Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель Т. Н. Глэдвина и В. Терпстра
Системный подход к описанию культуры используется также в модели Т. Н. Глэдвина и Б. Терпстра для описания среды, в которой функционирует международный бизнес (рис. 2.1). В рассматриваемой модели культура представляется как восемь взаимодействующих и взаимозависимых блоков: язык, религиозные и философские взгляды, ценности и установки, право, образование, политика, технология и материальная культура, социальная организация.
Технология и материальная культура
• Транспортная система
• Энергетическая
система
• Предметы и средства труда
• Коммуникации
• Урбанизация
• Наука
• Изобретательство
| | Социальная организация
• Родство
• Социальные институты
• Структуры власти
• Группы интересов
• Социальная мобильность
• Социальная стратификация
• Статусные системы
| | Образование
• Формальное образование
• Неформальное образование
• Начальное образование
• Среднее образование
• Высшее образование
• Уровень грамотности
• Планирование человеческих ресурсов
| | Политика
• Национализм
• Суверенитет
• Империализм
• Власть
• Национальные интересы
• Идеология
• Политический риск
| | Право
• Обычное (неписаное) право
• Кодифицированное право
• Иностранное право
• Отечественное право
• Антимонопольная политика
• Международное право
• Подзаконные акты
| | Ценности и установки по отношению к
• Времени
• Достижениям
• Работе
• Богатству
• Изменениям
• Научному методу
• Риску
| | Религиозные и философские взгляды
• Священные области
• Философские системы
• Верования и нормы
• Молитвы
• Табу
• Праздники
• Ритуалы
| | Язык
• Разговорный язык
• Письменный язык
• Официальный язык
• Лингвистический плюрализм
• Иерархия языков
• Международные языки
• Язык средств массовой информации
| |
Рис. 2.1. Структура культурного окружения международного бизнеса
Структурированность каждого блока стала методической основой для описания особенностей информирования инвесторов в развитых странах. Достоинством такого подхода является обеспечение известной инвариантности описания, что позволяет сравнивать условия в разных странах и принимать деловые решения. Начиная с 70-х гг. прошлого века такую работу проводят многие консалтинговые компании, специализирующиеся в сфере международного бизнеса. Разумеется, набор разделов варьирует от компании к компании. Это определяется теоретическими представлениями, положенными в основу описания. Например, особенностью модели Глэдвина и Терпстра является отсутствие блока «искусство», обычно включающего в себя такие сферы, как театр, музыка, литература, изобразительное искусство и т. п. С другой стороны, блок «технология и материальная культура», как правило, включается в экономический анализ ситуации. Последнее соответствует приведенному нами ранее узкому определению культуры как совокупности ценностей и норм, характерных для данного сообщества людей.
|