Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страновый анализ и менеджмент






Глава 8. Менеджмент США......................................................................................194

8.1. Экономико-географическая характеристика............................................................ 194

Особенности экономического развития США..........................................................195

Регулирование рынка труда в США...........................................................................208

8.2. Теория менеджмента США.........................................................................................209

Научный менеджмент..................................................................................................209

Концепция человеческих ресурсов............................................................................211

Бихевиористический (поведенческий) научный подход.........................................213

8.3. Теория конкурентоспособности наций М. Портера.................................................219

Контрольные вопросы................................................................................................228

Литература...................................................................................................................229

Примечания..................................................................................................................229

Глава 9. Менеджмент в Европе.............................................................................. 231

9.1. Модели экономического развития и роль государства

в экономике стран Европейского союза....................................................................231

9.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе......................................236

Группировка стран Европы по культурным параметрам: страновые

кластеры........................................................................................................................241

Классификация европейских систем менеджмента по Лессему

и Нойбауэру..................................................................................................................242

 

 

Типы организационной культуры: классификация Тромпенаарса.......................244

Стили менеджмента и типы культуры, характерные для высшего

звена управления.......................................................................................................245

9.3. Концепция евроменеджмента..................................................................................246

Критика концепции евроменеджмента...................................................................250

9.4. Профиль евроменеджера..........................................................................................252

Контрольные вопросы..............................................................................................253

Литература..................................................................................................................254

Примечания.................................................................................................................254

Глава 10. Немецкая модель менеджмента.......................................................257

10.1. Общая характеристика экономики Германии........................................................257

Послевоенный период: становление социального рыночного хозяйства

и экономическая конкуренция Западной и Восточной Германии.........................258

Актуальные проблемы немецкой модели социального рыночного

хозяйства......................................................................................................................262

Уроки немецкой модели развития............................................................................265

10.2. Немецкая деловая культура и стиль управления....................................................267

10.3. Модель менеджмента................................................................................................275

Особенности немецкой модели менеджмента.........................................................276

Возможности переноса немецких управленческих технологий

в другие страны...........................................................................................................280

Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении

менеджеров...................................................................................................................284

Контрольные вопросы.................................................................................................286

Литература....................................................................................................................287

Примечания..................................................................................................................288

Глава 11. Французская модель менеджмента.................................................290

11.1. Экономика Франции..................................................................................................291

Особенности макроэкономической модели развития Франции.............................292

11.2. Французская модель менеджмента...........................................................................295

Особенности французской деловой культуры.........................................................297

Подготовка управленческих кадров во Франции....................................................298

Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров...........299

Статус менеджера........................................................................................................300

Профили французских менеджеров и управленческая карьера.............................300

Стиль управления и коммуникация во французской организации........................301

Лидерство и французская организация.....................................................................303

Принятие решений......................................................................................................304

Контрольные вопросы................................................................................................308

Литература...................................................................................................................308

Примечания.................................................................................................................308

Глава 12. Менеджмент в Великобритании......................................................310

12.1. Общая характеристика страны...............................................................................310

 

 

Примечания..............................................................................................................381

Глава 16. Экономические стратегии Норвегии............................................382

16.1. Общая характеристика Норвегии...........................................................................382

16.2. Специфические черты конкурентоспособности Норвегии..................................384

16.3. Перспективы сотрудничества..................................................................................392

Контрольные вопросы............................................................................................395

Литература...............................................................................................................395

Примечания.............................................................................................................396

Глава 17. Японская модель менеджмента.......................................................397

17.1. Экономико-географическая характеристика

и национальная специфика развития....................................................................397

17.2. Особенности послевоенного развития Японии....................................................400

Модель развития японской экономики................................................................404

17.3. Информационные технологии в Японии..............................................................409

17.4. Японская модель менеджмента..............................................................................410

Характерные признаки и особенности японской системы управления............413

Роль менеджеров в японской системе управления.............................................417

Возможности использования японской модели менеджмента

в других странах.....................................................................................................419

Управление в зарубежных подразделениях японских МНК:

столкновение национальных деловых культур...................................................420

Новые тенденции в эволюции японского менеджмента....................................421

17.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX - XXI в в.

