Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Страновый анализ и менеджмент
Глава 8. Менеджмент США......................................................................................194 8.1. Экономико-географическая характеристика............................................................ 194 Особенности экономического развития США..........................................................195 Регулирование рынка труда в США...........................................................................208 8.2. Теория менеджмента США.........................................................................................209 Научный менеджмент..................................................................................................209 Концепция человеческих ресурсов............................................................................211 Бихевиористический (поведенческий) научный подход.........................................213 8.3. Теория конкурентоспособности наций М. Портера.................................................219 Контрольные вопросы................................................................................................228 Литература...................................................................................................................229 Примечания..................................................................................................................229 Глава 9. Менеджмент в Европе.............................................................................. 231 9.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза....................................................................231 9.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе......................................236 Группировка стран Европы по культурным параметрам: страновые кластеры........................................................................................................................241 Классификация европейских систем менеджмента по Лессему и Нойбауэру..................................................................................................................242
Типы организационной культуры: классификация Тромпенаарса.......................244 Стили менеджмента и типы культуры, характерные для высшего звена управления.......................................................................................................245 9.3. Концепция евроменеджмента..................................................................................246 Критика концепции евроменеджмента...................................................................250 9.4. Профиль евроменеджера..........................................................................................252 Контрольные вопросы..............................................................................................253 Литература..................................................................................................................254 Примечания.................................................................................................................254 Глава 10. Немецкая модель менеджмента.......................................................257 10.1. Общая характеристика экономики Германии........................................................257 Послевоенный период: становление социального рыночного хозяйства и экономическая конкуренция Западной и Восточной Германии.........................258 Актуальные проблемы немецкой модели социального рыночного хозяйства......................................................................................................................262 Уроки немецкой модели развития............................................................................265 10.2. Немецкая деловая культура и стиль управления....................................................267 10.3. Модель менеджмента................................................................................................275 Особенности немецкой модели менеджмента.........................................................276 Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны...........................................................................................................280 Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров...................................................................................................................284 Контрольные вопросы.................................................................................................286 Литература....................................................................................................................287 Примечания..................................................................................................................288 Глава 11. Французская модель менеджмента.................................................290 11.1. Экономика Франции..................................................................................................291 Особенности макроэкономической модели развития Франции.............................292 11.2. Французская модель менеджмента...........................................................................295 Особенности французской деловой культуры.........................................................297 Подготовка управленческих кадров во Франции....................................................298 Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров...........299 Статус менеджера........................................................................................................300 Профили французских менеджеров и управленческая карьера.............................300 Стиль управления и коммуникация во французской организации........................301 Лидерство и французская организация.....................................................................303 Принятие решений......................................................................................................304 Контрольные вопросы................................................................................................308 Литература...................................................................................................................308 Примечания.................................................................................................................308 Глава 12. Менеджмент в Великобритании......................................................310 12.1. Общая характеристика страны...............................................................................310
