «Дикие животные», «Детеныши животных». Развитие слухового внимания, памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук. Формирование навыков работы в группе, положительной учебной мотивации, внимания к языковым явлениям. Зрительный ряд: картинки «Незнайка», «Дикие животные», «Детеныши животных»; сюжетная картинка «Семья», сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосками, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики. Возможные виды работы: ü игра «Незнайка задает вопросы»; ü составление предложений по картинкам и схемам; ü составление схем предложений; ü составление рассказов о животных с опорой на картинный план и схемы предложений. ü игры на групповое сплочение. Межпредметные связи: русский язык— тема «Предложение». Тема 5. Согласование имени существительного и глагола в числе. | Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. Формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «На перемене», «В лесу». Развитие внимания к языковым явлениям, слухового восприятия, памяти, артикуляционной моторики, мелкой моторики кисти. Формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков. Зрительный ряд: картинки с изображением одного и нескольких! предметов типа «Стол — столы», «Карандаш — карандаши»; предметные и сюжетные картинки, соответствующие изучаемым лексическим темам; карточки для составления схем предложений. Звуковой ряд: музыка для релаксации. Возможные виды работы: ü составление и выкладывание схем простых предложений с опорой на картинки; ü игра «Неоконченные предложения»; ü игра «Угадай, о чем речь»; ü разучивание стихов с движениями (сопоставление единственного и множественного числа глаголов); ü ролевое моделирование ситуации «На уроке»; ü упражнения на снятие мышечных зажимов, групповое сплочение. Тема 6. Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде. Образование глаголов прошедшего времени. Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. Формирование практических навыков правильного употребления глаголов прошедшего времени единственного числа. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Части суток», «Режим дня», «Семья». Развитие внимания к языковым явлениям, фонематического восприятия, подвижности органов артикуляционного аппарата. Формирование интереса к занятиям, коммуникативных навыков. Зрительный ряд: картинки с изображением мальчика и девочки, выполняющих одни и те же действия; сюжетные картинки «Части суток»; «Режим дня»; картинки из серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики. Возможные виды работы: ü называние действий по показу, по представлениям; ü игра «Спроси правильно»; ü работа в тетрадях; ü стихи с движениями типа «Маша шла, шла, шла...», «Миша шел, шел, шел...»; ü составление предложений по сюжетным картинкам «Части суток», «Режим дня», «Семья». ü игра «Назови, не ошибись». Темы 7, 8. Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, материалу. Распространение простого предложения определением. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе. Однородные определения. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов. Подбор признаков к предметам. Образование относительных прилагательных от существительных. Формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе. Совершенствование навыков словообразования. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Овощи» «Фрукты», «Одежда». Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Развитие речевой произвольности и коммуникативных навыков. Зрительный ряд: натуральные предметы, муляжи, предметные сюжетные картинки, соответствующие лексическим темам; картинный план; карточки для составления схем предложений. Звуковой ряд: музыка для релаксации. Возможные виды работы: ü фронтальная работа с предметами, муляжами, картинный план; ü работа в парах; ü лото «Поможем Оле»; ü игра «Угадай, о чем речь?»; ü игра «Лучший садовник (огородник); ü игра «Ателье»; ü игра «Магазин»; ü упражнения на снятие мышечных зажимов, групповое сплочение. Межпредметные связи: русский язык — тема «Имя прилагательное». Тема 9. Местоимения мой, моя. Согласование местоимений и существительных в роде. Подбор существительных к местоимениям. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Семья», «Игрушки», «Учебные принадлежности». Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью. Формирование групповой сплоченности, положительной учебной мотивации. Зрительный ряд: фотографии или рисунки своей семьи; различные игрушки, предметные картинки, соответствующие лексическим темам; куклы для кукольного театра; картинки из серии «Звукознайка». Звуковой ряд: песня «Дождик» А. Островского, В. Осеевой. Возможные виды работы: ü рассказ о своей семье по рисунку или фотографии; ü игра «Разложи игрушки на две коробки»; ü игра «Магазин»; ü разучивание стихотворений с местоимениями «мой», «моя», сопровождаемых движениями; ü игры на групповое сплочение. Тема 10. Местоимения чей, чья. Согласование местоимений и существительных. Подбор существительных к местоимению. Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений «чей», «чья», «мой», «моя». Образование притяжательных прилагательных. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Учебные принадлежности», «Одежда», «Животные», «Части тела». Формирование практических навыков правильного употребления местоимений. Развитие фонематического восприятия, зрительной и слуховой памяти, навыков эффективного общения. Зрительный ряд: игрушки, предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексическим темам; детские рисунки «Мое любимое животное»; картинки из серии «Звукознайка». Возможные виды работы: ü фронтальная работа с наглядно-дидактическим материалом; ü игра «Найди хозяина»; ü игра «Чей нос, чей хвост?»; ü игра «Новогодние превращения»; ü ролевое моделирование ситуаций «Потерянная игрушка», «В зоопарке». Тема 11. Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов. Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование винительного, родительного, дательного и творительного падежей имен существительных. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм имен существительных без предлогов. Падежные формы имени прилагательного. Формирование навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в падеже. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Птицы», «Продукты питания», «Профессии». Развитие фонематического восприятия, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, навыков эффективного общения. Зрительный ряд: игрушки, предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексическим темам; лото «Сказки»; карточки для составления схем предложений; картинки из серии «Звукознайка Возможные виды работы: ü беседа с использованием падежных вопросов «Кто?», «Что?», «Чего?», «Кому? Чему?», «Кем? Чем?»; ü составление и распространение предложений с опорой на картинки, выкладывание схем предложений; ü игры: «Поймай и назови» (винительный падеж), «Волшебный лес», «Магазин»; ü игры: «Кого нет в ряду?» (родительный падеж), «Закрытый стакан», «Кого испугался Незнайка?», «Отгадай желание». ü игры «Найди хозяина» (дательный падеж), «Сделай подарок»; ü игры «Новогодние превращения» (творительный падеж), «Город мастеров», «Гостеприимный хозяин»; ü ролевое моделирование ситуаций «Волшебный лес», «Город мастеров», «В гостях»; ü игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения. Межпредметные связи: русский язык — тема «Падеж имени существительного».
Тема 12. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги в, на, с, со, из, по, к, от, у. Последовательный пересказ опорой на картинки и схемы. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану. Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям, опорным словам. Выделение предлогов из словосочетаний и предложений. Распространение простого двусоставного предложения дополнением, обстоятельством, определением. Формирование практических навыков предложного управления. Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картинок, с опорой на картинный план, по представлению. Составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, картинному плану. Зрительный ряд: предметные картинки серии «Мебель», «Посуда», «Дом и его части», «Транспорт»; сюжетные картинки, по которым можно составить словосочетания или предложения с предлогом; картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предлога. Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз. Возможные виды работы: ü выполнение действий по инструкции; ü составление и распространение предложений, выкладывание их схем; ü игра «Куда спрятались игрушки?»; ü игра «Маленькие слова»; ü игра «День рождения»; ü игра «Подарки»; ü игра «У кого что есть?»; ü игра «Маша-растеряша»; ü ролевое моделирование ситуаций: «В городе», «В волшебном лесу», «В гостях», «Мы — артисты». Межпредметные связи: русский язык — тема «Предлог», «Падеж имени существительного». Тема 13. Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера. Закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов. Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательно-повествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям. Зрительный ряд: карточки для составления схем предложений картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предлога; сюжетные картинки из серии «Времена года», «В лесу», «На огороде», «В саду». Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз. Возможные виды работы: ü повторение игр или их элементов из предыдущей темы; ü составление пересказов текстов; ü составление рассказов по картинкам, по представлениям; ü ролевое моделирование ситуаций «Экскурсия в лес», «Собираем урожай». Темы 14, 15: Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме. Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без). Составление собственных связных высказываний описательно-повествовательного характера по демонстрируемому действию, картинкам, представлению. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи, навыков самоконтроля, речевой произвольности. Зрительный ряд: сюжетные картинки «Семья», «Кот-задира», «Два брата», «Щенок Бимка»; серии сюжетных картинок «Петя и волки», «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Страшный зверь», «Это я виноват». Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз. Возможные виды работы: ü составление рассказа по демонстрируемому действию; ü составление рассказа по сюжетной картинке, серии картинок, представлению; ü продолжение или восстановление рассказа с опорой на картинки и без; ü ролевое моделирование ситуаций «Дежурные», «На уроке», «У врача», «День рождения».
|