и кризис японской модели экономики и управления........................................422

Контрольные вопросы..........................................................................................429

Литература..............................................................................................................430

Примечания............................................................................................................431

Глава 18. Менеджмент Кореи..............................................................................433

18.1. Общая характеристика экономики Республики Корея.......................................433

18.2. Корейский менеджмент.........................................................................................439

Корейская модель менеджмента: влияние японской

управленческой практики.....................................................................................440

Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре................................442

Современная корейская модель менеджмента...................................................445

Контрольные вопросы..........................................................................................448

Литература.............................................................................................................449

Примечания............................................................................................................450

Глава 19. Китайский менеджмент.....................................................................451

19.1. Обшая характеристика...........................................................................................451

Модель экономического развития КНР..............................................................452

Оценка эффективности китайской модели экономики.....................................457

 

19.2. Китайский менеджмент........................................................................................459

Особенности китайской деловой культуры..........................................................459

Роль guanxi в управленческой и деловой практике..............................................460

Семейное предпринимательство и семейный менеджмент................................460

Государственные предприятия и менеджмент.....................................................464

Профиль китайского менеджера............................................................................466

Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления. 467

Обучение за рубежом...............................................................................................469

Роль зарубежной китайской диаспоры...................................................................469

Тенденции в развитии китайской модели менеджмента......................................470

Контрольные вопросы..............................................................................................471

Литература.................................................................................................................472

Примечания...............................................................................................................473

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX сто­летия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, приобретает все больший вес и влияние.

По весьма точному определению М. Кастельса, «глобальная экономика — это экономи­ка, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты». Д. Бодди и Р. Пэйтон оценивают глобализацию как процесс возрастания значе­ний международных трансакций компании в сравнении с внутренними, а также как тен­денцию уменьшения значения государственных границ как барьеров на пути потоков то­варов и услуг.

Следовательно, глобализация движима в первую очередь экономическими причи­нами. Вывод продукции за национальные рамки осуществляется с целью приближения производства к источникам сырья и рынкам сбыта товаров, снижения издержек произ­водства и трансакционных расходов, приближения к рынкам продаж, сферы предоставле­ния услуг послереализационного сервиса, для освоения новых секторов и сегментов мирового рынка ради расширения бизнеса и получения более высоких результатов хозяй­ственной деятельности.

Процесс глобализации является объективной закономерностью, не зависящей от воли и действий отдельных людей, правительств и государств. В основе глобализации лежит интернационализация воспроизводственного процесса в масштабе мировой экономики, который с целью оптимизации затрат и получения максимальной прибыли ломает нацио­нальные барьеры и становится интернациональным.

Новая фаза деловой активности характеризуется и ускоряющимися темпами роста пря­мых иностранных инвестиций, и увеличением объемов внутрифирменной торговли. На­ряду с основными производствами создаются сборочные предприятия в разных странах, усложняются системы поставок транснациональных корпораций в результате поглоще­ний, организуются совместные предприятия, используются и другие формы взаимодей­ствия.

Нарастающие процессы глобализации неразрывно связаны с развитием экономики пе­редовых индустриальных стран. Она способствовала и рождению новых индустриально развитых стран, в первую очередь в Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Гон­конг), а также стран, успешно приближающихся к этой стадии.

Успешное развитие глобализации напрямую взаимосвязано с информационно-комму­никационной революцией конца XX столетия. Только благодаря технологическим воз­можностям в области средств информации и коммуникаций удалось реализовать главную организационно-управленческую задачу этого феномена — работу единой системы в режиме реального времени в международных масштабах.

Глобализация и рост информационной экономики заставляют по-новому взглянуть на соотношение конвергентных и дивергентных факторов в развитии человечества начала XXI в. С одной стороны, как писал около двадцати лет назад Т. Левит, мы являемся свиде­телями процесса конвергенции, все более усиливающейся общности различных частей мира. Возникают глобальные рынки стандартизированных потребительских товаров с го­могенизированной структурой предпочтений и потребителей. Достоянием прошлого ста-

 

новятся многие различные, свойственные той или иной культуре предпочтения, нацио­нальные вкусы и стандарты, а также бизнес-институты.

Однако вопреки прогнозам глобализация не приводит к стиранию культурных разли­чий, скорее, наоборот, она усиливает национальное и культурное разнообразие в совре­менном мире, являющееся основой разнообразия национальных моделей менеджмента. Если бы все рынки стали глобальными, то мир менеджеров, как пишут Р. Абделал и Р. Тедлоу, стал бы скучным, ибо речь шла бы о единственной стратегии управления и одной универсальной модели менеджмента, пригодной для этих рынков.

Наблюдается культурная и национальная дифференциация общества, проявляющаяся в межцивилизационных, межконфессиональных и межэтнических конфликтах. Плода­ми глобализации и информационно-коммуникационных технологий пользуются в основ­ном развитые страны, прежде всего США, усиливая свое технологическое, экономическое, политическое, идеологическое и культурное влияние на остальной мир. Проявления гло­бализации в виде «макдональдизации» общественных отношений наталкиваются на стремление сохранить и отстоять культурную самобытность.

Вместе с тем становится очевидно, что учет культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлече­ны фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-институциональное разнообра­зие вполне может способствовать достижению корпоративных целей.