Примечания..............................................................................................................381 Глава 16. Экономические стратегии Норвегии............................................382 16.1. Общая характеристика Норвегии...........................................................................382 16.2. Специфические черты конкурентоспособности Норвегии..................................384 16.3. Перспективы сотрудничества..................................................................................392 Контрольные вопросы............................................................................................395 Литература...............................................................................................................395 Примечания.............................................................................................................396 Глава 17. Японская модель менеджмента.......................................................397 17.1. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития....................................................................397 17.2. Особенности послевоенного развития Японии....................................................400 Модель развития японской экономики................................................................404 17.3. Информационные технологии в Японии..............................................................409 17.4. Японская модель менеджмента..............................................................................410 Характерные признаки и особенности японской системы управления............413 Роль менеджеров в японской системе управления.............................................417 Возможности использования японской модели менеджмента в других странах.....................................................................................................419 Управление в зарубежных подразделениях японских МНК: столкновение национальных деловых культур...................................................420 Новые тенденции в эволюции японского менеджмента....................................421 17.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX - XXI в в. и кризис японской модели экономики и управления........................................422 Контрольные вопросы..........................................................................................429 Литература..............................................................................................................430 Примечания............................................................................................................431 Глава 18. Менеджмент Кореи..............................................................................433 18.1. Общая характеристика экономики Республики Корея.......................................433 18.2. Корейский менеджмент.........................................................................................439 Корейская модель менеджмента: влияние японской управленческой практики.....................................................................................440 Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре................................442 Современная корейская модель менеджмента...................................................445 Контрольные вопросы..........................................................................................448 Литература.............................................................................................................449 Примечания............................................................................................................450 Глава 19. Китайский менеджмент.....................................................................451 19.1. Обшая характеристика...........................................................................................451 Модель экономического развития КНР..............................................................452 Оценка эффективности китайской модели экономики.....................................457
19.2. Китайский менеджмент........................................................................................459 Особенности китайской деловой культуры..........................................................459 Роль guanxi в управленческой и деловой практике..............................................460 Семейное предпринимательство и семейный менеджмент................................460 Государственные предприятия и менеджмент.....................................................464 Профиль китайского менеджера............................................................................466 Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления. 467 Обучение за рубежом...............................................................................................469 Роль зарубежной китайской диаспоры...................................................................469 Тенденции в развитии китайской модели менеджмента......................................470 Контрольные вопросы..............................................................................................471 Литература.................................................................................................................472 Примечания...............................................................................................................473
ПРЕДИСЛОВИЕ Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX столетия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, приобретает все больший вес и влияние. По весьма точному определению М. Кастельса, «глобальная экономика — это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты». Д. Бодди и Р. Пэйтон оценивают глобализацию как процесс возрастания значений международных трансакций компании в сравнении с внутренними, а также как тенденцию уменьшения значения государственных границ как барьеров на пути потоков товаров и услуг. Следовательно, глобализация движима в первую очередь экономическими причинами. Вывод продукции за национальные рамки осуществляется с целью приближения производства к источникам сырья и рынкам сбыта товаров, снижения издержек производства и трансакционных расходов, приближения к рынкам продаж, сферы предоставления услуг послереализационного сервиса, для освоения новых секторов и сегментов мирового рынка ради расширения бизнеса и получения более высоких результатов хозяйственной деятельности. Процесс глобализации является объективной закономерностью, не зависящей от воли и действий отдельных людей, правительств и государств. В основе глобализации лежит интернационализация воспроизводственного процесса в масштабе мировой экономики, который с целью оптимизации затрат и получения максимальной прибыли ломает национальные барьеры и становится интернациональным. Новая фаза деловой активности характеризуется и ускоряющимися темпами роста прямых иностранных инвестиций, и увеличением объемов внутрифирменной торговли. Наряду с основными производствами создаются сборочные предприятия в разных странах, усложняются системы поставок транснациональных корпораций в результате поглощений, организуются совместные предприятия, используются и другие формы взаимодействия. Нарастающие процессы глобализации неразрывно связаны с развитием экономики передовых индустриальных стран. Она способствовала и рождению новых индустриально развитых стран, в первую очередь в Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг), а также стран, успешно приближающихся к этой стадии. Успешное развитие глобализации напрямую взаимосвязано с информационно-коммуникационной революцией конца XX столетия. Только благодаря технологическим возможностям в области средств информации и коммуникаций удалось реализовать главную организационно-управленческую задачу этого феномена — работу единой системы в режиме реального времени в международных масштабах. Глобализация и рост информационной экономики заставляют по-новому взглянуть на соотношение конвергентных и дивергентных факторов в развитии человечества начала XXI в. С одной стороны, как писал около двадцати лет назад Т. Левит, мы являемся свидетелями процесса конвергенции, все более усиливающейся общности различных частей мира. Возникают глобальные рынки стандартизированных потребительских товаров с гомогенизированной структурой предпочтений и потребителей. Достоянием прошлого ста-
новятся многие различные, свойственные той или иной культуре предпочтения, национальные вкусы и стандарты, а также бизнес-институты. Однако вопреки прогнозам глобализация не приводит к стиранию культурных различий, скорее, наоборот, она усиливает национальное и культурное разнообразие в современном мире, являющееся основой разнообразия национальных моделей менеджмента. Если бы все рынки стали глобальными, то мир менеджеров, как пишут Р. Абделал и Р. Тедлоу, стал бы скучным, ибо речь шла бы о единственной стратегии управления и одной универсальной модели менеджмента, пригодной для этих рынков. Наблюдается культурная и национальная дифференциация общества, проявляющаяся в межцивилизационных, межконфессиональных и межэтнических конфликтах. Плодами глобализации и информационно-коммуникационных технологий пользуются в основном развитые страны, прежде всего США, усиливая свое технологическое, экономическое, политическое, идеологическое и культурное влияние на остальной мир. Проявления глобализации в виде «макдональдизации» общественных отношений наталкиваются на стремление сохранить и отстоять культурную самобытность. Вместе с тем становится очевидно, что учет культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлечены фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-институциональное разнообразие вполне может способствовать достижению корпоративных целей. Таким образом, общие тенденции глобализации экономики и развития информационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов культуры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ национальных моделей менеджмента. В новом издании учебника прежде всего рассматриваются вопросы структуры, основного содержания и постановки основных проблем дисциплины " Сравнительный менеджмент", методологии сравнительного подхода, проблемы сравнительного менеджмента в России. Большое внимание уделяется культурному аспекту сравнительного менеджмента, включая конструктивные определения понятий, основные положения универсального и культурно-кластерного подходов к анализу феномена культуры, общий обзор основных теорий культуры, оценку их как базис понимания специфики «национального» в управлении транснациональными компаниями. В книге анализируются модели интерпретации национальной культуры Г. Хофстеде, полихронные и монохронные культуры, культурные переменные Ф. Тромпенаарса, кластеры культур, конвергенция и дивергенция деловых национальных культур в эпоху глобализации. Рассматриваются также особенности национальных культур и стили руководства, анализируются модели управления, факторы формирования стилей руководства и принятия решений. В новом издании учебника последовательно излагаются различные подходы институциональной теории и их влияние на сравнительный менеджмент. В двух новых главах, освященных этой проблеме, формулируются основные положения современного инсти туционализма, рассматривается институциональная среда международной компании, возможности различных форм взаимодействия национальных и международных институтов, институциональные и социальные факторы трансформации экономики в России. В главе «Становление и развитие институциональной теории» системно изложены взгляды основателей этой школы: Торстена Веблена, Джона Коммонса, Уэсли Митчелла, Йозефа Шумпетера, а также новые теории современных выдающихся ученых: Джона Гэлбрейта, Рональда Коуза, Дугласа Норта, Дэниела Белла и Элвина Тоффлера. Серьезное внимание уделяется вопросам управления мотивацией в сравнительном ме неджменте, представлен анализ существующих теорий мотивации, оцениваются пути разрешения мотивационных проблем сравнительного менеджмента, вопросы мотивационной
дифференциации в мультинациональном коллективе, влияние культурно-странового аспекта на мотивационные изменения, практика стимулирования труда в различных странах. В разделе, посвященном коммуникациям в сравнительном менеджменте, рассмотрены сущность и структурные составляющие коммуникации, интерактивная модель коммуникации, межкультурная коммуникация, вопросы национальной стереотипизации и этноцентризма, стили коммуникации и коммуникационные потоки, коммуникация и языковые барьеры, невербальная коммуникация, управление межкультурной коммуникацией и роль менеджера мультинационального коллектива как «коммуникатора». В учебнике подробно рассматриваются вопросы, связанные с развитием национальных моделей менеджмента, проблемы «интернационализации» современного менеджмента: мифы и реальности сложного сочетания дивергентных и конвергентных процессов. Авторы посчитали целесообразным рассмотреть европейские проблемы менеджмента на «национальном» и «мультинациональном» уровнях в отдельной главе, включив в нее модели экономического развития и роль государства в экономике стран ЕС, концепцию евроменеджмента, проблемы управления «между крайностями», характерные черты организационных культур в Европе. Предваряя изложение особенностей национальных моделей менеджмента разных стран, мы посчитали необходимым включить краткие экономико-географические характеристики и дать оценку специфике их развития. В книге рассмотрены национальные модели менеджмента ряда ведущих и наиболее продвинутых в этой области стран мира: США, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Японии, Китая, Южной Кореи. Большое место, отведенное авторами учебника северным странам Европы, не случайно, ибо эти страны — ближайшие соседи России и их большой позитивный опыт в области международного стратегического менеджмента особенно интересен и полезен для развивающейся рыночной экономики нашей страны. Данная книга является первым российским учебником по дисциплине «Сравнительный менеджмент». Учебник написан авторским коллективом кафедры международного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в составе: заслуженный деятель науки, д. э. н., профессор С. Э. Пивоваров (общая редакция, предисловие, гл. 1, 2, 4, 5, 8-12, 14-16); к. э. н., доцент А. В. Бутуханов (предисловие, гл. 1, 7-12, 14, 17-19); д. э. н., профессор И. А. Максимцев (гл. 13-16); к. э. н., доцент И. С. Пивоваров (гл. 4, 5, 15, 16); д. э. н., -профессор А. И. Погорлецкий (гл. 8-14, 17-19); к. э. н., доцент Н. В. Трифонова (гл. 6, 19); к. э. н., доцент М. 3. Эпштейн (гл. 2, 3).
|