Таким образом, общие тенденции глобализации экономики и развития информацион­ных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов культуры в обеспече­нии конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ на­циональных моделей менеджмента.

В новом издании учебника прежде всего рассматриваются вопросы структуры, основ­ного содержания и постановки основных проблем дисциплины " Сравнительный менедж­мент", методологии сравнительного подхода, проблемы сравнительного менеджмента в России. Большое внимание уделяется культурному аспекту сравнительного менеджмен­та, включая конструктивные определения понятий, основные положения универсального и культурно-кластерного подходов к анализу феномена культуры, общий обзор основных теорий культуры, оценку их как базис понимания специфики «национального» в управле­нии транснациональными компаниями.

В книге анализируются модели интерпретации национальной культуры Г. Хофстеде, полихронные и монохронные культуры, культурные переменные Ф. Тромпенаарса, кластеры культур, конвергенция и дивергенция деловых национальных культур в эпоху глобализа­ции. Рассматриваются также особенности национальных культур и стили руководства, анализируются модели управления, факторы формирования стилей руководства и при­нятия решений.

В новом издании учебника последовательно излагаются различные подходы институ­циональной теории и их влияние на сравнительный менеджмент. В двух новых главах, освященных этой проблеме, формулируются основные положения современного инсти туционализма, рассматривается институциональная среда международной компании, возможности различных форм взаимодействия национальных и международных институтов, институциональные и социальные факторы трансформации экономики в России. В главе «Становление и развитие институциональной теории» системно изложены взгляды осно­вателей этой школы: Торстена Веблена, Джона Коммонса, Уэсли Митчелла, Йозефа Шумпетера, а также новые теории современных выдающихся ученых: Джона Гэлбрейта, Рональда Коуза, Дугласа Норта, Дэниела Белла и Элвина Тоффлера.

Серьезное внимание уделяется вопросам управления мотивацией в сравнительном ме неджменте, представлен анализ существующих теорий мотивации, оцениваются пути разрешения мотивационных проблем сравнительного менеджмента, вопросы мотивационной

 

 

дифференциации в мультинациональном коллективе, влияние культурно-странового аспекта на мотивационные изменения, практика стимулирования труда в различных странах.

В разделе, посвященном коммуникациям в сравнительном менеджменте, рассмотрены сущность и структурные составляющие коммуникации, интерактивная модель коммуни­кации, межкультурная коммуникация, вопросы национальной стереотипизации и этно­центризма, стили коммуникации и коммуникационные потоки, коммуникация и языко­вые барьеры, невербальная коммуникация, управление межкультурной коммуникацией и роль менеджера мультинационального коллектива как «коммуникатора».

В учебнике подробно рассматриваются вопросы, связанные с развитием национальных моделей менеджмента, проблемы «интернационализации» современного менеджмента: мифы и реальности сложного сочетания дивергентных и конвергентных процессов.

Авторы посчитали целесообразным рассмотреть европейские проблемы менеджмента на «национальном» и «мультинациональном» уровнях в отдельной главе, включив в нее модели экономического развития и роль государства в экономике стран ЕС, концепцию евроменеджмента, проблемы управления «между крайностями», характерные черты орга­низационных культур в Европе.

Предваряя изложение особенностей национальных моделей менеджмента разных стран, мы посчитали необходимым включить краткие экономико-географические харак­теристики и дать оценку специфике их развития. В книге рассмотрены национальные модели менеджмента ряда ведущих и наиболее продвинутых в этой области стран мира: США, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Норве­гии, Японии, Китая, Южной Кореи.

Большое место, отведенное авторами учебника северным странам Европы, не случай­но, ибо эти страны — ближайшие соседи России и их большой позитивный опыт в области международного стратегического менеджмента особенно интересен и полезен для разви­вающейся рыночной экономики нашей страны.

Данная книга является первым российским учебником по дисциплине «Сравнитель­ный менеджмент».

Учебник написан авторским коллективом кафедры международного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в составе: заслуженный деятель науки, д. э. н., профессор С. Э. Пивоваров (общая редакция, преди­словие, гл. 1, 2, 4, 5, 8-12, 14-16); к. э. н., доцент А. В. Бутуханов (предисловие, гл. 1, 7-12, 14, 17-19); д. э. н., профессор И. А. Максимцев (гл. 13-16); к. э. н., доцент И. С. Пивоваров (гл. 4, 5, 15, 16); д. э. н., -профессор А. И. Погорлецкий (гл. 8-14, 17-19); к. э. н., доцент Н. В. Трифонова (гл. 6, 19); к. э. н., доцент М. 3. Эпштейн (гл. 2, 3).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал